X

Формула-1. Гран-при Турции: Масса эмоций

Если венгерская гонка стала первым в карьере триумфом Дженсона Баттона, то спустя три недели Гран-при Турции подарил нам очередного победителя-дебютанта – Фелипе Массу. Однако если Дженс шел к своему успеху на протяжении семи лет и 115 гонок, то Фелипе для достижения такого же результата потребовалось всего четыре сезона и 67 Гран-при.

Если венгерская гонка стала первым в карьере триумфом Дженсона Баттона, то спустя три недели Гран-при Турции подарил нам очередного победителя-дебютанта – Фелипе Массу. Однако если Дженс шел к своему успеху на протяжении семи лет и 115 гонок, то Фелипе для достижения такого же результата потребовалось всего четыре сезона и 67 Гран-при.

Если венгерская гонка стала первым в карьере триумфом Дженсона Баттона, то спустя три недели Гран-при Турции подарил нам очередного победителя-дебютанта – Фелипе Массу. Однако если Дженс шел к своему успеху на протяжении семи лет и 115 гонок, то Фелипе для достижения такого же результата потребовалось всего четыре сезона и 67 Гран-при.

Да и вообще, сходства у этих двух «дебютных» побед было гораздо меньше, чем различий. Вспомните: три недели назад Баттон стартовал 14-м; Масса же к своему триумфу отправился с поул-позишн. Британец победил в дождь, тогда как бразилец – под ярким турецким солнцем. Наконец, победа Дженсона в огромной степени была случайной (это после Гран-при Венгрии признали и сам гонщик, и его команда) и не отражала истинного состояния Honda. Фелипе же провел гонку сверхуверенно, не дав ни соперникам, ни напарнику ни единого шанса, и его небольшой отрыв на финише от преследователей объясняется лишь тем, что на последних кругах Масса решил поосторожничать и откровенно замедлился. Претензии же Ferrari на Кубок конструкторов после этой победы стали еще серьезнее – ведь от лидирующей пока что Renault «красных» теперь отделяют лишь жалкие два очка.

Когда маршалы спят

Еще одно отличие Венгрии от Турции: если три недели назад будущий победитель все время находился вплотную к эпицентру происшествий, то сейчас наиболее интересные события в гонке разворачивались далеко за спиной лидера. Взять хотя бы старт – для Фелипе он был весьма спокойным и даже скучным. А за ним… Михаэль Шумахер резко принял вправо, блокируя таким образом траекторию Алонсо; тот притормозил и, сам того не желая, «подрезал» своего напарника Физикеллу. Джанкарло ударил по тормозам, его машину развернуло, и в нее въехал превосходно стартовавший Хайдфельд. Дальнейшее обычно называют цепной реакцией…

Странно, что на данный инцидент никак не отреагировали маршалы трассы – в тот момент, когда надо было как минимум выпускать автомобиль безопасности, турецкие стюарды не вывесили даже желтых флагов. А ведь помимо болидов Джанкарло и Ника в стартовом завале оказались повреждены машины Сато, Монтейро, Спида и Райкконена! Особенно грустно было последнему – пробитая не без помощи соперника покрышка вынудила финна заезжать в боксы и фактически поставила крест на его турецких надеждах. Несмотря на это, Кими, сменив колесо, вернулся на трассу, но… лишь для того, чтобы тут же с нее улететь. Как оказалось, размотавшаяся резина повредила задние аэродинамические элементы, без которых управлять сверхмощной «формулой» практически нереально.

 Круглые цифры Гран-при

300000-й км дистанции McLaren
2500-е очко Bridgestone
1000-й круг Super Aguri
200-е очко Баттона
80-я победа с поула Ferrari

Пять секунд

Лидеры же, благополучно избежав стартовых треволнений, спокойно продолжали гонку в том же порядке, в котором и стартовали. Впрочем, довольно скоро этому суждено было закончиться, и причиной перемен стал вылетевший с траектории болид Витантонио Лиуцци. На этот раз стюарды гонки почему-то решили выпустить на трассу пейс-кар, и, естественно, многие гонщики воспользовались этим для совершения своих дозаправок. Так поступили и в Ferrari; но, поскольку обслужить одновременно две машины невозможно, Михаэлю пришлось несколько секунд прождать у боксов, пока обслужат его лидировавшего напарника. И представьте, именно этих секунд механикам Алонсо хватило, чтобы заправить своего пилота и выпустить его на трассу не за спиной Шумахера, а впереди него!

Оказавшись третьим, Михаэль не потерял самообладания. Тактика чуть более поздней второй дозаправки виртуально позволяла ему вновь опередить Фернандо – но для этого нужно было проходить каждый круг без ошибок. К сожалению для «красных», Шумахеру это не удалось – на 28-м круге он ошибся, слишком широко зашел в поворот и потерял на этом порядка пяти секунд. После этого никакая тактика не могла спасти семикратного чемпиона – со своего второго пит-стопа он выехал вплотную за Алонсо, прессинговал его на протяжении оставшихся 15 кругов, но обойти так и не смог.

