X

Формула-1: Когда уходят чемпионы

На стартовой решетке Гран-при Австралии 2003 года было два пилота, когда-либо примерявших корону чемпиона мира, – Михаэль Шумахер и Жак Вильнев. Однако, как сказал бы Дункан МакЛауд, «остаться должен только один» – незадолго до конца сезона-2003 Вильнев был уволен из команды, акционером которой являлся.

На стартовой решетке Гран-при Австралии 2003 года было два пилота, когда-либо примерявших корону чемпиона мира, – Михаэль Шумахер и Жак Вильнев. Однако, как сказал бы Дункан МакЛауд, «остаться должен только один» – незадолго до конца сезона-2003 Вильнев был уволен из команды, акционером которой являлся.

На стартовой решетке Гран-при Австралии 2003 года было два пилота, когда-либо примерявших корону чемпиона мира, – Михаэль Шумахер и Жак Вильнев. Однако, как сказал бы Дункан МакЛауд, «остаться должен только один» – незадолго до конца сезона-2003 Вильнев был уволен из команды, акционером которой являлся.

Теперь в этом не сомневается уже практически никто. Жаку нет места в «Ф-1» 2004 года, и все оптимистичные заявления по этому поводу – не что иное, как фантазии желтой прессы, вечно рыщущей в поисках сенсаций. Однако на удочку «шакалов пера» уже никто не попадается. Все места в топ-командах на будущий сезон заняты; выступать же за конюшню-аутсайдера Вильнев не станет. Думается, езда на машине, изначально не способной побеждать, достала его хуже горькой редьки. А как замечательно все начиналось…

Во имя отца и друга

Скажем сразу, не видать Жаку ни чемпионских титулов, ни баснословных гонораров, если бы не два человека, в разное время повлиявших на выбор молодого канадца. Первый – бесспорно, отец Жака, великий автогонщик Жиль Вильнев, любимец самого Энцо Феррари, трагически погибший во время квалификации Гран-при Бельгии 1982 года. Второй – его друг, советчик и менеджер Крэйг Поллок, с которым Вильнев познакомился еще в 80-х, будучи учеником престижного швейцарского колледжа, где Поллок работал директором. Молодость и энергия не имеют преград – один знал, чего он хочет; другой – как этого добиться. Вместе Вильнев и Поллок могли свернуть горы, чем они и решили заняться.

Покорять мир друзья начали с Америки. Отличающийся великолепной деловой хваткой Поллок сумел пристроить Вильнева в команду серии IndyCar – Green Reynard Ford. Оказавшись в нужном месте в нужное время, Жак моментально доказал всем недоброжелателям ошибочность поговорки о природе, отдыхающей на детях гениев. Результатом американского вояжа стали победы в чемпионате IndyCar и легендарной гонке «500 миль Индианаполиса» (обе – в 1995 году). Однако и Вильнев, и Поллок понимали, что это лишь половина успеха. Чтобы завоевать весь мир, друзьям нужна была «Формула-1»…

На пике славы

И Жаку вновь повезло – если вообще уместно упомянуть о везении, когда речь идет о результате упорного труда. Сэру Фрэнку Уильямсу нужен был напарник для Дэймона Хилла – гонщик, способный стать равноценной заменой ушедшему в McLaren Дэвиду Култхарду. Молодой канадец, имеющий, помимо таланта, огромную армию поклонников за океаном, как нельзя лучше подходил на эту роль. Правда, это был довольно рискованный альянс – Вильнев уже тогда славился своими эксцентричностью, амбициозностью и свободой взглядов. Однако риск оправдал себя практически моментально.

В первой же гонке за Williams Жак произвел настоящую сенсацию, завоевав поул-позишн и едва не выиграв гонку. Лишь проблемы с подачей масла вынудили его сбросить скорость и пропустить к победе своего напарника. Примерно в том же ключе прошел и весь сезон – Вильнев закончил его на втором месте с 78 очками (титул с 97 очками достался Хиллу).

Однако следующий, 1997 г. сложился просто идеально. Хилл самоустранился, уйдя в объективно слабенький Arrows; времена царствования McLaren и Хаккинена еще не наступили. Единственным реальным соперником Жака был Михаэль Шумахер, тогда только начинавший строить вокруг себя «машину по производству побед», великолепную Scuderia Ferrari.

Перед решающей гонкой сезона (это был Гран-при Европы, проходивший в испанском Хересе) претендентов на титул разделяло одно очко в пользу Михаэля. К несчастью, его подвела машина – к середине дистанции обнаружилась утечка масла. Поняв, что добраться до финишной ленточки ему не удастся, Шумахер попытался протаранить Williams Вильнева. Однако номер не прошел – Ferrari немца застыла на обочине, а канадец «на честном слове» дохромал до финиша; третье место в этой гонке подарило ему титул чемпиона мира.

Перейти Рубикон

К этому моменту Вильнев, казалось, достиг всего, чего желал. Недостатка в деньгах он не испытывал уже давно; непомерные амбиции, ранее ничем не подкрепленные, наконец нашли свое подтверждение. В среде гонщиков Жак пользовался репутацией отчаянного лихача, эдакого беспечного ездока. До сих пор жива легенда о том, как, выбравшись из машины, разбитой на квалификации Гран-при Бельгии 1999 года, Вильнев заявил: «Это была лучшая авария в моей жизни!» (к слову, от болида тогда остались рожки да ножки, и, пока Жак не вылез из кокпита, не одно сердце замерло в суеверном страхе – ведь именно в Бельгии разбился и Жиль Вильнев). Более того, некоторое время Вильнев считался единственным гонщиком, способным на равных противостоять «Великому и Ужасному» Шумахеру.

