X

«Формула-1». Гран-при Венгрии: Скучно, господа!

Часто приходится слышать: «Что ты нашел в этой «Формуле-1»? Ездят цепочкой 19 человек за одним Шумахером – разве ж это спорт?». После такой гонки, как венгерская, просто и не знаешь, что ответить…

Часто приходится слышать: «Что ты нашел в этой «Формуле-1»? Ездят цепочкой 19 человек за одним Шумахером – разве ж это спорт?». После такой гонки, как венгерская, просто и не знаешь, что ответить…

Часто приходится слышать: «Что ты нашел в этой «Формуле-1»? Ездят цепочкой 19 человек за одним Шумахером – разве ж это спорт?». После такой гонки, как венгерская, просто и не знаешь, что ответить…

Согласен, Гран-при Венгрии никогда не был особо зрелищным – относительно узкое полотно, обилие медленных поворотов, непривычно грязное покрытие всегда затрудняли выполнение каких-либо обгонов, причем даже круговых. Мало того, за 18-летнюю историю трассы во время гонки здесь никогда не было дождя, который гарантирует интересное развитие событий. Так что за редкими исключениями вроде гонок 1998-го или 2003 годов, Венгрия не балует болельщиков ярким зрелищем. Но, поверьте, ТАКОЙ скучной гонки автор этих строк не видел очень давно – возможно, даже никогда. От всего сердца стоит поблагодарить руководство УТ-1, сдвинувшее трансляцию на половину второго ночи – сколько людей спокойно легли спать и не потратили бездарно, подобно вашему покорному слуге, два часа драгоценного выходного дня!

Собственно зрелища было минуты полторы – а именно старт. Две Ferrari привычно уехали вперед за Кубком Конструкторов, в то время как за их спинами (или, скорее, задними антикрыльями) развернулась отчаянная борьба за позицию. Победителями из нее вышли Алонсо, прорвавшийся с пятого места на третье, и Монтойя (с седьмого – на четвертое). Проигравшими назовем Баттона и Сато, потерявших соответственно две и четыре позиции. Все! Остальные шестьдесят девять с половиной кругов можно было не смотреть – порядок следования гонщиков не менялся, а выигрыш позиции происходил исключительно из-за сходов впереди идущих. И потому вся остальная статья будет посвящена не столько Гран-при Венгрии, как предшествовавшим ей событиям – поверьте, они были гораздо интереснее.

Да Матта, вы уволены!

Итак, будем соблюдать хронологию событий. Примерно за полторы недели до гонки сенсационное известие пришло из штаба Toyota – японцы решили уволить номинально первого пилота команды Кристиано да Матту. Причина банальна – неудовлетворительные результаты. В общем, справедливо, конечно; ведь единственный очковый финиш (шестое место в Монако) за 12 Гран-при большим достижением не назовешь. Но, с другой стороны, чего можно ожидать с такой машиной? Разве Оливье Панис выступал намного лучше? Или его пять очков – это много, а три пункта у да Матты – мало?

И кем же его решили заменить? Собственным тест-пилотом Рикардо Зонтой, бывшим партнером Жака Вильнева по B.A.R. и бывшим же тестером Jordan. Мягко говоря, замена не то чтобы откровенно неудачная, но какая-то бестолковая, что ли… Ну вышел Зонта на старт в Венгрии, ну сошел с трассы, не пройдя и половины дистанции. Так это и да Матта мог… В общем, странно. А ведь Кристиано изначально был протеже Toyota (за эту команду он выступал еще в американской серии CART, где и стал, кстати, чемпионом)! Что же там на самом деле произошло? Скорее всего, правды нам не узнать, однако можно сказать одно: японский стиль руководства наверняка сыграл в этой истории немаловажную роль. Что лишний раз доказывает, сколь непостижимой является для остального мира восточная ментальность…

Дверь из БАРа

Впрочем, эта новость буквально через пару дней поблекла перед другим, абсолютно сногсшибательным известием: Дженсон Баттон переходит в Williams! Газеты и электронные СМИ просто взорвались сенсационными заголовками вроде «Williams покупает нового чемпиона мира!». С другой стороны, само по себе это сообщение не вызвало бы столь бурной реакции, если бы не одна деталь: у Баттона есть действующий контракт с его нынешней командой – B.A.R.

Дальнейшие события развивались, как в хорошем голливудском детективе, – быстро и непредсказуемо. Первым отреагировал босс B.A.R. Дэйв Ричардс: «Мы поражены заявлением Дженсона. Он не пытался обсудить этот вопрос ни со мной, ни с кем-либо из сотрудников команды. Мы намерены добиться выполнения условий его контракта. Я обязан сделать это, обязан перед всей командой, которая на протяжении последних двух сезонов не покладая рук работала, чтобы обеспечить Дженсона достойной машиной».

В игру вступили юристы, и вот что они выяснили. Как известно, Баттон дебютировал в «Формуле-1» в 2000 году в составе Williams. Год спустя он перешел в команду Benetton, однако у Уильямса остался так называемый опцион на его контракт – проще говоря, право вернуть Баттона в команду при первой возможности. С другой стороны, переходя из Benetton в B.A.R., Дженсон заключил новый контракт, который предусматривал возможность ухода пилота только в том случае, если команда займет в чемпионате место ниже пятого. Поскольку этого не произошло (и в нынешнем сезоне явно не произойдет), Ричардс и заявил о неправомерности действий своего пилота.

Однако противоборствующая сторона также оказалась не лыком шита. Все в том же контракте была найдена еще одна лазейка: дескать, Баттон может покинуть B.A.R., если из нее уйдет поставщик моторов – Honda. А поскольку Honda не озвучила окончательного решения по этому поводу, Дженсон и его адвокаты решили воспользоваться данным нюансом. Достаточно запутанно, не так ли?

