X

Первая Левобережная

Донецкий этап раллийного чемпионата не был ни скандальным, как «Стара Фортеця», ни решающим, как «Буковина», ни пафосным, как «Ялта». И тем не менее, интерес к себе он вызывал не меньший, чем каждое из перечисленных ралли…

Донецкий этап раллийного чемпионата не был ни скандальным, как «Стара Фортеця», ни решающим, как «Буковина», ни пафосным, как «Ялта». И тем не менее, интерес к себе он вызывал не меньший, чем каждое из перечисленных ралли…

Донецкий этап раллийного чемпионата не был ни скандальным, как «Стара Фортеця», ни решающим, как «Буковина», ни пафосным, как «Ялта». И тем не менее, интерес к себе он вызывал не меньший, чем каждое из перечисленных ралли…

В первую очередь любопытство возбуждало само местонахождение трассы. Последний раз ралли «Донбасс» проходило в 1990-м, будучи тогда этапом кубка «нерушимого союза». Годом позже, когда Союз таки рухнул, до раллийного чемпионата никому не было дела. Первые этапы после его возобновления проводились на юге страны, в Одессе и Херсоне. Затем под влиянием разных причин раллийная география стала расширяться на север и запад – в календарь вошли киевская, каменецкая, львовская гонки… Левобережная Украина до поры до времени была представлена одним лишь днепродзержинским ралли «Днепр»; иными словами, так далеко на восток чемпионат в истории нашей независимой страны еще никогда не забирался.

Таким образом, речь шла о возрожденном бренде, но совершенно новой трассе. Новой абсолютно для всех – даже те, кто гонялся еще в 80-е, не мог ничего рассказать о данных спецучастках, ибо в те времена маршрут ралли проходил не по ним. Владимир Астахов, Леонид Косянчук, Леонид Леонов, Василий Ростоцкий, Александр Салюк – все они так или иначе вспоминали союзное ралли «Донбасс», но сходились в одном – теперь это совершенно другая гонка. Короткая, компактная, по своей структуре и характеру покрытия напоминающая российское «Гуково» и очень удобная для болельщиков.

По этому критерию сравниться с донецкими допами могут разве что каменецкие трамплин или карьер. Представьте: вы стоите на небольшом возвышении и видите, как стартует первый автомобиль. Проходят положенные две минуты – стартует второй, а первый до сих пор находится в поле вашего зрения! Прямая, шпилька, вираж, два небольших трамплина, дуга с подъемом, опять шпилька, опять прямая, несколько ходовых поворотов, обратная прямая – все это просматривается с одной точки! Кто-то из болельщиков заметил, что за день в Донецке увидел больше ралли, чем за весь предыдущий сезон. Немного преувеличено, но в целом верно.

Главная дуэль гонки: Вадим Трутнев (слева) против Игоря Сторчака. В результате первый получил серебро Чемпионата, второй – золото.

Вышел в степь донецкую…

Этап ознаменован возвращением на раллийную трассу Александра Салюка-старшего. Пусть на одну гонку, пусть лишь из-за того, что сын досрочно стал чемпионом страны и попросил у команды отпуск – какая разница? Главное – мы получили редкую возможность понаблюдать за выступлением большого мастера, который, будучи избавленным от турнирных задач, просто ехал в свое удовольствие. Да, Петрович не всегда был самым быстрым на трассе, но такого уровня техники пилотирования не продемонстрировал больше никто.

Роль же задающего темп в донецкой гонке взял на себя только что вернувшийся из прибалтийского вояжа Юрий Протасов. То ли эстонские впечатления так раззадорили киевлян, то ли трасса действительно пришлась им по вкусу, но экипаж Протасов – Горбик выиграл половину допов донецкого ралли и перед финальным участком уверенно возглавлял протокол! Вот только восьмой СУ стал для него несчастливым – за два километра до финиша у Subaru лопнула шаровая опора… Порядка двадцати секунд преимущества над Салюком-старшим испарились на глазах. И хорошо, что Протасову удалось добраться до финиша хотя бы вторым.

Алексей Тамразов умудрился взлететь там, где остальные в лучшем случае еле подпрыгивали.
Игорь Чаповский долго сомневался, ехать ли ему в Донецк. В итоге решился – и впервые после Ялты-2006 финишировал на подиуме.

