X

«Формула-1». Гран-при Сан-Марино: В тени легенды

На Гран-при Сан-Марино Шумахер одержал четвертую подряд победу на старте чемпионата мира – до этого подобное удавалось лишь самому Михаэлю в 1994-м да великому Айртону Сенне в 1991-м.

На Гран-при Сан-Марино Шумахер одержал четвертую подряд победу на старте чемпионата мира – до этого подобное удавалось лишь самому Михаэлю в 1994-м да великому Айртону Сенне в 1991-м.

На Гран-при Сан-Марино Шумахер одержал четвертую подряд победу на старте чемпионата мира – до этого подобное удавалось лишь самому Михаэлю в 1994-м да великому Айртону Сенне в 1991-м.

По правде говоря, достижение, упомянутое выше, нельзя назвать рекордом – в 1992 году Найджел Мэнселл выиграл пять стартовых Гран-при, что и по сей день является непревзойденным результатом. Однако нам более уместной показалась параллель с Сенной – ведь, как бы пафосно это ни звучало, дух «Бразильского Волшебника» просто витал над Имолой в минувший уик-энд.

Сначала в близлежащем итальянском городке Форли состоялся благотворительный футбольный матч (о нем вы прочитаете в отдельном блоке). Затем в Имоле был открыт музей Айртона Сенны, где теперь хранятся болиды, на которых ездил «Человек дождя», его гоночные шлемы и прочие реликвии. Непосредственно перед гонкой по автодрому имени Энцо и Дино Феррари сделал круг бывший напарник и близкий друг Айртона Герхард Бергер – причем пилотировал он автомобиль Lotus 98T, на котором Сенна выступал в сезоне 1986 года. Да и действующие пилоты не оставили без внимания десятую годовщину гибели великого гонщика – так, на автомобилях Jordan появились портреты Сенны, а болиды Minardi украсила надпись «Saudade» (это название песни, написанной Крисом Ри в память об Айртоне; в вольном переводе с португальского оно означает «нам тебя не хватает»).

В «БАРе» пьют шампанское

Казалось бы, пора переходить непосредственно к гонке, ведь именно она была апогеем уик-энда. Но мы позволим себе немного задержаться на квалификации, которая подарила зрителям, пожалуй, главную сенсацию Гран-при. Разумеется, речь идет о первой в карьере поул-позишн Дженсона Баттона. Честно говоря, к присутствию машин B.A.R. среди лидеров понемногу начинают привыкать и болельщики, и конкуренты – так, сам Михаэль Шумахер назвал основным соперником Ferrari в этом сезоне не Williams и Renault, а именно B.A.R.

Впрочем, справедливости ради отметим, что поул достался Дженсону в некоторой степени случайно. Дело в том, что на своем зачетном круге Шумахер шел быстрее Баттона – по крайней мере, на первых двух секторах. Однако на третьем секторе шестикратный чемпион мира допустил небольшую ошибку, задев колесами гравий; именно это и стало причиной потери Михаэлем нескольких десятых секунды, а с ними и поула.

Вдвоем и Баррика бить легче

К сожалению (а для кого и к счастью), гонка расставила все на свои места. Ferrari шла по трассе явно быстрее B.A.R., и обгон был лишь вопросом времени. Впрочем, до борьбы на трассе дело так и не дошло – оба пилота отправились в боксы, где механики из Маранелло опередили своих коллег из Брэкли. После этого никаких сомнений в победе Шумми не возникало – он оторвался от остального пелотона настолько далеко, что его потеряли из виду даже телеоператоры. Шутка, конечно: Михаэль пропал с экранов лишь потому, что в других частях пелотона происходили гораздо более интересные вещи.

К примеру, борьба Рубенса Баррикелло с пилотами Renault Ярно Трулли и Фернандо Алонсо. Вот классический пример мудрой командной тактики! Представьте – упомянутая троица (Трулли, Баррикелло, Алонсо) идет вплотную друг к другу, однако на обгон никто не решается. В какой-то момент Рубиньо уходит на пит-стоп, практически одновременно с ним туда же отправляется и Ярно. Что делает в это время Фернандо? Правильно – нарастив темп, проходит еще пару кругов по освободившейся от соперников трассе. В итоге Трулли и Баррикелло возвращаются в гонку в том же порядке, а Алонсо, оттянувший дозаправку на пару кругов, опережает их обоих! Да, Ярно пожертвовал собой ради напарника – ему досталась роль этакого «движущегося тормоза» для Рубенса. Зато команда положила в свою копилку на два очка больше!