Пиррова победа?

Разрубить гордиев узел была призвана Комиссия по контрактам, созданная несколько лет назад при FIA. Ее вердикт однозначен: единственный действующий на данный момент контракт Баттона – это его соглашение с B.A.R. Все? Как бы не так! Williams отреагировал быстро и цинично: «Комиссия FIA по контролю за исполнением контрактных обязательств есть орган общественный, о котором в Договоре согласия нет ни слова, а значит, ее решения носят не более чем рекомендательный характер». Тут уж не выдержал «Карабас-Барабас Большого цирка» Берни Экклстоун: «Если окажется, что Дженсон поступил непорядочно и нарушил контрактные обязательства, то он может вовсе лишиться суперлицензии и оказаться вне гонок. У нас тут не футбол, и я хочу, чтобы гонщики держали свое слово!».

Конец истории, по-видимому, еще не наступил. На данный момент наиболее реальным представляется то, что B.A.R. все же отпустит своего пилота – хотя бы потому, что держать гонщика в команде против его воли нелогично и нерационально. Но вот вопрос – зачем Баттону Williams? Зачем вообще было устраивать все это шоу? Уж простите, но на данный момент «красно-белые» выглядят предпочтительнее «сине-белых»! В то время, как Williams покидают Монтойя и Ральф Шумахер, на еще толком не освободившееся место в B.A.R. уже претендуют Оливье Панис, Энтони Дэвидсон, Дэвид Култхард и, по слухам, даже сам Мика Хаккинен! Не сделал ли Баттон ошибки – возможно, самой ужасной в своей жизни?

Впрочем, до ответа на этот вопрос так же далеко, как до Луны. Впереди еще пять гонок нынешнего сезона, и мы надеемся, что следующие пять обзоров будут посвящены именно событиям в «Первой Формуле», а не вокруг нее…

 Статистика

Гран-при Венгрии. Хунгароринг. 13 – 15 августа 2004 года
Проводится с 1986 года
Дистанция
306,663 км (70 кругов по 4381 м)
Поул-позишн: М. Шумахер (1.19,146 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.19,071 с)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:35.26,131 с, средняя скорость 192,798 км/ч)

Стартовое поле
1.
М. Шумахер. 2. Р. Баррикелло. 3. Т. Сато. 4. Д. Баттон. 5. Ф. Алонсо. 6. А. Пиццониа. 7. Х.-П. Монтойя. 8. Д. Физикелла. 9. Я. Трулли. 10. К. Райкконен. 11. М. Уэббер. 12. Д. Култхард. 13. О. Панис. 14. К. Клиен. 15. Р. Зонта. 16. Н. Хайдфельд. 17. Д. Пантано. 18. З. Баумгартнер. 19. Д. Бруни. 20. Ф. Масса.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 120 очков. 2. Р. Баррикелло, 82. 3. Д. Баттон, 65. 4. Я. Трулли, 46. 5. Ф. Алонсо, 45. 6. Х.-П. Монтойя, 38. 7. Д. Култхард, 19. 8. К. Райкконен, 18. 9. Т. Сато, 18. 10. Д. Физикелла, 14. 11. Р. Шумахер, 12. 12. М. Уэббер, 7. 13. Ф. Масса, 5. 14. О. Панис, 5. 15. А. Пиццониа, 4. 16. К. да Матта, 3. 17. Н. Хайдфельд, 3. 18. Т. Глок, 2. 19. З. Баумгартнер, 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 202 очка. 2. Renault, 91. 3. B.A.R., 83. 4. Williams, 54. 5. McLaren, 37. 6. Sauber, 19. 7. Toyota, 8. 8. Jaguar, 7. 9. Jordan, 5. 10. Minardi, 1.

Финишировали

1. М. Шумахер Ferrari 1:35.26,131 с. 2. Р. Баррикелло Ferrari + 04,696 с. 3. Ф. Алонсо Renault + 44,599 с. 4. Х.-П. Монтойя Williams + 62,613 с. 5. Д. Баттон B.A.R. + 67,493 с. 6. Т. Сато B.A.R. + 1 кр. 7. А. Пиццониа Williams + 1 кр. 8. Д. Физикелла Sauber + 1 кр. 9. Д. Култхард McLaren + 1 кр. 10. М. Уэббер Jaguar + 1 кр. 11. О. Панис Toyota + 1 кр. 12. Н. Хайдфельд Jordan + 2 кр. 13. К. Клиен Jaguar + 2 кр. 14. Д. Бруни Minardi + 4 кр. 15. З. Баумгартнер Minardi + 5 кр.

Не финишировали

16. Д. Пантано Jordan 48-й кр., КПП. 17. Я. Трулли Renault 41-й кр., двигатель. 18. Р. Зонта Toyota 31-й кр., электрика. 19. Ф. Масса Sauber 21-й кр., тормоза. 20. К. Райкконен McLaren 13-й кр., электрика

 Прикол гонки

В скучнейшей венгерской гонке и прикола-то никакого не нашлось, поэтому вынесем в эту рубрику просто хорошую новость. 31 июля первый пилот команды McLaren Mercedes Кими Райкконен женился на своей давней подруге Дженни Далман. Бывшая «Мисс Скандинавия» и Райкконен были обручены еще в 2002 году, но лишь сейчас решились на создание «ячейки общества». Закрытая церемония прошла в одном из замков в родной для молодоженов Финляндии. Поздравляем!

Владимир Некрасов
Фото AFP, Ferrari, Honda, Sauber