Вообще, клан «субаристов» в этой гонке был весьма многочисленным, но выступили все они по-разному. Так, Валерий Горбань сошел на первом же СУ из-за поломки все той же шаровой, Александр Фельдман на одном из допов пробил подряд два колеса, его тезка Решетилов не закончил гонку из-за поломки мотора, а Ивана Германа подвела подвеска. С другой стороны, Игорь Чаповский и Алексей Тамразов, чьи машины продолжает обслуживать и готовить к гонкам команда AT?Rally Team, добрались до финиша, соответственно, третьим и четвертым, не испытывая особых проблем. «Эта трасса, что называется, от начала и до конца «моя», – признавался после финиша Чаповский. – Ехать было сложнее, чем обычно, так как моего постоянного штурмана Андрея Николаева на этот раз подменял менее опытный Вадим Деревицкий; но гонкой я все равно доволен». В хорошем настроении на финише был и Тамразов: «Парадокс: последние два допа решили проехать чуть-чуть осторожнее, а получилось очень быстро и без ошибок. Красиво прыгнули на СУ1? Отлично, значит порадовали не только себя, но и зрителей».

Юрий Протасов за четыре километра до финиша последнего допа. Через два километра у Subaru сломается шаровая опора, что лишит его победы в гонке.

Милые шуточки

Если в полноприводном классе N4 спортсмены сражались не за титулы, судьба которых была решена досрочно в Черновцах и Ялте, то непосредственно за их спинами схватка развернулась всерьез. По крайней мере, глава команды Tsunami Ирина Коломейцева (она же штурман Игоря Сторчака) при журналистах обещала поубивать своих механиков, если их Lada 2112 не доберется до финиша этой гонки. Конечно, это лишь шутка: такая очаровательная женщина не может быть столь свирепой. Просто любое место на финише делало ее экипаж чемпионом Украины в классе А3, а вот сход оставлял шансы главным конкурентам, ужгородцам Вадиму Трутневу и Ивану Данилишину. К великому облегчению механиков Tsunami, экипаж Сторчак – Коломейцева не только добрался до финиша, но и одержал победу в своем классе; сход Трутнева из-за очередной поломки КП уже ничего не решал… А вот в У2 происходило мало интересного. Лидеры класса, одессит Владимир Трубин и львовянин Тарас Рега, на этап не приехали, сделав победу Руслана Кучера и Ирины Тимощук совсем уж предсказуемой.

Итак раллийный Чемпионат 2007 года официально завершен. Чем бы он ни запомнился нам – радостью побед или горечью тяжелейшей утраты, – но все это уже позади. А что же дальше? Многие раллисты распродают технику – то ли прощаясь со спортом, то ли держа в уме нечто новое и более современное. Наверняка прибавится полноприводных автомобилей, а гастролировать за рубежом наши спортсмены станут чаще. В ближайшее время официальные лица обещали представить проект положения о раллийном комитете – предполагается, что он будет формироваться по новой схеме. Жизнь не стоит на месте, и мы должны меняться вместе с нею…

 Ралли «Донбасс»
Этап 7
20–21 октября 2007 года
Дистанция
190,12 км; из них 126,04 км спецучастков
Cтартовало
26 экипажей
Финишировало
14 экипажей

 Результаты ралли «Донбасс» (зачетная восьмерка):
Пилот
Сумма
Результат
1
Александр Салюк­ст. – Адриан Афтаназив
Mitsubishi Lancer Evo IX
1:18.13,2
2
Юрий Протасов – Александр Горбик
Subaru Impreza WRX Sti
+00.54,3
3
Игорь Чаповский – Вадим Деревицкий
Subaru Impreza WRX Sti
+03.10,0
4
Алексей Тамразов – Александр Скочик
Subaru Impreza WRX Sti
+05.18,4
5
Игорь Сторчак – Ирина Коломейцева
ВАЗ­2112
+09.01,7
6
Руслан Кучер – Ирина Тимощук
ВАЗ­2108
+13.40,9
7
Юрий Яковенко – Александр Донской
Peugeot 206
+14.24,8
8
Александр Жидко – Андрей Дьячук
Mitsubishi Lancer Evo VI
+14.51,5

