X

Лаборанты в красном

Как проверяют характеристики масел и топлива в Ф-1

Собственная химическая лаборатория сегодня может быть не только на закрытых промышленных предприятиях и военных объектах, но и у команды Формулы-1. Что же здесь исследуют и как переплетается мир науки с миром автогонок?

Перед проведением первых заездов свободной практики Гран-при Венгрии на трассе Хунгароринг представители компании Shell, сотрудничающей с Ferrari, пригласили журналистов в святая святых – передвижную химическую лабораторию, которая предоставляет «красным жеребцам» полный комплекс услуг, связанных с анализом образцов топлива и масла в каждой гонке. Небольшой штат специалистов проводит за гоночный уикенд более 40 тестов по анализу топлива и масла в болидах. Новое горючее, разрабатываемое в соответствии с техническими требованиями FIA (Международной ассоциации автоспорта), тестируется постоянно (методом газовой хроматографии). Затем его образцы передаются на согласование в FIA, так как состав заправочной смеси и ее компоненты жестко контролируются (если образец, взятый на пробу представителями FIA, не соответствует утвержденному составу, команду могут дисквалифицировать). После получения одобрения топливо может использоваться в гонках.

Похожие правила действуют и при исследовании моторного масла. Для выявления взвешенных в нем металлических частиц, образующихся при износе, используется рентген-анализ. Специалисты Shell могут выявить необычный механический износ после каждого заезда и предоставить Ferrari точную картину состояния двигателя и коробки передач. Эти данные дают возможность механикам понять, насколько сильно стоит нагружать мотор и КП во время гонки.

График работы масляной лаборатории во время гонки

Среда: Сразу же по прибытии на место проведения очередного Гран-при фирменных командных грузовиков специалисты готовят и настраивают оборудование в своей компактной лаборатории. Проводятся демо-тесты для проверки надежности работы приборов.
Четверг: Для анализа берутся образцы топлива из баков болидов и заправочных емкостей. Также проводятся базовые исследования качества масла в моторе и трансмиссии.
Пятница: Перед выездом машин на свободную практику берутся повторные пробы топлива из болидов, чтобы убедиться в его надлежащем качестве. После каждого заезда отбирают образцы масла и исследуют их на количество и качество металлической пыли в нем. Эта информация передается механикам команды, что помогает им установить уровень износа основных деталей мотора и трансмиссии.
Суббота: Проведение исследований образцов масла и топлива, взятых перед, во время и после квалификационных заездов.
Воскресенье: Берутся анализы масла и топлива во время гонки, а также после ее завершения параллельно с представителями комиссии FIA на предмет соответствия топлива ее строгим нормам. Потом образцы масла посылаются в Англию, в основной офис, для детального комплексного исследования. Полученная информация спустя несколько дней доводится до ведома представителей команды Ferrari.

Киев – Будапешт – Киев

Роман Базай
Фото Shell