X

По европейским меркам

Украинские гонщики и международные соревнования

Украинские гонщики и международные соревнования

Что самое страшное в любом виде спорта? Вариться в собственном соку – одни и те же соперники, одни и те же арены борьбы, одни и те же критерии успеха… Похоже, отечественному автоспорту это не грозит: в последние годы украинские гонщики все чаще появляются на международных соревнованиях любого ранга!

Итоги кольцевого сезона подвести несложно – в 2007 году в этой дисциплине наметился существенный прогресс. Не вдаваясь в детали, отметим, что понемногу отмирает стереотип «Все пути в автоспорте должны вести к Формуле-1» – украинские кольцевики осваивают различные гоночные серии, не ограничиваясь «формулами». Помнится, когда-то Дмитрий Рыбак на своем Ford Escort RS2000 пару раз выбирался на кольцевые гонки в Чехию, но эти визиты носили эпизодический характер… Сейчас же украинцы серьезно обосновались в «кузовах», а их появление в гонках категории GT уже не кажется чем-то невероятным!

А вот дать однозначную оценку выступлениям украинских раллистов сложно. Нынешний год был богат на старты в Прибалтике, России, Польше, Болгарии, на этапах чемпионата мира… Но если принять за точку отсчета результаты 2006 года, то нынешние международные турне трудно назвать удачными. Наложила свой отпечаток и сентябрьская катастрофа на болгарском Rally Sliven, унесшая жизнь Андрея Александрова, – на фоне такой трагедии любые спортивные результаты кажутся второстепенными…

И все же, зададимся вопросом: что обычно является самым серьезным испытанием для наших спортсменов во время зарубежных выступлений? Перечислять можно долго: сильная конкуренция, строгий технический контроль, суровые правила ознакомления, серьезная работа со стенограммой, жесткий график гонки (в Европе организаторы обычно не позволяют себе растягивать 110–120 км СУ на два полных гоночных дня). А если вспомнить общую протяженность спецучастков этапа чемпионата мира (350–360 км за три дня – примерно три этапа чемпионата Украины), то возникает еще и проблема элементарной физической выносливости… Поэтому после каждого зарубежного выступления наших раллистов в очередной раз убеждаешься – пора приводить отечественный спорт в соответствие с международными стандартами! Шаги в этом направлении делаются – вспомним хотя бы ралли «Ялта», которое третий год имеет международный статус и собирает контингент зарубежных участников. Впрочем, одной «Ялты» явно недостаточно – путь в чемпионаты Европы и мира должен начинаться с сильного и конкурентоспособного чемпионата Украины…

«Формулы»: цель одна – дороги разные

Новый контракт открывает перед Сергеем Чукановым отличные перспективы.
Валерий Берча стремительно прорывается в младшие «формулы».

С выступлением украинцев в «формулах» ситуация выглядит неоднозначной… Чего только стоят перепады спортивной карьеры Сергея Чуканова, с 2006-го года выступающего в цветах Lukoil! После прошлогодних стартов в международных чемпионатах Северной Европы и Швейцарии Formula 2.0 Renault перевод Чуканова в российскую Формулу-1600 выглядел серьезным понижением в ранге. В России 19-летний украинец не разочаровал – победа в гонке, серия подиумов и стабильные выступления принесли ему третье место в чемпионате. Причем в общем зачете Чуканов опередил своего одноклубника Олега Казакова, прошлогоднего вице-чемпиона Формулы-1600!

у а следующий сезон в исполнении Сергея выглядит и вовсе многообещающим. В начале декабря на автошоу в Эссене Чуканов был представлен публике в качестве боевого пилота немецкой команды Leipert Motorsport, которая в 2008-м выступит в европейском чемпионате ATS Formula 3 Cup. Фактически, эта десятиэтапная серия – одна из самых верхних ступенек лестницы, ведущей в Ф-1.

Неожиданностью стало появление на международной арене еще одного украинца: уроженец Черновцов Валерий Берча «засветился» сразу в двух совмещенных сериях, Formel Europa и Formel Lista – своего рода переходных ступенях между картингом и международными чемпионатами Formula BMW. Берча как участник F-Europa выступал на болиде BMW Formel ADAC Junior с 987-кубовым 110-сильным двигателем, причем весьма успешно – четыре финиша на подиуме, 49 очков и четвертое место в зачете Formel Europa (и заодно набрал 4 очка в зачете более мощной и многочисленной Formel Lista)… И это при том, что Валерий начал гоночную карьеру только два года назад, в возрасте 19 лет!

