X

Формула-1: Шампанское для обливания

Если бы изобретатель шампанского монах Дом Периньон увидел то, что творится на подиуме каждого Гран-при Формулы-1, он назвал бы это настоящим святотатством. Тем не менее, весь мир считает постфинишное обливание благородным напитком одним из главных морфологических признаков Королевских гонок.

Если бы изобретатель шампанского монах Дом Периньон увидел то, что творится на подиуме каждого Гран-при Формулы-1, он назвал бы это настоящим святотатством. Тем не менее, весь мир считает постфинишное обливание благородным напитком одним из главных морфологических признаков Королевских гонок.

Если бы изобретатель шампанского монах Дом Периньон увидел то, что творится на подиуме каждого Гран-при Формулы-1, он назвал бы это настоящим святотатством. Тем не менее, весь мир считает постфинишное обливание благородным напитком одним из главных морфологических признаков Королевских гонок.

Святого отца можно понять: всю свою жизнь (1641–1715 гг.) он посвятил поиску технологии, которая помогла бы избавиться от взрывного характера забродивших белых вин. Утешить падре мог бы только тот факт, что для основанной им Moet & Chandon период присутствия в Формуле-1 (1972 – 98 гг.) на фоне без малого трехсотлетней истории компании ничтожно мал.

Впрочем, шампанское появилось в автогонках еще на заре их становления. Впервые кубок, наполненный благородным напитком, пригубил за свою победу Ференц Жиж, триумфатор самой первой гонки Гран-при, организованной французским автоклубом в 1906 году. А великий гонщик предвоенных лет Тацио Нуволари так любил брют, что иногда позволял себе глоток-другой во время последнего пит-стопа! Разумеется, если к тому моменту лидировал с приличным отрывом, что в лучшие годы «летучего монтуанца» (конец 20-х – начало 30-х) случалось сплошь и рядом.

Вина и зрелищ!

Парадоксально, но на подиум этот напиток попал только в 1967-м – как раз когда французский Гран-при, ранее проходивший в Реймсе, покинул столицу провинции Шампань ради Ле Мана! Именно этот великий марафон в том же году подарил миру процедуру обливания – как водится, случайно. Генри Форд так обрадовался, что его гонщикам в 24 heures du Mans удалось одолеть спортпрототипы Ferrari, до того 6 раз выигрывавшие лемановский марафон, что самолично поднялся на подиум. Американец собирался наполнить кубки победителей брютом, но не учел, что за сутки стояния в гараже вино нагрелось, и первая же открываемая бутылка буквально выстрелила в его руках. Раньше других сориентировался Дэн Герни. Когда он выхватил у Форда бутылку, на разлетавшуюся во все стороны пену легли лучи заходящего солнца и появилась радуга. На какое-то мгновение все застыли, пораженные красотой и необычностью происходящего.

Тем не менее «продолжение банкета» последовало только в 1969-м, когда руководству Moet удалось договориться с организаторами британского Гран-при, что победителю будет вручена бутылка брюта. Поскольку победивший шотландец Джеки Стюарт не пил, он с удовольствием опустошил огромную 3-литровую емкость на головы призеров и зрителей.

Официальную «подиумную» прописку шампанское получило только в 1972 году на Гран-при Италии. В течение следующих десяти лет традиция обливания распространилась сначала на мото- и велогонки, затем на горные лыжи, гольф, теннис, парусный спорт. А для самой «королевы автоспорта» послефинишная церемония обливания стала такой же обязательной, как и сама процедура награждения, штраф за неявку на которую с 1993 года составляет ни много ни мало $1 млн.

Кодекс Луи Эвана

Отношения между Ф-1 и благородным напитком резко ухудшились в начале 90-х, когда ЕС объявил крестовый поход на пособничающих вредным привычкам производителей табака и алкоголя. Как на грех, именно они преимущественно являлись основными спонсорами как «формульных» команд, так и самого чемпионата. Особым рвением в этой кампании отличилась… Франция, первой принявшая закон, запрещающий рекламу сигарет и спиртных напитков во время спортивных мероприятий. Под «кодекс Луи Эвана» подпала даже процедура обливания. Идея, возможно, здравая, но… Вы знаете хоть одного человека в мировой истории, который бы спился, злоупотребляя шампанским?!

В итоге искристое вино текло рекой на всех этапах, кроме тех, что проводились на его исторической родине: там победители просто жали друг другу руки. До тех пор, пока не иссякло терпение у Берни Экклстоуна. В 1997-м он на свой страх и риск вручил подчиненному кредитку и послал в ближайший супермаркет. Представьте себе состояние боссов Moet, когда они увидели по телевизору призеров гонки, на радость публике поливающих друг друга их фирменным брютом! А ведь за нарушение «кодекса Эвана» любой компании грозил штраф в половину годового оборота! Но Экклстоун не был бы хозяином самого богатого чемпионата в мире, если бы не подстраховался. Британец во всеуслышание заявил, что в качестве защиты продемонстрирует видеозапись только что финишировавшей в Марселе «кругосветки», где яхтсмены поливали и угощали шампанским всех собравшихся, включая журналистов, операторов и фотографов. То есть штрафовать пришлось бы как минимум сотню человек, представляющих самые могущественные медиахолдинги. В итоге расследование так и не было начато…

15 миллионов за душ

Тем не менее год спустя Moet покинул суетный мир больших призов: слишком уж много желающих хотело занять его место. Сейчас официальным поставщиком шампанского для Ф-1 является Mumm, которому процедура общественного обливания перед камерами обходится в 15 миллионов евро.

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей