После испанского Гран-при, как обычно, весьма посредственного с точки зрения интриги, турецкий этап стал настоящим фейерверком событий. И как ни странно, в обеих гонках одним из главных действующих лиц был пилот, не набравший в итоге ни единого очка, – конечно, мы имеем в виду Хейкки Ковалайнена.
| | После испанского Гран-при, как обычно, весьма посредственного с точки зрения интриги, турецкий этап стал настоящим фейерверком событий. И как ни странно, в обеих гонках одним из главных действующих лиц был пилот, не набравший в итоге ни единого очка, – конечно, мы имеем в виду Хейкки Ковалайнена. |
Гран-при Испании запомнится молодому финну надолго – по сути, он может считать 27 апреля 2008 года своим вторым днем рождения. На 21-м круге испанской гонки на McLaren Хейкки внезапно разрушился колесный диск – как заявила позже команда, причиной столь неожиданной и странной для Ф-1 поломки стал заводской дефект (еще удивительнее, кстати, что свою вину признал и поставщик дисков, японская компания Enkei). Как бы то ни было, машина моментально потеряла управление, и отчаянные попытки Ковалайнена замедлиться или хотя бы изменить угол удара оказались тщетными – автомобиль вылетел с трека и вошел в ряды отработанных покрышек как карандаш в пластилин (фото вверху). Честно говоря, в тот момент трудно было поверить, что подобная авария может закончиться благополучно…
Финские разборки
И тем не менее, Хейкки не пострадал – более того, полученные повреждения оказались настолько легкими, что финн принял участие уже в следующем, турецком Гран-при. И не просто принял участие, а вполне мог выиграть его – по крайней мере, вторая стартовая позиция предоставляла для этого массу возможностей. Однако первый же левый поворот после стартовой прямой спутал финну все карты – контакт со стартовавшим четвертым Кими Райкконеном привел к проколу колеса и вынудил Ковалайнена заехать в боксы уже на втором круге дистанции. Понятно, что в планы команды это никак не входило; стратегия пошла коту под хвост, и все, что смог сделать второй номер McLaren – это добраться до финиша, попутно порадовав зрителей несколькими красивыми обгонами. Мало для претендующей на лидерство команды, но невероятно, фантастически много для человека, две недели назад заглянувшего в глаза смерти…
| |
Полоса невезения Нельсиньо Пике явно затянулась – на фоне Фернандо Алонсо его выступления иначе как посредственными не назовешь. |
Нет, это не пафос и не попытка придать данному обзору «желтизны». Хейкки действительно крупно повезло, и во многом благодаря работе FIA. Смотрите сами: именно FIA постоянно ужесточает и дорабатывает требования к безопасности автомобилей, проводя новые и новые краш-тесты. В результате этой работы машины Ф-1 имеют монококи столь прочные, что они способны выдержать прямой удар в покрышки со скоростью 130 км/ч. Более того, пилот, испытавший в этот момент колоссальную перегрузку (по данным команды – порядка 27 g), не получил ни единой царапины или перелома. И это, безусловно, заслуга Международной автомобильной федерации.
| Прямая речь | | Дэвид Култхард «Да, сегодня очков заработать не удалось, но после финиша я осмотрел машину… Удивительно, на этот раз – ни царапинки». |
|
|
Однако при этом нельзя не обратить внимание и на некоторые очень тревожные аспекты данной аварии. Например, заметили ли вы, как долго к месту происшествия прибывали работники «скорой»? В данном случае, к счастью, это не сыграло критичной роли, но кто знает, что будет завтра? Ведь при необходимости врачи должны добраться к пострадавшему в течение двух-трех минут, т. к. в некоторых случаях опоздание может привести к необратимым последствиям.
Не менее важный момент – барьер из покрышек, который, смягчая удар, одновременно несет в себе угрозу. Дело в том, что автомобиль Формулы-1 имеет клиновидную форму; входя в ряды покрышек под прямым углом, он как бы вспарывает их снизу, а в это время верхний ряд остается практически на том же месте и запросто может нанести гонщику травмы вплоть до перелома шеи. Этот вопрос поднимался и девять, и шесть лет назад, после аналогичных аварий Михаэля Шумахера в Великобритании и Лучано Бурти в Бельгии, но воз и ныне там.