Теперь у Берчи есть два пути наверх – либо в Formula BMW Europe, либо в новорожденной немецкой серии ADAC Formel Masters. Оба варианта хороши, хотя Formula BMW Europe кажется более привлекательной за счет того, что ее этапы будут проходить как гонки поддержки Формулы-1! А по мощности обе серии достаточно близки, хоть и используют разные двигатели – 1171-кубовый 140-сильный мотоциклетный двигатель BMW или 1,6-литровый 145-сильный VW FSI с непосредственным впрыском.

«Кузова»: все выше и выше

Вовсю обживает немецкие туринговые гонки Андрей Круглик. После выступлений в ADAC Procar Division 2 (легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 1600 см куб.) Андрей «пошел на повышение» и перебрался в более мощный и многочисленный монокубок New Renault Clio Cup, где сразу продемонстрировал отменную стабильность – 14 финишей в 15 гонках и восьмое место по итогам года! С учетом двухлетнего наката на местных трассах, в следующем сезоне Андрей вполне может побороться за место в пятерке сильнейших… И возможно, со временем Круглик доберется до элитного ADAC Procar Division 1 с его «заряженными» по максимуму болидами Super 2000 (вроде тех, которые выступают в мировом туринговом чемпионате).

Валерий Горбань осваивает все более мощную технику.
Андрей Круглик первым из украинцев выиграл «24 часа Нюрбургринга».

Прочно утвердились украинцы в серии VLN – уникальном чемпионате по марафонским гонкам на легендарной трассе Nordschleife. В этом году Валерий Горбань с Алексеем Кикирешко регулярно стартовали на «Северной петле», причем радикально обновили технику – прошлогоднюю Honda Civic Type-R сменили мощнейшие BMW M3, потребовавшие совершенно иных навыков вождения. И успех пришел почти сразу – российско-украинский экипаж Станислава Грязина и Валерия Горбаня стал одним из лидеров в классе SP6: две победы в классе, три финиша в десятке лучших в абсолюте (результат потрясающий, учитывая наличие минимум двух десятков экипажей на автомобилях категории GT)! А сейчас поговаривают о том, что в планах Горбаня на следующий год – старты на Porsche 911 GT3…

Особая тема – выступления украинцев в легендарной гонке «24 часа Нюрбургринга», где Андрей Круглик в составе международного экипажа на Ford Fiesta одержал победу в классе! И это при том, что наши пилоты лишь в прошлом году дебютировали на ADAC Zurich 24h-Rennen. А сейчас результат российско-украинского экипажа (Грязин, Горбань, Кикирешко, Матвеев) на BMW M3 – технические проблемы, 71-е место в абсолюте и 10-е в классе – воспринимается как досадная осечка. Как же быстро меняются критерии успеха!

Россия и Прибалтика: раллийные соседи

В последнее время украинцев все чаще можно встретить на зимних ралли в России и Прибалтике. Прошлой зимой экипаж Валерия Горбаня и Евгения Леонова успел попробовать свои силы на этапах сразу трех национальных чемпионатов – в России («Ралли Лахденпохья», 9 место), Латвии (Sarma Rally, жесткая борьба, 22 место в абсолюте и 12 в классе) и Эстонии (Polva Winter 2007, многоминутная отсидка в сугробе, 35 место в «абсолюте» и 10-е в классе). В Лахденпохье стартовали также и Юрий Шаповалов с Любомиром Шумаковым – место в десятке по ходу гонки и вылет…

Экипаж Валерий Горбань – Евгений Леонов продолжает настойчиво штурмовать российские трассы.
В 2008 году Юрий Протасов и Александр Горбик планируют обширную программу зарубежных выступлений.

Уже тогда можно было сделать вывод – если в России наши раллисты могут реально бороться за место в пятерке–десятке лучших, то в той же Прибалтике с ее сумасшедшей конкуренцией за финиш в двадцатке надо драться в полную силу, на пределе возможностей, как своих, так и техники! Что и подтвердили очередные старты украинцев. В июле Горбань с Леоновым выступили на этапе IRC Rally Russia довольно удачно – хоть результатом стало 13 место в абсолюте, но впереди оказались только шесть российских экипажей да участники IRC на заводской технике. А в октябре Юрий Протасов с Александром Горбиком на эстонском Rally Saaremaa раскатывались на старте, набрали темп, начали было показывать время на уровне первой десятки – и в этот момент сдала техника!

Восточная Европа: сплошная чехарда

Из европейских выступлений наших раллистов, пожалуй, больше всего шума наделал амбициозный проект киевской команды Ace Racing – выступления в чемпионатах Украины и Польши дополнила программа стартов в чемпионате Европы польско-украинского экипажа Томаша Чопика и Глеба Загория на автомобиле Super 2000! Однако от больших планов осталось впечатление сплошной чехарды: Юрий Протасов неплохо выступил на Rajd Polski (17 место) и сенсационно прорвался в десятку лидеров на Rajd Lotos в Гданьске; Владимир Петренко спокойно финишировал в Магурах и Гданьске (11 и 19 места); старт же Алексея Яновского на Rajd Polski завершился конфузом – дорожная полиция сняла экипаж за отсутствие документов на автомобиль!

Юрий Яновский – Владимир Щербаков
Томаш Чопик – Глеб Загорий

Игорь Чаповский – Андрей Николаев

Европейские же старты Чопика и Загория получились на редкость нервными – экипаж показывал отличные результаты на спецучастках, но все шло насмарку из-за технических проблем с Volkswagen Polo S2000. Завершилось это все «разводом» с компанией, готовившей автомобиль, и переходом на другую технику – Fiat Grande Punto S2000. Но начались финансовые проблемы, и во второй половине сезона программу закрыли. Итог – восьмое место в чемпионате Европы с 16 очками…

Чтобы закончить тему европейских стартов, вспомним дебют еще одного экипажа, Игоря Чаповского и Андрея Николаева, на недоброй памяти Rally Sliven. Отсутствие должного опыта не позволило одесситам по ходу гонки прорваться даже в десятку абсолюта, а возникшие технические проблемы привели к сходу после СУ4…

Чемпионат мира: слишком высокая планка?

Дмитрий Рыбак и Сергей Коваль на Корсике.
Алексей Тамразов: главная задача – набираться опыта.

Однако высшее мерило класса раллийного экипажа, разумеется, – выступление на этапе чемпионата мира! Что ж, реально оценивая силу наших экипажей, было бы нелепо требовать от них непременного повторения прошлогоднего успеха Юрия Шаповалова и Любомира Шумакова (победа в классе N4 на Rally of Turkey).

Сначала была неудачная попытка выбраться в феврале на Uddeholm Swedish Rally – хоть экипажи Юрия Шаповалова и Владимира Петренко подали заявки, но в Швецию так и не поехали… В октябре Дмитрий Рыбак с Сергеем Ковалем дебютировали на сложнейшем в мире асфальтовом ралли Tour de Corse и финишировали! Может быть, итоговый результат и не впечатляет (47 место в абсолютном зачете, 10 – в классе N4 и полчаса отставания от победителя в классе), но это действительно успех – преодолеть всю дистанцию такой гонки полностью, без аварий, вылетов и полетов под откос… А в конце ноября на финальном этапе чемпионата мира, британском Wales Rally GB, стартовали Алексей Тамразов с Иваном Германом. Киевляне уверенно и спокойно вели гонку, находясь примерно в середине пелотона, состоящего из 132 машин, однако проехать без ошибок под проливным дождем тяжелейший ночной СУ6 им не удалось. Жаль, что украинцы выбыли из борьбы уже в первый день, но больше сотни боевых километров в Британии они прошли – а это неоценимый опыт, который, к сожалению, на украинских трассах пока приобрести невозможно…

Результаты Чемпионатов Украины 2007 года

Говоря о выступлениях наших спортсменов за рубежом, нельзя забывать и о национальных чемпионатах, где каждый пилот и экипаж имеют возможность приобрести опыт и гоночный «накат». 1 декабря прошла официальная церемония награждения победителей и призеров Чемпионатов и Кубков Украины по кольцевым гонкам, ралли и кроссу; спустя неделю торжественный «Бал чемпионов» провели и картингисты. Отметим, что практически все этапы перечисленных чемпионатов прошли в заранее намеченные сроки; исключение составили лишь ралли «Галиция» и «Буковина», даты которых пришлось передвинуть из-за «фосфорной» аварии во Львовской области в июле этого года. С другой стороны, несколько кубковых соревнований, запланированных весной, по разным причинам не состоялись вовсе.

