X

На седьмом небе

За десять лет автоспортивной карьеры Александр Салюк-младший побеждал практически во всех чемпионатах, в которых участвовал. В его послужном списке не хватало лишь одного титула – звания абсолютного чемпиона Украины по ралли. Семь гонок 2006 года принесли ему желаемое – и, судя по всему, Саша действительно на седьмом небе от счастья.

За десять лет автоспортивной карьеры Александр Салюк-младший побеждал практически во всех чемпионатах, в которых участвовал. В его послужном списке не хватало лишь одного титула – звания абсолютного чемпиона Украины по ралли. Семь гонок 2006 года принесли ему желаемое – и, судя по всему, Саша действительно на седьмом небе от счастья.

За десять лет автоспортивной карьеры Александр Салюк-младший побеждал практически во всех чемпионатах, в которых участвовал. В его послужном списке не хватало лишь одного титула – звания абсолютного чемпиона Украины по ралли. Семь гонок 2006 года принесли ему желаемое – и, судя по всему, Саша действительно на седьмом небе от счастья.

Я люблю смотреть, как младший Салюк ездит по малому кольцу киевской «Чайки». Вот его машина приближается к последнему левому повороту перед стартовой прямой, и сквозь лобовое стекло видно, как он слегка покачивает головой в такт езде. Иногда мне кажется, что там, внутри шлема, он, как Винни-Пух, напевает себе под нос какую-то бурчалку или сопелку. Если Саша лидирует, то он пройдет поворот «по учебнику», максимально смещаясь к внутреннему радиусу. Если же ему надо атаковать кого-то, он проедет гораздо агрессивнее; не исключено даже, что его машину по-раллийному снесет почти к противоположной обочине. И в том, и в другом случае он впишется в этот поворот и начнет новый круг, а мне останется только взглянуть на секундомер и остолбенеть в изумлении: минута и 23 секунды… Это очень быстро, честное слово. Секунды на две быстрее «одноклассников».

Однако с точки зрения наблюдателя специфика раллийных гонок существенно отличается от кольцевых – хотя бы тем, что в ралли, стоя на одном месте, много не увидишь. «Профессиональный» раллийный болельщик должен постоянно перемещаться; и если он увидел за день, скажем, четыре допа из шести, то может гордиться собой и своей мобильностью. Понятно, что каждому хочется получить от этих четырех проездов максимум удовольствия.

Так вот, для себя я четко определил точку, откуда наблюдать за Салюком-младшим наиболее интересно. Нет, это не S-образная связка быстрых поворотов, где традиционно хорош, например, Андрей Александров – превосходная управляемость Subaru позволяет ему буквально «облизывать» обочины. Это и не трамплины на прямиках, где чуть более мощные Mitsubishi Валерия Разумовского или Владимира Петренко пронесутся быстрее и пролетят дальше. Эта точка – выход из любого поворота, за которым начинается прямая; точно, как последний вираж на «Чайке». Именно здесь становится понятно, в чем секрет фантастической скорости Салюка-младшего. Он выходит из поворота быстрее всех – а значит, на прямой он раньше начнет разгон, за счет чего и выиграет время. Все очень просто, не правда ли?

Путь наверх

В гоночной среде бытует мнение, что Салюк-младший «пересидел» в моноприводе. Возможно, если бы он оказался за рулем N-групповой полноприводной машины еще пару лет назад, то сегодня был бы уже трех- или четырехкратным чемпионом страны? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет. Однако глупо отрицать, что карьера Александра в ралли развивалась пусть не стремительно, но планомерно и методично. В 2000-м он дебютировал на вазовской «восьмерке» и сразу же обошел всех «одноклассников». С созданием в следующем году команды MacCoffee Rally Team финансовая ситуация, естественно, улучшилась; однако «младший» остался верен своей «восьмерке» и вновь стал чемпионом в классе, который сейчас называется У2.

В 2002-м арсенал команды пополнился двумя новенькими кит-карами ВАЗ-2112, после чего на ближайшие три года у Салюка-младшего остался только один равный соперник – его же напарник по команде Валерий Горбань. Это был период тотального доминирования MacCoffee – заявив по автомобилю в каждый из существовавших тогда классов (одну заявили в двухлитровый класс), команда побеждала конкурентов с огромным отрывом. В результате к концу 2005-го стало ясно, что, продолжая соревноваться лишь друг с другом, оба пилота перестанут совершенствоваться. Тогда и было принято решение – в сезоне-2006 все три экипажа (старший и младший Салюки плюс Горбань) будут выступать на полноприводных Mitsubishi Lancer Evo. Чем это закончилось, мы уже знаем.

