X

Италия – Франция 3:2 по пит-стопам

9 июля 2006 года сборная Италии обыграла команду Франции и стала чемпионом мира по футболу. Через неделю, 16 июля, итальянская конюшня Ferrari нанесла «трехцветным» еще один удар, опередив Renault в домашнем для нее Гран-при Франции. Правда, в этом споре решающую роль сыграли не послематчевые пенальти, а тактика пит-стопов.

9 июля 2006 года сборная Италии обыграла команду Франции и стала чемпионом мира по футболу. Через неделю, 16 июля, итальянская конюшня Ferrari нанесла «трехцветным» еще один удар, опередив Renault в домашнем для нее Гран-при Франции. Правда, в этом споре решающую роль сыграли не послематчевые пенальти, а тактика пит-стопов.

9 июля 2006 года сборная Италии обыграла команду Франции и стала чемпионом мира по футболу. Через неделю, 16 июля, итальянская конюшня Ferrari нанесла «трехцветным» еще один удар, опередив Renault в домашнем для нее Гран-при Франции. Правда, в этом споре решающую роль сыграли не послематчевые пенальти, а тактика пит-стопов.

Две недели назад в обзоре Гран-при США мы предположили, что возникшее в Индианаполисе преимущество Bridgestone над Michelin развеется сразу же по возвращении Формулы-1 на европейские трассы. Что ж, прошедшая гонка вынуждает нас взять свои слова обратно – в условиях почти тропической жары на автодроме «Маньи-Кур» (+34°С в воздухе, +54°С – на асфальте) японская резина вновь выглядела предпочтительнее французской. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на результаты квалификации. Так, из пяти машин, занявших первые ряды стартового поля, четыре были обуты в Bridgestone, и лишь Фернандо Алонсо, выжав из своей машины все и еще немножко, смог вклиниться между парами Ferrari и Toyota. Впрочем, скептики утверждали, что данное превосходство клиентов Bridgestone вряд ли может быть объективным, так как многое зависит от количества топлива на борту каждой из машин-лидеров. Разрешить этот спор могла только гонка.

Viva la France?

Старт прошел без приключений; первая семерка сохранила свои позиции, и даже в знаменитом повороте Adelaide никто ни с кем не столкнулся. Алонсо попробовал обойти Фелипе Массу, но тут же был вынужден отступить: во-первых, бразилец жестко и грамотно оборонялся, а во-вторых, самого Фернандо начал атаковать Ярно Трулли. Сражаться на двух фронтах всегда тяжело; и действующий чемпион мира предпочел не торопить события, а дождаться пит-стопов.

На первую дозаправку Масса и застрявший за его спиной Алонсо заехали почти одновременно, на 16-м и 17-м кругах; кругом позже боксы посетил и лидировавший Шумахер. В этот момент все – телезрители, болельщики, комментаторы и даже команды-соперницы – поверили в то, что и Ferrari, и Renault выбрали одинаковую тактику трех дозаправок. И тот незначительный факт, что темп Алонсо после пит-стопа еле заметно упал, не вызвал ни у кого подозрений. А стоило бы призадуматься – уж не решил ли испанец схитрить…

На свой второй пит-стоп Масса и Шумми заехали строго по плану, на 34-м и 37-м кругах соответственно. Алонсо вышел в лидеры, однако все понимали – это продлится лишь до его дозаправки, которая состоится… должна состояться… уже давно должна была состояться… но почему-то никак не происходит! Лишь на 42-м круге, когда Фернандо свернул наконец-таки в боксы, зрители с изумлением поняли, что этот пит-стоп для него – последний. Ведь до финиша остается 28 кругов, а значит, Renault сменила стратегию по ходу гонки, решив останавливаться дважды, а не трижды!

Forza, Italia!

Столь блестящий и неожиданный ход все же не обернулся для французов победой – ведь в штабе Ferrari тоже не дураки сидят. Осознав происходящее, Жан Тодт и Росс Браун отчетливо поняли – второе место Массы можно считать потерянным, однако за победу еще не поздно побороться. Для этого надо лишь объяснить Шумахеру по радио сложившуюся обстановку и попросить его поднажать. Следующие несколько минут были из тех, которые мы будем вспоминать еще долго – Михаэль резко взвинтил темп и стал привозить Фернандо по секунде с каждого круга! И знаете ли, вот так просто, без раскачки, по просьбе команды взять да и сбросить с времени прохождения четырехкилометрового кольца секунду – на это способен далеко не каждый даже в сумасшедшем мире Ф-1.

В итоге к 55-му кругу преимущество Михаэля над Фернандо выросло до 31 секунды, что позволило немцу спокойно заехать на третью дозаправку и вернуться на трассу лидером. Алонсо, как и предполагалось, обошел Массу, однако подняться на вершину подиума и послушать там вслед за гимном Испании знаменитое «Allons enfants de la Patrie…» ему в этот раз было не суждено. А как, черт возьми, было бы символично – ведь ровно 211 лет назад, 16 июля 1795 года «Марсельеза» официально стала гимном Франции! Ну, да ладно; думается, она в этом году прозвучит на трассах Гран-при еще не раз…

 Читая регламент

Начиная с 2007 года и на протяжении как минимум трех лет в Формуле-1 будет участвовать только один производитель покрышек – тендер на поставки за фактическим отсутствием претендентов выиграла компания Bridgestone. Это «читалось» уже довольно давно, однако официально было объявлено лишь незадолго до Гран-при Франции. Данное решение руководство FIA мотивировало, как обычно, необходимостью снизить расходы команд – точнее, их часть, направленную на проведение шинных тестов. О том, что вместе с расходами снизится и зрелищность чемпионата, в официальном заявлении ничего не говорится.