Цена вопроса

Возможно, борьба Алонсо и Шумахера и не стала самым ярким моментом Гран-при Турции. Наверняка кому-то больше понравились пикирования Баррикелло и Трулли в борьбе за восьмую позицию или сражение Кубицы и Уэббера за место – как выяснилось! – вне зачетной восьмерки. Но чем ближе финал чемпионата мира, тем больше внимания мы будем уделять двум пилотам-лидерам. Ведь каждый, пусть даже бесцветный Гран-при, проведенный Шумахером или Алонсо на первой позиции, будет стоить гораздо больше, чем самая яркая борьба в глубине пелотона…

 История сравнивает

Выиграв в Стамбуле, Фелипе Масса стал 97-м пилотом, на счету которого есть хотя бы одна победа в Ф-1. Однако несмотря на то, что выигрывать за рулем Ferrari не так уж сложно, Фелипе понадобилось для этого провести в красном болиде аж 14 гонок. Для сравнения – в 1996-м пришедший из Benetton Михаэль Шумахер победил уже в седьмой гонке за Ferrari.

 Новичок: Себастьян Феттель

У BMW Sauber – пополнение. 19-летний немец Себастьян Феттель настолько впечатлил боссов команды своими выступлениями в картинге, Формуле BMW и Формуле-3, что Марио Тайссен лично убедил FIA выдать парню необходимую суперлицензию. Себастьян сразу же ответил добром на добро, в качестве третьего пилота BMW показав лучшее время на пятничной свободной тренировке перед Гран-при Турции. При этом Феттель побил сразу два рекорда. Немец стал самым молодым гонщиком в истории Ф-1, который принял участие в Гран-при – 19 лет и 53 дня. Второй рекорд, скорее, комичный – стюарды оштрафовали Феттеля за превышение скорости на пит-лейн (64,3 км/ч), зарегистрировав нарушение уже на девятой секунде свободных заездов.

 Статистика

Гран-при Турции, Стамбул, 26-27 августа 2006 года
Проводится с 2005 года
Дистанция 309,356 км (58 кругов по 5378 м)
Победитель гонки: Ф. Масса (1:28.51,082 с, средняя скорость 208,904 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Масса (1.26,907 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.28,005 с)
Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.24.770 с, 2005 г.)

 Итоговые результаты Гран-при Турции
Поз.Место на стартеПилотМашинаКругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
11Фелипе МассаFerrari F248581:28.51,082
23Фернандо АлонсоRenault R2658+ 05,575
32Михаэль ШумахерFerrari F24858+ 05,656
46Дженсон БаттонHonda RA10658+ 12,334
511Педро де ла РосаMcLaren MP4-2158+ 45,908
64Джанкарло ФизикеллаRenault R2658+ 46,594
715Ральф ШумахерToyota TF106B58+ 59,337
813Рубенс БаррикеллоHonda RA10658+ 60,034
912Ярно ТруллиToyota TF106B57+ 1 круг
109Марк УэбберWilliams FW2857+ 1 круг
1110Кристиан КлиенRed Bull RB257+ 1 круг
128Роберт КубицаBMW Sauber F1.0657+ 1 круг
1317Скотт СпидToro Rosso STR0157+ 1 круг
145Ник ХайдфельдBMW Sauber F1.0656+ 2 круга.
1516Дэвид КултхардRed Bull RB255+ 3 круга
1622Кристиан АльберсMidland M1646Вылет
1721Такума СатоSuper Aguri SA0641Не классиф.
1814Нико РосбергWilliams FW2825Двигатель
1920Сакон ЯмамотоSuper Aguri SA0623Вылет
2018Витантонио ЛиуцциToro Rosso STR0112Трансмиссия
217Кими РайкконенMcLaren MP4-212Вылет
2219Тиаго МонтейроMidland M161Столкновение

 Чемпионат пилотов
Пилот ТурцияВсего
1Фернандо Алонсо8108
2Михаэль Шумахер696
3Фелипе Масса1062
4Джанкарло Физикелла352
5Кими Райкконен049
6Дженсон Баттон536
7Хуан-Пабло Монтойя026
8Рубенс Баррикелло122
9Ник Хайдфельд019
10Ральф Шумахер218

 Кубок конструкторов
КомандаТурцияВсего
1Renault11160
2Ferrari16158
3McLaren/Mercedes489
4Honda658
5Toyota228
6BMW Sauber/BMW026
7Red Bull/Ferrari016
8Williams/Cosworth010
9Toro Rosso/Cosworth01
10Midland/Toyota00
11Super Aguri/Honda00

Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц