X

И дождь, и судьи, и скандал

В отличие от предыдущей гонки, которую критиковали за отсутствие зрелищности, Гран-при Бельгии был насыщен событиями – как на гоночной трассе, так и за ее пределами.

В отличие от предыдущей гонки, которую критиковали за отсутствие зрелищности, Гран-при Бельгии был насыщен событиями – как на гоночной трассе, так и за ее пределами.

В отличие от предыдущей гонки, которую критиковали за отсутствие зрелищности, Гран-при Бельгии был насыщен событиями – как на гоночной трассе, так и за ее пределами.

<>

Естественно, изначально все внимание зрителей было приковано к четверке лидеров, которая в шахматном порядке оккупировала первые стартовые позиции. Впрочем, после первого же виража четверка, словно в известном фильме, сократилась до тройки – Портос… простите, Хейкки Ковалайнен в борьбе с настигавшими соперниками утратил добрый десяток позиций. В течение всей гонки молодой финн прорывался из задних рядов в зачетную зону, однако из-за отказа КП вынужден был сойти с дистанции на последнем ее круге! На самом деле, о гонке, которую провел Ковалайнен, можно было бы написать отдельную статью – если бы рядом не происходили события еще более интересные.

Хороший старт – полдела

Оставшаяся же тройка лидеров, немного потолкавшись в первом повороте, к знаменитой «Красной воде» подошла в такой последовательности: Хэмилтон, Райкконен, Масса. Впрочем, лидерство юного британца продолжалось недолго – ровно круг. В том же самом месте, где на старте «затолкали» Ковалайнена, кругом позже допустил ошибку и его напарник. Казалось бы, небольшой разворот Хэмилтона был не столь уж критичен – но ситуацией тут же воспользовался действующий чемпион мира, стрелой пролетевший мимо потерявшего темп соперника. Так Кими вышел в лидеры гонки, стартовав четвертым

Момент гонки, который мог стать ключевым: Хэмилтона разворачивает, и Райкконен выходит в лидеры Гран-при.
Не так планировал Кими вернуться в боксы по окончании этой гонки; но против кармы не попрешь…

Таким положение оставалось до 42-го круга дистанции; его не изменили ни пит-стопы, ни обгоны круговых, ни какие-либо еще факторы. Как выяснилось, был лишь один способ остановить Райкконена – полить трассу дождем. Как только первые капли упали на трек, финн замедлился настолько существенно, что британец тут же сумел догнать его и выйти на дистанцию атаки. Тут-то и началось самое интересное…

«Айсмен» поскользнулся!

Не медля ни секунды, Льюис бросился в бой! Кими стал защищаться столь же отчаянно, сколь и жестко, и в одном из поворотов вынудил соперника покинуть пределы трека и срезать шикану. Срезка, по-научному именуемая «сокращением дистанции», дала Хэмилтону небольшое преимущество, но, выйдя вперед, пилот McLaren понял, что такой обгон будет признан нелегальным, и тут же сбросил газ, пропуская Ferrari вперед. Дождавшись, пока Кими вновь вернется на лидирующую позицию, Льюис мгновенно предпринял новую атаку, которая увенчалась успехом. Расстроенный Райкконен, не желая довольствоваться вторым местом, потерял свойственную ему осторожность и… поскользнулся на мокром от усилившегося дождя асфальте. Не доезжая одного круга до финиша этой гонки, «Ледяной человек» разбил об отбойник свою машину, а вместе с ней – и 90% шансов на второй подряд чемпионский титул…

Хэмилтон же, сияя от счастья, принимал поздравления с победой в третьей из трех «знаковых» гонок формульного сезона (Монако, Хоккенхайм, Спа), не подозревая, впрочем, что его судьбу в этот же момент решают три стюарда этой гонки. Инцидент, подробно описанный нами выше, вызвал интерес судей, и вот почему. С их точки зрения, Льюис, срезая шикану, не только получил преимущество (в чем никто, собственно, и не сомневался), но и воспользовался им для подготовки последующего обгона! Логика стюардов такова: срезая поворот, Хэмилтон приблизился к своему сопернику и, даже пропустив того вперед, остался в его аэродинамическом «хвосте», что значительно облегчило новый обгон. Такой маневр, по их мнению, заслуживал наказания в виде проезда по пит-лейн; однако ввиду того, что гонка уже закончилась, ко времени Льюиса просто прибавили 25 секунд. «Просто», да не очень – после получения штрафа Хэмилтон оказался уже не первым, а третьим, пропустив вперед Фелипе Массу и Ника Хайдфельда!

Вполне естественно, что команда McLaren тут же подала апелляцию на решение стюардов, присовокупив к ней данные телеметрии, где четко видно, как Льюис замедляется, пропуская Кими вперед. Однако на момент написания этой статьи официальным победителем Гран-при Бельгии считается Масса; соответственно, и мы пока отталкиваемся именно от этого факта.

Хайдфельд (крайний слева) совершил настоящее чудо: пятерых соперников за один круг не обгонял никто, кроме Сенны!
Их поменяли местами: через полчаса после финиша Хэмилтон узнал, что он уже не победитель.