Ралли

Состоялось7 этапов (Каменец-Подольский, Херсон, Ивано-Франковск, Львов, Черновцы, Ялта, Донецк)
Всего стартовало145 спортсменов

Призеры Чемпионата Украины по ралли 2007 г.

 Абсолютный зачет и класс N4
Абсолютный зачет и класс N4
Первый пилот Второй пилот
Александр СалюкАдриан Афтаназив
Владимир ПетренкоДмитрий Яровенко
Юрий ПротасовАлександр Горбик
Класс А3
Первый пилотВторой пилот
Игорь СторчакИрина Коломейцева
Вадим ТрутневИван Данилишин
Владимир ПеченикАндрей Янковский
Класс У2
Первый пилотВторой пилот
Владимир ТрубинВадим Стукаленко
Руслан КучерИрина Тимощук
Тарас РегаАлександр Болиновский
Командный зачет
КомандаГород
McCoffee Rally TeamКиев
Ace RacingКиев
Tsunami Rally TeamОдесса

Кольцевые гонки

Состоялось5 этапов (все – Киев)
Всего стартовало62 спортсмена

 Призеры Чемпионата Украины по кольцевым гонкам 2007 г.
Класс Е­8
Класс А­3
ПилотПилот
Алексей ВаравинАндрей Круглик
Олег ГайдамаченкоОлег Джулай
Юрий КондратюкВладимир Кондратенко
Класс У­1600
Класс У­1 (IV зачетная группа)
ПилотПилот
Андрей КругликВиктор Холявко
Владимир КондратенкоИгорь Круглик
Ирина ПротасоваТарас Чернуха
Класс У­1 (V зачетная группа)
Пилот
Виктор Холявко
Павел Таран
Игорь Круглик
Командный зачет
Команда Город
Родовид БанкКиев
Ko­Sa RacingКиев
Автодром «Чайка»Киев

Кросс

Состоялось5 этапов (Желтые Воды, Мелитополь, Артемовск, Винница, Киев)
Всего стартовало107 спортсменов: 51 (багги) и 56 (легковые автомобили)

Призеры Чемпионата Украины по кроссу 2007 г.

 Дивизион III (СКА Багги)
1 зачетная группа (старшие)
3 зачетная группа
Пилот Пилот
Алексей ДолотВиктор Чеботарев
Сергей БеленцовИгорь Бондаренко
Леонид СолоницынСергей Римкин
1 зачетная группа (младшие)
4 зачетная группа
Пилот Пилот
Даниил ЛуневРуслан Ткаченко
Степан БучекИгорь Бондаренко
Илья СемакАндрей Зерний
2 зачетная группа
Командный зачет
Пилот Команда Город
Андрей ЗернийНефтекДнепропетровск
Михаил ПоляковОлкомМелитополь
Владимир ЗамараевДонецкавтокроссДонецк

 Дивизион I (легковые автомобили)
Класс 7­Н
Класс 7­А
Пилот Пилот
Юрий КудрявцевНиколай Чмых
Михаил НоскоАлексей Яцюк
Александр КобзевКонстантин Варварюк
Класс 8
Класс 12
ПилотПилот
Павел ГонтовойНиколай Гавриленко
Алексей ЯцюкАлександр Фельдман
Василий КобенокАлександр Решетилов
Командный зачет
Команда Город
Еврокар­СпортКиев
Авек­МоторспортХарьков
Мотор Клуб ПанорамаХарьков

Картинг

Состоялось5 этапов (два – Киев, три – Полтава)
Всего стартовало143 спортсмена

 Призеры Чемпионата Украины по картингу 2007 г.
Класс ICA
Класс ICA­Ю
ПилотПилот
Андрей ГрунинСергей Коваленко
Антон ЧупининВадим Кобызев
Сергей ЧукановАнна Пивень
Класс KZ­2
Класс Ракет­Мини
ПилотПилот
Константин ШелестайБогдан Петренко
Александр ИванченкоНикита Волошин
Владимир ФурманДаниил Гарус
Класс Ракет
Класс Пионер­Н­Мини
ПилотПилот
Даниил ЧупининАлександр Красько
Даниил ПроненкоДаниил Гарус
Антон ЗайцевКарина Арутюнян
Класс Пионер­Н
Класс Комет­120
ПилотПилот
Максим МекшунАлексей Растворов
Дмитрий НеходаЕвгений Петров
Глеб МаликГеннадий Борщ

Павел Скобленко
Фото Владимира Некрасова и из архива редакции