Данное решение разрушило самые призрачные надежды Michelin на возвращение. А значит, продолжать и дальше заниматься исследовательскими работами в области формульных шин французам особого смысла нет. Следовательно, если по мере приближения финиша формульного сезона-2006 преимущество Bridgestone над Michelin будет увеличиваться, лично мы нисколько не удивимся.

 Круглые цифры Гран-при

10000-й километр Клиена
1000-й километр Монтаньи
1000-й круг Midland
400-й круг лидирования Ральфа Шумахера
150-й подиум Михаэля Шумахера
50-й дубль Bridgestone

 История напоминает

Чемпионат Формулы-1 15-й раз в истории пересекается с финальной частью Чемпионата мира по футболу. При этом до сих пор лишь трижды в обоих турнирах побеждали команды из одной страны: в 1954-м (в футболе – Германия, в Ф-1 – Mercedes), 1966-м (Англия и Brabham) и 1982-м (Италия и Ferrari).

 Старичок: Педро де ла Роса

Проведя в Формуле-1 три полных сезона в составе Arrows и Jaguar, Педро де ла Роса, казалось, навсегда сошел со сцены, перейдя на должность тест-пилота McLaren. Как известно, роль это незавидная – знай себе накручивай тысячи километров на предсезонных тестах да пятничных тренировках. Однако когда весной прошлого года Хуан-Пабло Монтойя травмировал плечо, Педро заменил его на Гран-при Байхрейна – и сделал это весьма уверенно, совершив ряд симпатичных обгонов, показав лучший круг гонки и финишировав пятым. Теперь же, после внезапного ухода Монтойи из Ф-1 в NASCAR, у де ла Росы вновь появился шанс проявить себя. И пусть во Франции испанец стал лишь седьмым, пилотаж его был уверенным и азартным – а это значит, что парочку сюрпризов в оставшихся семи этапах ветеран еще способен преподнести.

 Статистика

Гран-при Франции, Маньи-Кур, 15-16 июля 2006 года
Проводится с 1950 года
Дистанция 308,586 км (70 кругов по 4411 м)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:32.07,803 с, средняя скорость 200,967 км/ч)
Поул-позишн: М. Шумахер (1.15,493 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.17,111 с)
Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.15,377 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Франции
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
11Михаэль ШумахерFerrari F248701:32.07,803
23Фернандо АлонсоRenault R2670+ 10,131
32Фелипе МассаFerrari F24870+ 22,546
45Ральф ШумахерToyota TF106B70+ 27,212
56Кими РайкконенMcLaren MP4-2170+ 33,006
67Джанкарло ФизикеллаRenault R2670+ 45,265
78Педро де ла РосаMcLaren MP4-2170+ 49,407
811Ник ХайдфельдBMW Sauber F1.0669+ 1 круг
99Дэвид КултхардRed Bull RB269+ 1 круг
1014Скотт СпидToro Rosso STR0169+ 1 круг
1116Жак ВильневBMW Sauber F1.0669+ 1 круг
1212Кристиан КлиенRed Bull RB269+ 1 круг
1322Витантонио ЛиуцциToro Rosso STR0169+ 1 круг
1419Нико РосбергWilliams FW2868+ 2 круга
1515Кристиан АльберсMidland M1668+ 2 круга
1620Франк МонтаньиSuper Aguri SA0567+ 3 круга
1717Дженсон БаттонHonda RA10661Двигатель
1810Марк УэбберWilliams FW2853Прокол
194Ярно ТруллиToyota TF106B39Тормоза
2013Рубенс БаррикеллоHonda RA10618Двигатель
2118Тиаго МонтейроMidland M1611Гидравлика
2221Такума СатоSuper Aguri SA050Сцепление

 Кубок конструкторов
 Команда ФранцияВсего
1Renault11Позиция не изменилась142
2Ferrari16Позиция не изменилась121
3McLaren/Mercedes6Позиция не изменилась71
4Honda0Позиция не изменилась32
5Toyota5Улучшение позиции21
6BMW Sauber/BMW1Ухудшение позиции20
7Red Bull/Ferrari0Позиция не изменилась11
8Williams/Cosworth0Позиция не изменилась10
9Toro Rosso/Cosworth0Позиция не изменилась1
10Midland/Toyota0Позиция не изменилась0
11Super Aguri/Honda0Позиция не изменилась0

 Чемпионат пилотов
 Пилот ФранцияВсего
1Фернандо Алонсо8Позиция не изменилась96
2Михаэль Шумахер10Позиция не изменилась79
3Джанкарло Физикелла3Позиция не изменилась46
4Кими Райкконен4Позиция не изменилась43
5Фелипе Масса6Позиция не изменилась42
6Хуан-Пабло Монтойя0Позиция не изменилась26
7Дженсон Баттон0Позиция не изменилась16
8Рубенс Баррикелло0Позиция не изменилась16
9Ральф Шумахер5Улучшение позиции13
10Ник Хайдфельд1Ухудшение позиции13

Владимир Некрасов
Фото Ferrari, BMW, McLaren