Риск – удел сильных

Уделив столько внимания лидерам, нельзя не вспомнить других героев этой восхитительной гонки. Одним из них мог стать блестяще стартовавший Ярно Трулли, сходу отыгравший пять или шесть позиций; однако удар, полученный от Себастьена Бурдэ, испортил итальянцу всю оставшуюся гонку. Сам же Бурдэ, равно как и его напарник Феттель, добрался до финиша в зачетной восьмерке, и теперь Scuderia Toro Rosso имеет в своем активе уже 17 очков – больше, чем ее предшественница Minardi когда-либо набирала за весь сезон. Более того, если STR будет таким же образом проводить все оставшиеся гонки, конкурентам из Toyota, Renault и Red Bull придется нелегко в борьбе за 4-е место в чемпионате!

Но главным героем этого Гран-при по-моему стал Ник Хайдфельд. Посредственно стартовав, упустив в первом повороте пять позиций, проведя 42 достаточно невыразительных круга, на 43-м Ник сотворил невероятное – с первыми же каплями дождя отправился в боксы и сменил резину на дождевую. Ну а дальше было зрелище, забыть которое вряд ли удастся – в течение круга Хайдфельд одного за другим обогнал пятерых (!) соперников и финишировал на подиуме! Более красивой иллюстрации к выражению «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» не придумать никогда…

 Прямая речь   

Ник Хайдфельд, BMW Sauber:

«Когда начался дождь, я решил рискнуть и поставить промежуточную резину. Команда даже переспросила меня, точно ли это? До финиша оставалось два круга, но я успел догнать какие-то очень медленные машины и на последнем круге обогнал парочку».

Себастьен Бурдэ, Toro Rosso:

«На последних кругах гонка превратилась в лотерею – а ведь за минуту до этого я был уверен, что контролирую ситуацию! В общем, увидев клетчатый флаг, я даже не знал, каким финишировал».

 Статистика. Гран-при Бельгии, Спа-Франкоршам
Этап 126-7 сентября 2008 года
Дистанция308,052 км (44 круга по 7004 м)
Победитель гонкиФ. Масса (1:22.59,394 с, средняя скорость 222,715 км/ч)
Поул?позишнЛ. Хэмилтон (1.47,338 с)
Быстрейший круг в гонкеК. Райкконен (1.47,930 с)

 Итоговые результаты Гран-при Бельгии
Поз.
Место на старте
Пилот
Машина
Круги
Время (ч:мин.с)/ причина схода
1
2
Фелипе Масса
Ferrari F2008
44
1:22.59,394
2
5
Ник Хайдфельд
BMW Sauber F1.08
44
+ 09,383
3
1
Льюис Хэмилтон
McLaren MP4-23
44
+ 10,539
4
6
Фернандо Алонсо
Renault R28
44
+ 14,478
5
10
Себастьян Феттель
Toro Rosso STR3
44
+ 14,576
6
8
Роберт Кубица
BMW Sauber F1.08
44
+ 15,037
7
9
Себастьен Бурдэ
Toro Rosso STR3
44
+ 16,735
8
7
Марк Уэббер
Red Bull RB4
44
+ 42,776
9
13
Тимо Глок
Toyota TF108
44
+ 1.07,045
10
3
Хейкки Ковалайнен
McLaren MP4-23
43
+ 1 круг
11
14
Дэвид Култхард
Red Bull RB4
43
+ 1 круг
12
15
Нико Росберг
Williams FW30
43
+ 1 круг
13
18
Адриан Сутил
Force India VJM01
43
+ 1 круг
14
19
Казуки Накадзима
Williams FW30
43
+ 1 круг
15
17
Дженсон Баттон
Honda RA108
43
+ 1 круг
16
11
Ярно Трулли
Toyota TF108
43
+ 1 круг
17
20
Джанкарло Физикелла
Force India VJM01
43
+ 1 круг
18
4
Кими Райкконен
Ferrari F2008
42
Вылет
19
16
Рубенс Баррикелло
Honda RA108
19
КП
20
12
Нельсиньо Пике
Renault R28
13
Вылет

 Кубок конструкторов
Команда
Очки
Всего
1
Ferrari
10
131
2
McLaren/Mercedes
6
119
3
BMW Sauber/BMW
11
107
4
Toyota
0
41
5
Renault
5
36
6
Red Bull/Renault
1
25
7
Williams/Toyota
0
17
8
Toro Rosso/Ferrari
6
17
9
Honda
0
14
10
Force India/Ferrari
0
0
11
Super Aguri/Honda
0
0

 Чемпионат пилотов
Пилот
Очки
Всего
1
Льюис Хэмилтон
6
76
2
Фелипе Масса
10
74
3
Роберт Кубица
3
58
4
Кими Райкконен
0
57
5
Ник Хайдфельд
8
49
6
Хейкки Ковалайнен
0
43
7
Ярно Трулли
0
26
8
Фернандо Алонсо
5
23
9
Марк Уэббер
1
19
10
Тимо Глок
0
15

Владимир Некрасов
Фото команд – участниц Ф-1