 Итоги Чемпионата по ралли 2007 г.*
Абсолютный зачет – первые пилоты
Пилот
Сумма
Результат
1Александр Салюк
56
48
2Владимир Петренко
35
35
3Юрий Протасов
28
28
4Андрей Александров
23
23
5Валерий Горбань
23
23
6Игорь Чаповский
23
21
7Юрий Шаповалов
13
13
8Дмитрий Рыбак
10
10
9Игорь Сторчак
10
10
10Алексей Яновский
7
7
11Вадим Трутнев
6
6
12Алексей Тамразов
5
5
13Степан Мазур
4
4
14Александр Фельдман
4
4
15Валерий Вартанян
3
3
16Руслан Кучер
3
3
17Юрий Яковенко
2
2
18Александр Решетилов
2
2
Абсолютный зачет – вторые пилоты
1Адриан Афтаназив
66
50
2Дмитрий Яровенко
35
35
3Александр Горбик
28
28
4Оксана Александрова
23
23
5Евгений Леонов
23
23
6Андрей Николаев
17
17
7Кирилл Несвит
13
13
8Ирина Коломейцева
10
10
9Сергей Коваль
8
8
10Владимир Щербаков
7
7
11Иван Данилишин
6
6
12Александр Скочик
5
5
13Павел Вишневецкий
4
4
14Андрей Димов
3
3
15Ирина Тимощук
3
3
16Евгений Мищенко
2
2
17Андрей Небесный
1
1
Класс А3 – первые пилоты
1Игорь Сторчак
48
48
2Вадим Трутнев
28
28
3Владимир Печеник
32
27
Класс А3 – вторые пилоты
1Ирина Коломейцева
48
48
2Иван Данилишин
28
28
3Андрей Янковский
32
27
Класс У2 – первые пилоты
1Владимир Трубин
44
44
2Руслан Кучер
28
28
3Тарас Рега
26
26
Класс У2 – вторые пилоты
1Вадим Стукаленко
44
44
2Ирина Тимощук
28
28
3Александр Болиновский
26
26
* До окончательного утверждения результаты являются предварительными. В колонке «Сумма» значится сумма очков, набранных пилотом на всех семи этапах Чемпионата, «Результат» – сумма очков, набранных пилотом на пяти лучших для него этапах Чемпионата. Участниками Чемпионата считаются пилоты, выступавшие как минимум на трех этапах. В таблице абсолютного зачета указаны пилоты, набравшие по ходу Чемпионата хотя бы одно очко. В таблицах зачета по классам – пилоты, занявшие в своих классах три призовых места. Тройка призеров класса N4 полностью совпадает с тройкой призеров абсолютного зачета.

Надежда автоспорта Украины

Как и год назад, журнал «Автоцентр» отметил специальными кубками лучших первого и второго пилотов возрастом до 25 лет – тех спортсменов, от которых мы вправе ждать наибольшего прогресса в течение ближайших нескольких лет.


Лучший первый пилот до 25 лет

Андрей Небесный, год назад победивший в данной номинации, переквалифицировался в штурманы Сергея Ведерникова, и сейчас вместе со своим пилотом находится в шаге от чемпионского титула в горных гонках. Нынешнего же лауреата Юру Протасова лишний раз представлять не нужно: никто не сомневается, что это один из самых талантливых пилотов на сегодняшний день.

Лауреат-2007: Юрий Протасов
Лауреат-2006: Андрей Небесный


Лучший второй пилот до 25 лет

Прошлогодний победитель Кирилл Несвит сейчас «штурманит» у Юрия Шаповалова; и этот экипаж мы не раз называли одним из самых гармоничных в пелотоне. В свою очередь, Адриан Афтаназив, прибавивший нашу награду к чемпионским титулам в абсолюте и классе N4, стал примером того, как важно оказаться в нужное время в нужном месте – и быть готовым к стремительному взлету.

Лауреат-2007: Адриан Афтаназив
Лауреат-2006: Кирилл Несвит

Владимир Некрасов
Фото Алексея Горбенко, Влада Бойко