Уровень безопасности гонщиков нынешней «Формулы-1» очень высок – этот постулат был вновь доказан на Гран-при Венгрии пилотами Red Bull Кристианом Клиеном и Дэвидом Култхардом. Две разбитые вдребезги машины – и ни единой царапины у спортсменов!
| | Уровень безопасности гонщиков нынешней «Формулы-1» очень высок – этот постулат был вновь доказан на Гран-при Венгрии пилотами Red Bull Кристианом Клиеном и Дэвидом Култхардом. Две разбитые вдребезги машины – и ни единой царапины у спортсменов! |
Построенный в 1986 году Хунгароринг – первую и пока единственную трассу «Формулы-1» на территории бывшего соцлагеря – частенько называют «венгерским Монако». Суть сравнения понять легко – обе трассы характеризуются маленькой по «формульным» меркам средней скоростью и отсутствием мест, пригодных для обгонов. Именно поэтому за последние 12 лет здесь семь раз побеждали гонщики, стартовавшие с поула. Очевидно, что успех в квалификации на этой трассе важен как нигде; зато гонка, по понятным причинам, зачастую бывает весьма занудной. К счастью, на этот раз вышло по-другому.
Сбросить вес
Как известно, порядок старта пилотов в квалификации представляет собой перевернутый финишный протокол предыдущей гонки. Естественно, пилоты, стартующие последними, находятся в лучших условиях по сравнению с соперниками – ведь асфальт по ходу сессии прогревается и «раскатывается», благодаря чему сцепление покрышек с ним улучшается. В то же время пилоты, выезжающие первыми, виртуально проигрывают конкурентам несколько десятых секунды еще до того, как уйти на зачетный круг.
В Венгрии открывать квалификацию должен был Райкконен – первый и единственный из сошедших неделю назад на Хоккенхаймринге. Зная это, Кими и его команда разработали хитроумную стратегию, предусматривающую три этапа. Для начала финну вполне резонно решили не заливать в баки много топлива, тем самым искусственно увеличив скорость его McLaren MP4-20. План этот, в общем-то, удался лишь отчасти – Трулли, Монтойя и Шумахер-старший все же проехали квалификационный круг быстрее Кими (кстати, в этом списке мог оказаться и Алонсо, но он ошибся на выходе из последнего поворота и стал лишь шестым). Тем не менее, и четвертая стартовая позиция обещала Райкконену многое.
В толчее и давке
Вторую часть замысла McLaren исполнил просто блестяще. Если стоявший на поуле Шумми просто уехал вперед, как в лучшие годы, то Кими в первый поворот вошел вторым – правда, не без помощи Монтойи, грамотно заблокировавшего траекторию Трулли. В свою очередь бедняге Ярно пришлось тормозить так активно, что в него сзади въехал разогнавшийся Баррикелло. Рядом же с ними Шумахер-младший практически вытеснил с трассы Алонсо. В результате этих стычек обе Toyota не пострадали, а вот Баррикелло и Алонсо лишились передних спойлеров. Естественно, заезд в боксы отбросил этих пилотов в самый хвост пелотона.
Но если у Рубенса и Фернандо еще оставалась призрачная надежда хотя бы на зачетные очки, то оба пилота Red Bull на том же, самом первом, круге лишились ее безвозвратно. Первым покинул гонку Клиен, взлетевший в воздух после контакта своего заднего правого колеса с передним левым Sauber Вильнева. Совершив полный оборот вокруг продольной оси, Red Bull приземлился сначала на воздухозабоник, а затем на брюхо с поломанной подвеской. А через несколько секунд та же участь постигла и второй болид RB1 – причем Култхард «убрался» столь же нелепо, попросту налетев на отвалившийся от Renault Алонсо передний спойлер. И вновь не обойтись без реверанса в сторону FIA, которая, постоянно ужесточая краш-тесты, в итоге добилась того, что гоночные болиды стали едва ли не безопаснее наших с вами дорожных машин…
Вспоминая Мику
Тем временем Кими повис на хвосте у Михаэля; причем эта парочка стремительно отрывалась от преследовавшего ее Монтойи, не говоря уже о других, объективно более медленных соперников. Теперь Райкконену предстояло решить третью задачу, а именно – обогнать Шумахера. На венгерской трассе сделать это невероятно сложно, и финн обратился за помощью к механикам.