Однако Поллок, будучи расчетливым бизнесменом, понимал, что топтание на месте равносильно движению назад – ему нужен был новый, еще более громкий проект. И таким проектом стала команда British American Racing.

В устах Крэйга будущее действительно выглядело радужным. Табачный концерн British American Tobacco был готов вложить в проект почти неограниченные (естественно, в разумных пределах) средства, делая бюджет команды одним из крупнейших на тот момент в «Формуле-1». Шасси должна была поставлять компания Reynard; моторы – Supertec. Имея на руках такие козыри, Поллок обещал Вильневу, что через три-четыре года именно B.A.R. станет той силой, которая поборется с Ferrari за чемпионские титулы. Учитывая назревающий кризис Williams, Жак готов был поверить в реальность этих обещаний.

Впрочем, был еще один аргумент. Переходя в B.A.R., Вильнев, как и Поллок с Рейнардом, становился акционером команды, то есть получал не только одну из самых высоких в «Ф-1» зарплат, но и процент с доходов конюшни. Кто бы отказался от таких поистине сказочных условий? Кто бы не поверил другу – другу, который столько раз подсказывал верные ходы и находил нужные решения? Жак поверил – и прогадал…

Место для шага вперед?

Пять лет прозябания (иначе и не назовешь) в B.A.R. сделали Вильнева совсем другим человеком. Ни одной победы, ни одного поула, всего два попадания на подиум – разве это результат для гонщика, покорившего мир автоспорта по обе стороны океана? История падения чемпиона-97 с вершины автоспорта поистине печальна: ненадежная машина, маломощные моторы, бесталанные напарники… Казалось, все изменится с приходом в 2002 году в команду нового босса, Дэйва Ричардса. Не тут-то было! Да, B.A.R. понемногу начал прогрессировать, однако места для Жака здесь уже не нашлось. Расчетливый и жесткий бизнесмен, Ричардс решил, что не столь талантливый, но амбициозный и – главное! – «бесплатный» протеже Honda Такума Сато лучше, чем титулованный, но потерявший мотивацию и весьма дорогой (зарплата Жака составляла порядка $20 млн.) Вильнев.

Что же дальше? Возьмет ли Жак, как в свое время Ален Прост, годичный перерыв, чтобы затем вновь вернуться в «Формулу-1»? Создаст ли по примеру сэра Джеки Стюарта собственную команду? Увлечется ли, как Дэймон Хилл, спортивной журналистикой? Станет ли, подобно Жану Алези, участвовать в куда менее престижных «кузовных» гоночных сериях, периодически тестируя какой-нибудь «формульный» болид? Или поступит, как Эдди Ирвайн, то есть бросит «весь этот автоспорт» и будет проводить свои дни в обществе красивых девочек на собственной роскошной яхте?

Скорее всего, ни то, ни другое, ни третье. Вероятно, Жак изберет свой собственный путь – ведь круг его интересов гораздо шире, чем «Формула-1». В число увлечений канадца входят горные лыжи, компьютеры, музыка (Вильнев и сам неплохо играет на гитаре), книги… Многие журналисты утверждают, что Жак – едва ли не единственный человек в паддоке «Ф-1», с которым можно поговорить не только о гонках. Что ж, возможно, мы еще услышим о Вильневе-программисте, музыканте, лыжнике… Или все же об автогонщике?

 Из досье

Жак Вильнев
Родился 9 апреля 1971 года в Сен-Жан-Сюр-Ришелье (Канада)
В «Ф-1» с 1996 года
Чемпион мира 1997 года
Всего стартов 132
Всего побед 11
Всего подиумов 23
Всего поул-позишн 13
Всего очков 219
В среднем 1,66 очка за гонку

Subaru без Барнса

Ричард Барнс пропустит Чемпионат мира WRC 2004 года. Таков вердикт врачей, обследовавших британского гонщика после того как он потерял сознание за несколько дней до «Ралли Великобритания». Диагноз неутешительный – астроцитома (лат. astrocytoma, опухоль центральной нервной системы). Как заверяют врачи, опухоль находится в начальной стадии, и курс радиотерапии, который пройдет Ричард, должен ему помочь. Тем не менее об автогонках и речи быть не может – по крайней мере, на ближайший год.

Таким образом команда Subaru, с которой Ричард подписал контракт на 2004 год, вынуждена искать другого напарника действующему чемпиону мира Петеру Солбергу. В списке наиболее вероятных кандидатов на это место фигурируют ранее заявлявшие об уходе из WRC Колин МакРэй, Харри Рованпера и Томми Мякинен. В то же время Subaru может пригласить в пару к Солбергу кого-то из молодых гонщиков, вроде Яри-Матти Латвала или Микко Хирвонена.

Mitsubishi возвращается!

Недавно в Уэльсе прошла серия тестов нового ралликара Mitsubishi Lancer WRC 04, с которым заводская команда «трех бриллиантов» в будущем сезоне вернется в Чемпионат мира по авторалли. Автомобиль был спроектирован бывшим конструктором Peugeot Марио Форнарисом, перешедшим в Mitsubishi около года назад.

На данный момент каких-либо подробностей о технических характеристиках Mitsubishi Lancer WRC 04 нет. А вот состав команды Mitsubishi на сезон-2004 уже обнародован. Как и ожидалось, место первого пилота занял «Король асфальта» Жиль Паницци. За рулем второй машины будут поочередно выступать финн Кристиан Солберг (вице-чемпион мира 2002 года в группе N), испанец Даниэль Сола (победитель Junior WRC 2002 года) и итальянец Джанлуиджи Галли.

Владимир Некрасов
Фото автора, ICN, AFP