Что же дальше?

Сейчас Александр Салюк наслаждается коротким отпуском, все свободное время отдавая новорожденному сыну; но жизнь идет, и соперники не дремлют. Впервые за несколько лет гегемонию MacCoffee в командном зачете прервала богатейшая Ace Racing; и останавливаться на достигнутом «асы» не собираются. Готовит новые Subaru киевская AT-Rally Team; несколько Mitsubishi строит днепродзержинская «МСК». Есть над чем работать и нашему герою.

Во-первых, седьмая эволюция Mitsubishi при всей ее заслуженности и надежности кое в чем уступает новым Evo VIII и Evo IX; а значит, технике надо уделить особое внимание. Во-вторых, гонки становятся все более сложными, и огромное значение приобретает физическая форма пилота. Да, бывший хоккеист Салюк-младший и так выглядит получше многих; но он уступает, например, тому же Тамразову, который в межсезонье в охотку бегает марафонские дистанции. Ну и, наконец, пора подумать и о международных стартах на этапах чемпионатов Европы и мира. Ведь Александру Салюку всего 28; для раллиста это не возраст, а значит, у него все еще впереди!

 Александр Салюк-младший

Родился 16 июля 1978 года
Образование: высшее (НТУУ)
Семейное положение: женат, растит сына
В автоспорте с 18 лет
Многократный чемпион Украины по ралли, кроссу, трековым и кольцевым гонкам
Абсолютный чемпион Украины по ралли 2006 года

 А титула могло и не быть

Перед львовской гонкой, четвертым этапом чемпионата-2006, Саша едва не лишился возможности выйти на старт – на одном из ознакомительных проездов прямо из тренировочной машины исчезли его водительские права! Самое вероятное – выпали через приоткрытую дверь (июльская жара переваливала за 30 градусов; понятно, что в железном ралликаре была самая настоящая сауна). Естественно, без этого, самого главного из пилотских документов, речи о каком-либо участии в гонке и быть не могло. Целый день безрезультатных катаний «туда-сюда» не дал бы никаких результатов, если бы не пожелавшие остаться неизвестными местные жители, которые случайно нашли бесценную в данной ситуации бумажку. Возможно, кто-то другой после такой нервотрепки потерял бы концентрацию; Салюк же блестяще провел ту гонку и выиграл ее.

 А титула могло и не быть-2

Изучение протоколов пятого этапа ЧУ-2006, ралли «Буковина», вызывает в памяти забавную историю. Мало кто знает, каким образом почти полуминутное преимущество Салюка-младшего над идущим следом Александровым к концу гонки сократилось до жалких восьми секунд. А дело было так. Два Александра, Салюк и Горбик, пилот и штурман, мирно болтали в своей машине перед пунктом контроля времени (КВ) после СУ10, когда к ним подошел Алексей Тамразов (штурман Александрова! – прим. автора) и вежливо поинтересовался, почему они не едут на этот самый КВ. Секундного взгляда на часы хватило, чтобы понять – увлекшись разговором, Салюк и Горбик прозевали время своего появления возле комиссаров! Две минуты глупейшего опоздания превратились, согласно регламенту, в 20 секунд штрафа – и счастье экипажа, что созданного ранее запаса хватило для итоговой победы. «Будь Тамразов менее благороден, мы бы проиграли эту гонку», – сказал мне потом Салюк. А с ней и весь чемпионат, можно добавить теперь.

  Чемпионы о чемпионе  

Андрей Александров
Чемпион Украины по ралли 2005 года

Неправильно говорить, что Саша выиграл исключительно благодаря своему таланту. Сработало все в комплексе – талант и трудолюбие, психология и азарт, везение и знание техники.

Александр Салюк-старший
Чемпион Украины по ралли 2002–2003 годов

Доволен ли я? А кто был бы недоволен на моем месте! Хорошо, что Саня в свое время послушался моих советов, не стал торопить события – и постепенно пришли настоящие успехи.

Валерий Разумовский
Чемпион Украины по ралли 2004 года

Еще год назад – кстати, в интервью «Автоцентру» – я говорил, что Салюку-младшему пора переходить в полный привод. Он сделал это – и сразу же поехал быстрее, чем можно было ожидать..

Владимир Петренко
Чемпион Украины по ралли 2001 года

Еще до начала этого сезона я знал, что младший Салюк поедет очень быстро. Думаю, в дальнейшем он продолжит прогрессировать. Правда, для этого ему стоило бы обновить автомобиль.

Владимир Некрасов
Фото Светланы Смирновой