Попранные надежды

А вот для Williams и McLaren добрых слов не находится. Нет, Монтойя активно боролся (видели бы вы, как агрессивно он пытался обойти Шумахера на старте!) и вполне заслуженно занял третью ступеньку подиума. А вот его напарник – Шумахер-младший – вновь проявил себя не с лучшей стороны. Как и в Бахрейне, излишняя горячность Ральфа при атаке Алонсо привела к тому, что немец вылетел с трассы и смог финишировать лишь седьмым. И счастье еще, что стюарды, рассмотрев этот инцидент после гонки, решили не наказывать обоих участников эпизода – а то получил бы Шумми-младший второе штрафное очко в сезоне…

Относительно McLaren сложилось впечатление, что там решили: в нынешнем сезоне ловить уже нечего. Широко разрекламированный MP4-19 попросту «не едет», а новая версия болида ожидается, по словам Рона Денниса, лишь к лету – примерно к Гран-при Германии, когда вопрос о титуле уже может оказаться закрытым. Бесспорно, данную гонку «серебристым» испортил неудачный старт Култхарда, который, вылетев, потерял передний спойлер (а с ним и все надежды на пристойный финиш). Но даже восьмое место Райкконена (да и то, кстати, доставшееся ему из-за схода Такумы Сато) – разве это результат для команды с такими амбициями и таким бюджетом? Что случилось с конюшней, еще полгода назад боровшейся за чемпионство? Весьма интересную версию происходящего недавно высказал технический директор McLaren-Mercedes Норберт Хауг: «Неудачи McLaren – следствие чересчур усердных попыток догнать Ferrari. Мы запланировали слишком большой шаг в развитии, и теперь нам приходится работать сразу на два фронта: не хватает и надежности, и скорости». Иными словами – перестарались, так, что ли?

Финишировали

1. М. Шумахер Ferrari 1:26.19,670 с. 2. Д. Баттон B.A.R. + 09,702 с. 3. Х.-П. Монтойя Williams + 21,617 с. 4. Ф. Алонсо Renault + 23,654 с. 5. Я. Трулли Renault + 36,216 с. 6. Р. Баррикелло Ferrari + 36,683 с. 7. Р. Шумахер Williams + 55,730 с. 8. К. Райкконен McLaren + 1 кр. 9. Д. Физикелла Sauber + 1 кр. 10. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 11. О. Панис Toyota + 1 кр. 12. Д. Култхард McLaren + 1 кр. 13. М. Уэббер Jaguar + 1 кр. 14. К. Клиен Jaguar + 2 кр. 15. З. Баумгартнер Minardi + 4 кр. 16. Т. Сато B.A.R. + 6 кр.

Не финишировали

17. Н. Хайдфельд Jordan 48 кр., трансмиссия. 18. К. да Матта Toyota 32-й кр., разворот. 19. Д. Бруни Minardi 22-й кр., тормоза.
20. Д. Пантано Jordan 6-й кр., гидравлика

 Прикол гонки

Собственно, прикол относится не к самой гонке, а к упомянутому в начале статьи футбольному матчу, состоявшемуся накануне Гран-при. В нем принимали участие гонщики «Ф-1», с одной стороны, и звезды бразильского футбола, чемпионы мира 1994 года – с другой. Возглавлявший команду гонщиков Михаэль Шумахер перед началом матча пытался предостеречь своих игроков, что на этот раз атакующий стиль игры не пройдет. Так и вышло. Чемпионы мира сразу показали пилотам, что такое настоящий футбол. К концу первого тайма счет был разгромным – 5:1 в пользу бразильцев.

«Их игра – это что-то невероятное! – признался потом пилот Renault Ярно Трулли. – Они игрались с нами, как кошка с мышкой! А я-то считал, что у меня отменная физическая форма… В какой-то момент я даже подумал, что, может быть, лучше прекратить игру и просто поглядеть на то, как играют бразильцы». «Да, это выглядело забавно! – согласился с Ярно пилот Sauber Фелипе Масса. – Когда я был маленьким, часто задумывался о том, смогу ли стать профессиональным футболистом. Сегодня я получил ответ на этот вопрос».

Впрочем, во втором тайме звезды футбола сжалились над гонщиками и позволили им забить несколько мячей в свои ворота. Когда прозвучал финальный свисток, счет на табло был равным – 5:5. По итогам матча удалось собрать 33 тысячи евро, которые пошли в «Фонд Айртона Сенны».

 Статистика

Гран-при Сан-Марино. Автодром им. Энцо и Дино Феррари 23 – 25 апреля 2004 года
Проводится с 1981 года
Дистанция 308,523 км (62 круга по 4933 м)
Поул-позишн: Д. Баттон (1.19,753 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.20,411 с)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:26.19,670 с, средняя скорость 212,405 км/ч)

Стартовое поле

1. Д. Баттон. 2. М. Шумахер. 3. Х.-П. Монтойя. 4. Р. Баррикелло. 5. Р. Шумахер. 6. Ф. Алонсо. 7. Т. Сато. 8. М. Уэббер. 9. Я. Трулли. 10. К. да Матта. 11. Д. Култхард. 12. Ф. Масса. 13. О. Панис. 14. К. Клиен. 15. Д. Пантано. 16. Н. Хайдфельд. 17. Д. Бруни. 18. З. Баумгартнер. 19. Д. Физикелла. 20. К. Райкконен.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 40 очков. 2. Р. Баррикелло, 24. 3. Д. Баттон, 23. 4. Х.-П. Монтойя, 18. 5. Ф. Алонсо, 16. 6. Я. Трулли, 15. 7. Р. Шумахер, 9. 8. Т. Сато, 4. 9. Д. Култхард, 4. 10. Ф. Масса, 1. 11. М. Уэббер, 1. 12. К. Райкконен, 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 64 очка. 2. Renault, 31. 3. B.A.R., 27. 4. Williams, 27. 5. McLaren, 5. 6. Sauber, 1. 7. Jaguar, 1.

Владимир Некрасов
Фото AFP, Ferrari, McLaren