| |
Волей судьбы Льюису Хэмилтону приходится бороться с Ferrari в одиночку; пока что он с этим справляется… |
Те же на манеже
Со спортивной же точки зрения Гран-при Испании и Турции были и похожими, и совершенно разными. Похожими тем, что места на подиуме в обоих случаях заняли одни и те же люди, однако если в Барселоне Кими Райкконен победил практически без напряжения, то в турецком успехе Массы некоторое время сомневались. Например, тогда, когда его прямо на трассе блестяще обогнал шедший вторым Льюис Хэмилтон! Впрочем, причина такой уступчивости Массы стала понятна довольно скоро – как выяснилось, Хэмилтон избрал тактику трех пит-стопов, а значит, у бразильца в любом случае был весомый гандикап. А вот Кими вполне мог и не оказаться на подиуме – ведь в упоминавшемся выше столкновении с Ковалайненом его Ferrari также получила повреждения – правда, вовсе не существенные.
| Прямая речь | | Фелипе Масса «Это великолепно – третий раз подряд выиграть в Турции! Может, пора подавать документы на турецкое гражданство?» |
|
|
Продолжают радовать своих поклонников крепкие середняки Red Bull и Williams, которые стабильно набирают зачетные очки в каждой гонке. А вот у фанатов японских брендов поводов для радости немного. Если из Барселоны пилоты Honda и Toyota Батон и Трулли умудрились все же увезти несколько очков, то Стамбул они покидали несолоно хлебавши. Мало того, еще одна японская команда, вызывавшая как иронию, так и искреннюю симпатию Super Aguri, после Гран-при Испании заявила о прекращении своего участия в чемпионате Формулы-1 (а попросту – о банкротстве). Событие довольно тяжелое и грустное, а значит, мы просто обязаны сказать о нем несколько слов.
| |
Старт был единственным захватывающим моментом Гран-при Испании – если, конечно, не считать аварии Ковалайнена. | С уходом Такумы Сато все надежды японских болельщиков возлагаются на пилота Williams Казуки Накадзиму. |
Кто убивает Формулу?
По сути дела, причины краха Super Aguri, а именно прекращение финансирования со стороны Honda и неудачные попытки найти новых спонсоров – все это следствия одного и того же решения FIA. Как вы, возможно, помните, более года назад в Формуле-1 ходили слухи о том, что в ближайшем будущем командам будет разрешено покупать у производителей не только двигатели, но и шасси. В принципе, самостоятельная постройка каждой командой оригинального шасси – один из краеугольных камней всей Ф-1. Однако с целью удешевления процесса и привлечения новых команд FIA заявила о готовности отменить столь жесткое ограничение.
| Прямая речь | | Стефано Доменикали «Мы не раз об этом говорили – наша стратегия заключается в том, чтобы гонщики были свободны от какой-либо стратегии. Но интересы команды превыше всего». |
|
|
Ход оказался удачным – в чемпионат Ф-1 тут же пришли Super Aguri и Toro Rosso, а еще одна команда, Prodrive Дэвида Ричардса, объявила о готовности последовать их примеру с начала 2008 года… И тут FIA передумала. Вот так просто – передумала и все. И заявила, что использование клиентских (читай – покупных) шасси разрешать не собирается.
Последствия этого решения для каждого из трех перечисленных новичков стали самыми разными. Расчетливый Ричардс тут же свернул всю формульную программу, отделавшись легким испугом. Доверчивый Агури Сузуки подергался из последних сил и, подняв белый флаг с красным кругом посредине, гордо пошел ко дну. Судьба Toro Rosso пока неясна, однако очевидно, что без разрешения на покупку шасси содержать две команды в Ф-1 для компании Red Bull станет делом бессмысленным. А теперь, с учетом всего сказанного, ответьте на вопрос: «Кто убивает Формулу»?