На первый пит-стоп Кими заехал на четыре круга раньше Михаэля, но бензина залил больше, чем его соперник. В итоге на вторую дозаправку первым отправился уже Шумахер; Райкконен остался на трассе на круг дольше. И представьте, одного-единственного круга финну хватило, чтобы после своего пит-стопа оказаться впереди соперника! Более того, получив в свое распоряжение чистый трек, Кими буквально полетел по трассе, привозя порой Михаэлю по пять-семь секунд (да-да, не десятых долей, а секунд!) с круга! Такого преимущества McLaren над Ferrari не было очень давно – наверное, со времен Мики Хаккинена…
Впрочем, это преимущество объяснялось довольно просто – на втором пит-стопе Кими залили буквально несколько капель топлива (как рассчитал телевизионный компьютер, его должно было хватить всего на 12 кругов). Но за эти 12 кругов Райкконен оторвался от Шумахера на целых 25 секунд, после чего третья и последняя дозаправка уже ничего не решала – Кими одержал четвертую в сезоне и шестую в карьере победу.
Быстрый, но хрупкий
Внимательный читатель спросит – а где же все это время был Монтойя? В отличие от двух лидеров, Хуан-Пабло избрал стратегию с двумя дозаправками, поэтому его темп все время был несколько меньше. Впрочем, эта тактика вполне могла бы позволить ему опередить и Райкконена, и Шумахера, если бы не сломавшийся на 41-м круге ведущий вал… Положительно, из-за проблем с надежностью техники McLaren умудряется проигрывать заведомо выигранные гонки, обладая при этом самой быстрой машиной чемпионата! Еще один парадокс этого спорта…
Кто, откуда и куда |
Традиционно август – время оживления на трансферном рынке пилотов. Кое-кто уже имеет на руках контракты на будущий сезон, кто-то раздумывает, а кто-то и вовсе навострил лыжи в другую конюшню. Мы приводим маленькую таблицу, в которой попытаемся отобразить нынешнее положение дел – впрочем, в любую минуту оно может измениться… | Возможные составы команд «Ф-1» (2006 г.) |
Команда | Имеют контракты | Рассматривается возможность | Renault | Алонсо, Физикелла | Монтаньи, Ковалайнен | McLaren | Райкконен, Монтойя | | Ferrari | М. Шумахер, Масса | | Toyota | Р. Шумахер, Трулли | | Williams | Уэббер | Баттон, Хайдфельд, Дэвидсон | Red Bull | Култхард | Клиен, Лиуцци | BAR | | Сато, Баттон, Баррикелло | Sauber (BMW) | Вильнев | Хайдфельд | Jordan | | Монтейро, Картикеян, Доорнбос | Minardi | | Альберс, Доорнбос, Монтаньи |
|
|
|
|
Статистика |
Гран-при Венгрии, Хунгароринг, 30 – 31 июля 2005 года Проводится с 1986 года Дистанция 306,663 км (70 кругов по 4381 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:37.25,552 с, средняя скорость 188,859 км/ч) Поул-позишн: М. Шумахер (1.19,882 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.21,219 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.19,071 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Венгрии |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 4 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 70 | 1:37.25,552 | 2 | 1 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 70 | + 35,581 | 3 | 5 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 70 | + 36,129 | 4 | 3 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 70 | + 54,221 | 5 | 8 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 70 | + 58,832 | 6 | 12 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 70 | + 68,375 | 7 | 16 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 69 | + 1 круг | 8 | 10 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 69 | + 1 круг | 9 | 9 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 69 | + 1 круг | 10 | 7 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 69 | + 1 круг | 11 | 6 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 69 | + 1 круг | 12 | 18 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 67 | + 3 круга | 13 | 20 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 66 | + 4 круга | 14 | 14 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 63 | + 7 кругов | 15 | 17 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 59 | не классиф. | 16 | 15 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 56 | перегрев | 17 | 2 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 41 | ведущий вал | 18 | 19 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 26 | гидравлика | 19 | 13 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 0 | вылет | 20 | 11 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 0 | столкновение |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Венгрия | Всего | 1 | Renault | 0 | 117 | 2 | McLaren | 10 | 105 | 3 | Ferrari | 8 | 86 | 4 | Toyota | 11 | 68 | 5 | Williams | 5 | 52 | 6 | Red Bull | 0 | 24 | 7 | BAR | 5 | 20 | 8 | Sauber | 0 | 14 | 9 | Jordan | 0 | 11 | 10 | Minardi | 0 | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Венгрия | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 0 | 87 | 2 | Кими Райкконен | 10 | 61 | 3 | Михаэль Шумахер | 8 | 55 | 4 | Ярно Трулли | 5 | 39 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | 0 | 34 | 6 | Ральф Шумахер | 6 | 32 | 7 | Рубенс Баррикелло | 0 | 31 | 8 | Джанкарло Физикелла | 0 | 30 | 9 | Ник Хайдфельд | 3 | 28 | 10 | Марк Уэббер | 2 | 24 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц