X

Китайская подделка

Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…

Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…

Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…

Победа Льюиса Хэмилтона в Шанхае никаких разночтений не вызывает. Фактически, единственной официальной сессией в этот уикенд, которую не выиграл британец, была свободная тренировка в субботу, где доминировал Ник Хайдфельд. Все остальные тренировки, квалификации и саму гонку Льюис выиграл столь уверенно, что сомнения в его психологической и технической готовности к чемпионству развеялись как дым. А вот выступление конкурентов из Ferrari, не теряющих надежды оставить у себя оба титула, вновь напомнило о забытом, казалось, понятии «командной тактики».

Дружеская помощь

Итак, на 49-м круге дистанции Гран-при Китая Кими Райкконен резко ухудшил время прохождения круга на 2-3 секунды по отношению к предыдущим десяти кругам. Благодаря этому его смог догнать и опередить следовавший в некотором отдалении партнер по команде Фелипе Масса. Пропустив товарища вперед на некоторое расстояние, Кими вновь вспомнил о педали газа, и его время на круге вернулось на прежнюю отметку. Вопрос: как называется вышеописанный эпизод?

Самое интересное, что с точки зрения регламента понятием «командная тактика» в данном случае действительно оперировать нельзя – ведь приказа-то из боксов не было! Если бы в радиоэфире прозвучало хоть что-нибудь, похожее на руководство к действию, можно было бы вести разговор о наказании Ferrari. Однако все произошедшее было исключительно инициативой самого Райкконена, который после финиша объяснил свои действия так: «Я – часть команды и знаю, чего от меня ждут. Если лично я уже математически не участвую в борьбе за пилотский титул, значит, должен помочь команде в ее борьбе за другие титулы». Более того, с подобной трактовкой публично согласился и Хэмилтон: «В подобной ситуации мы наверняка поступили бы также – Хейкки пропустил бы меня в интересах команды».

Вдвоем мы сильнее!

Согласитесь, тема весьма увлекательная. Действительно, Формула-1 – командный вид спорта, и действия в интересах своей конюшни являются для каждого пилота самой главной задачей. Но ведь аналогичные принципы царят, например, и в сборной Монголии по боксу – каждый спортсмен действует в интересах своей команды. Тем не менее, один боксер почему-то не уступает другому ринг, дабы тот в очном поединке с соперником набрал больше очков! Возможно, пример несколько некорректен, но суть ясна: любое соревнование хорошо, когда его участники придерживаются четких правил.

Фернандо Алонсо накануне гонки обещал помочь Фелипе Массе в борьбе за титул. Оказалось, что слов на ветер он не бросает.

В нашей ситуации регламент соблюден чисто формально, и болельщикам от этого не легче. Не может быть довольна и FIA – ведь команды наглядно, в открытую, дают ей понять, что данное правило не работает, его легко обойти и именно это они настроены делать в будущем.

Какой может быть выход? Как обычно, их два: более жесткий и помягче. С одной стороны, можно в принципе запретить пилотам одной команды меняться по ходу гонки местами при условии, что это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами (прокол колеса, потеря важного элемента кузова и так далее). Второй вариант – сделать командную тактику легальной, разрешив командам тасовать своих пилотов как заблагорассудится. Тогда, по крайней мере, болельщики будут еще до гонки знать, что при необходимости пилот А уступит пилоту Б, и у них не будет оставаться неприятного осадка после просмотра таких «соревнований»…

Статистика

Этап 17. Гран-при Китая, Шанхай, 18-19 октября 2008 года

Дистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м)
Победитель гонки: Л. Хэмилтон (1:31.57,403 с, средняя скорость 199,049 км/ч)
Поул-позишн: Л. Хэмилтон (1.36,303 с)
Быстрейший круг в гонке: Л. Хэмилтон (1.36,325 с)

Прямая речь

Джанкарло Физикелла, Force India:

«Управлять тяжелой машиной непросто – не хватало сцепления с трассой. Я смог показать хорошее время лишь на финальных кругах, но в тот момент уже ехал в одиночестве».

Ярно Трулли, Toyota:

«Уже на старте я поравнялся с Себастьяном Феттелем, но в следующий момент Бурдэ врезался в правый бок моей машины. Досадно, ведь в Спа он испортил мне гонку таким же маневром».

Итоговые результаты Гран-при Китая

Поз.

Старт.место

Пилот

Машина

Круги

Время (ч:мин.с)/ причина схода

1

1

Льюис Хэмилтон

McLaren MP4-23

56

1:31.57,403

2

3

Фелипе Масса

Ferrari F2008

56

+ 14,925

3

2

Кими Райкконен

Ferrari F2008

56

+ 16,445

4

4

Фернандо Алонсо

Renault R28

56

+ 18,370

5

9

Ник Хайдфельд

BMW Sauber F1.08

56

+ 28,923

6

11

Роберт Кубица

BMW Sauber F1.08

56

+ 33,219

7

12

Тимо Глок

Toyota TF108

56

+ 41,722

8

10

Нельсиньо Пике

Renault R28

56

+ 56,645

9

6

Себастьян Феттель

Toro Rosso STR3

56

+ 1.04,339

10

15

Дэвид Култхард

Red Bull RB4

56

+ 1.14,842

11

13

Рубенс Баррикелло

Honda RA108

56

+ 1.25,061

12

17

Казуки Накадзима

Williams FW30

56

+ 1.30,847

13

8

Себастьен Бурдэ

Toro Rosso STR3

56

+ 1.31,457

14

16

Марк Уэббер

Red Bull RB4

56

+ 1.32,422

15

14

Нико Росберг

Williams FW30

55

+ 1 круг

16

18

Дженсон Баттон

Honda RA108

55

+ 1 круг

17

20

Джанкарло Физикелла

Force India VJM01

55

+ 1 круг

18

5

Хейкки Ковалайнен

McLaren MP4-23

49

Пневматика

19

19

Адриан Сутил

Force India VJM01

13

КП

20

7

Ярно Трулли

Toyota TF108

2

Столкновение

Кубок конструкторов

Команда

Китай

Всего

1

Ferrari

14

156

2

McLaren/Mercedes

10

145

3

BMW Sauber/BMW

7

135

4

Renault

6

72

5

Toyota

2

52

6

Toro Rosso/Ferrari

0

34

7

Red Bull/Renault

0

29

8

Williams/Toyota

0

26

9

Honda

0

14

10

Force India/Ferrari

0

0

11

Super Aguri/Honda

0

0

Чемпионат пилотов (десятка)

Пилот

Китай

Всего

1

Льюис Хэмилтон

10

94

2

Фелипе Масса

8

87

3

Роберт Кубица

3

75

4

Кими Райкконен

6

69

5

Ник Хайдфельд

4

60

6

Фернандо Алонсо

5

53

7

Хейкки Ковалайнен

0

51

8

Себастьян Феттель

3

30

9

Ярно Трулли

4

30

10

Тимо Глок

2

22

Владимир Некрасов
Фото команд–участниц Ф-1