| Статистика. Гранпри Испании, Барселона |
Этап 4 | 2627 апреля 2008 года | Дистанция | 307,104 км (66 кругов по 4655 м) | Победитель гонки | К. Райкконен (1:38.19,051 с, средняя скорость 187,415 км/ч) | Поул-позишн | К. Райкконен (1:21.813 с) | Быстрейший круг в гонке | К. Райкконен (1:21.670 с) |
|
| Итоговые результаты Гранпри Испании |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода | 1 | 1 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 66 | 1:38.19,051 | 2 | 3 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 66 | + 3,228 | 3 | 5 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP423 | 66 | + 4,187 | 4 | 4 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 66 | + 5,694 | 5 | 7 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 66 | + 35,938 | 6 | 13 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 66 | + 53,010 | 7 | 12 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 66 | + 58,244 | 8 | 8 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 66 | + 59,435 | 9 | 9 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 66 | + 1.03,037 | 10 | 19 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 65 | + 1 круг | 11 | 14 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 65 | + 1 круг | 12 | 17 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 65 | + 1 круг | 13 | 22 | Такума Сато | Super Aguri SA08A | 65 | + 1 круг | 14 | 15 | Нико Росберг | Williams FW30 | 41 | Двигатель | 15 | 2 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 34 | Двигатель | 16 | 11 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 34 | Столкновение | 17 | 6 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP423 | 21 | Колесо | 18 | 21 | Энтони Дэвидсон | Super Aguri SA08A | 8 | Радиатор | 19 | 16 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR2B | 7 | Столкновение | 20 | 10 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 6 | Столкновение | 21 | 18 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR2B | 0 | Столкновение | 22 | 20 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 0 | Столкновение |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Очки | Всего | 1 | Ferrari | 18 | 47 | 2 | BMW Sauber/BMW | 5 | 35 | 3 | McLaren/Mercedes | 6 | 34 | 4 | Williams/Toyota | 2 | 12 | 5 | Toyota | 1 | 9 | 6 | Red Bull/Renault | 4 | 8 | 7 | Renault | 0 | 6 | 8 | Honda | 3 | 3 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 2 | 10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Очки | Всего | 1 | Кими Райкконен | 10 | 29 | 2 | Льюис Хэмилтон | 6 | 20 | 3 | Роберт Кубица | 5 | 19 | 4 | Фелипе Масса | 8 | 18 | 5 | Ник Хайдфельд | 0 | 16 | 6 | Хейкки Ковалайнен | 0 | 14 | 7 | Ярно Трулли | 1 | 9 | 8 | Марк Уэббер | 4 | 8 | 9 | Фернандо Алонсо | 0 | 6 | 10 | Нико Росберг | 0 | 7 |
|
| Статистика. Гранпри Турции, Стамбул |
Этап 5 | 1011 мая 2008 года | Дистанция | 309,396 км (58 кругов по 5338 м) | Победитель гонки | Ф. Масса (1:26.49,451 с, средняя скорость 213,808 км/ч) | Поул-позишн | Ф. Масса (1:27,617 с) | Быстрейший круг в гонке | К. Райкконен (1:26.506 с) |
|
| Итоговые результаты Гранпри Турции |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода | 1 | 1 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 58 | 1:26.49,451 | 2 | 3 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP423 | 58 | + 3,779 | 3 | 4 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 58 | + 4,271 | 4 | 5 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 58 | + 21,945 | 5 | 9 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 58 | + 38,741 | 6 | 7 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 58 | + 53,724 | 7 | 6 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 58 | + 1.04,229 | 8 | 11 | Нико Росберг | Williams FW30 | 58 | + 1.11,406 | 9 | 10 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 58 | + 1.15,270 | 10 | 8 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 58 | + 1.16,344 | 11 | 13 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 57 | + 1 круг | 12 | 2 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP423 | 57 | + 1 круг | 13 | 15 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 57 | + 1 круг | 14 | 12 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 57 | + 1 круг | 15 | 17 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 57 | + 1 круг | 16 | 19 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 57 | + 1 круг | 17 | 14 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR2B | 57 | + 1 круг | 18 | 18 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR2B | 24 | Мех. проблемы | 19 | 16 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 1 | Столкновение | 20 | 20 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 0 | Столкновение |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Очки | Всего | 1 | Ferrari | 16 | 63 | 2 | BMW Sauber/BMW | 9 | 44 | 3 | McLaren/Mercedes | 8 | 42 | 4 | Williams/Toyota | 1 | 13 | 5 | Red Bull/Renault | 2 | 10 | 6 | Toyota | 0 | 9 | 7 | Renault | 3 | 9 | 8 | Honda | 0 | 3 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 2 | 10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Очки | Всего | 1 | Кими Райкконен | 6 | 35 | 2 | Фелипе Масса | 10 | 28 | 3 | Льюис Хэмилтон | 8 | 28 | 4 | Роберт Кубица | 5 | 24 | 5 | Ник Хайдфельд | 4 | 20 | 6 | Хейкки Ковалайнен | 0 | 14 | 7 | Марк Уэббер | 2 | 10 | 8 | Ярно Трулли | 0 | 9 | 9 | Фернандо Алонсо | 3 | 9 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд–участниц Ф-1