X

Пробег через 100 лет

8 сентября 1907 года по маршруту Одесса – Николаев – Одесса прошла первая в царской России автомобильная гонка. Через сто лет мы решили повторить такой пробег, а нашими проводниками стали одесские автогонщики Игорь Чаповский и Андрей Николаев.

8 сентября 1907 года по маршруту Одесса – Николаев – Одесса прошла первая в царской России автомобильная гонка. Через сто лет мы решили повторить такой пробег, а нашими проводниками стали одесские автогонщики Игорь Чаповский и Андрей Николаев.

8 сентября 1907 года по маршруту Одесса – Николаев – Одесса прошла первая в царской России автомобильная гонка. Через сто лет мы решили повторить такой пробег, а нашими проводниками стали одесские автогонщики Игорь Чаповский и Андрей Николаев.

Тот факт, что прошедшая в начале сентября 1907 года автомобильная гонка была действительно первой на территории Российской Империи, довольно широко известен. Упоминание об этом событии встречается в различных исторических книгах, справочниках и даже на многих интернет-сайтах. Однако до сих пор никому не пришло в голову сделать простой вывод: получается, что украинскому автоспорту в этом году исполнилось сто лет! Естественно, осознав это, мы решили отыскать более подробные сведения о дне, который по праву может считаться Днем рождения нашего автомобильного спорта. А найдя, отправились в Одессу посмотреть, где же именно проходили эти знаменательные события.

Дорога в глубь веков

Состоявшаяся в субботу автомобильная гонка Николаев – Одесса, если не считать несчастного случая с представителем фирмы «Фиат» Александром Штайнером, прошла весьма благополучно. Между тем, в смысле безопасности гонки было основание беспокоиться, тем более, что дорога Николаев – Одесса проезжая и отличается оживлением, так как по пути пробега лежат несколько деревень, местечек и т. д. К сожалению, однако, гонка не обошлась без жертв… Проезжая к финишу по Московской улице, М. Ф. Суручан убил своим «Дион-Бутоном» двух собак, бросившихся к автомобилю. Что касается технического успеха гонки в смысле скорости, то в этом отношении успех оказался выдающийся.

Откопать информацию о событии столетней давности оказалось делом весьма непростым. Интернета в те времена, как ни странно, не было, телевидения тоже… Оставались газеты. Но в киевской прессе о пробеге – ни слова. И лишь ежедневное издание «Одесские новости» № 7326 за вторник, 11 (23) сентября 1907 года опубликовало большой отчет-репортаж об этом, безусловно, эпохальном событии. Именно на основании этой статьи (ее орфография сохранена без изменений) мы и выстроили картину соревнования.

Однако как найти улицы и деревни, упоминающиеся в статье? За это время все могло не раз поменяться… Вот тут нам и пришли на помощь друзья, одесситы Игорь Чаповский и Андрей Николаев. Они с удовольствием согласились принять участие в нашем «Пробеге через сто лет».

Старт для больших автомобилей, совершивших пробег из Николаева в Одессу и обратно, был устроен в конце Московской улицы, у границы Одесского градоначальства. Здесь была разбита красивая палатка, около которой находился официальный хронометрист г. Гекман, председатель гоночной комиссии К. Л. Маковецкий, князь П. А. Абамелик, секретариат, члены комитета и корреспонденты, для которых М. М. Аснаш любезно предоставил автомобиль «Дорак». К 6 часам утра к старту подает свой «Мерседес» Ф. М. Юрьевич. Он несколько взволнован. Особенно нервничает в ожидании сигнала шофер Охотский. Ровно в 6 часов дан сигнал. Отпуская флаг, князь Абамелик кричит: «Пошел!». Момент – и «Мерседес», развивая полный ход, стрелой вылетает на подъем и скрывается с глаз. В 6 час. 15 мин. дан старт для «Дион-Бутона», за рулем которого сидит барон А. А. Рено, а рядом с ним механик Бранловский. Барон лихо принимает старт.

Чтобы как можно точнее восстановить ход исторических событий, мы тоже стартуем ни свет ни заря (кроме того, на этом настаивает наш фотограф, который всю дорогу мечтал о съемке при мягком утреннем освещении). Естественно, «граница Одесского градоначальства», то бишь территория Одессы, сейчас простирается гораздо дальше, чем сто лет назад, поэтому опираться на эту деталь представляется невозможным. Улица Московская нынче носит название «проспект Черноморского Казачества», а вот прилегающая к ней Церковная улица сохранила свое имя до наших дней. Поскольку именно этот перекресток упоминается в статье, от которой мы отталкиваемся, «стартовать» решено было отсюда.

Естественно, без помощи друзей, с увлечением включившихся в предложенную нами игру, мы не смогли бы разобраться в хитросплетении одесских улочек. Очень разные по своему характеру, Игорь и Андрей составляют удивительно дружную и слаженную команду – об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с момента своего дебюта в чемпионате Украины в 2004 году экипаж Чаповский – Николаев все гонки провел именно в данном составе. Это не такое уж частое явление – к примеру, в украинской раллийной верхушке подобной стабильностью может похвастаться разве что экипаж Валерия Горбаня и Евгения Леонова.

Страусы в саду

Эффектное зрелище представляло прибытие автомобилистов в Николаев, в с. Варваровку. Старт (в данном случае «старт» надо понимать как «промежуточный финиш» – прим. автора) был устроен в саду Бишлера, куда с раннего утра стали собираться любители автомобилизма и масса публики. В 8 час. за несколько верст до старта был замечен столб пыли, а затем показался первый автомобиль. По всему саду слышен был возглас: «Юрьевич идет!». Через несколько секунд «Мерседес» при громких криках «ура!» со страшной быстротой прошел старт. Время, несмотря на протесты г. Юрьевича, было отмечено николаевское – 8 час. 5 мин. 28 сек. (разница в сравнении с одесским временем 3 мин. 3 сек.). Через 28 мин. и 28 сек. старт пролетает барон Рено.

Прибыв в Николаев, мы тотчас же начинаем расспрашивать о селе Варваровке и саде Бишлера. Выясняется, что сейчас Варваровка – пригород Николаева, даже, скорее, его окраинный район. Сада нет, и фамилия Бишлер никому ни о чем не говорит; однако местные жители, кто постарше, вспоминают, что какая-то роща «вот примерно там» была. Сейчас на ее месте – страусиная ферма, где мы решаем устроить поздний завтрак.

Поглощая изумительную страусиную яичницу, мы с Игорем и Андреем продолжаем разговор, и я постоянно ловлю себя на мысли: «Какие же они все-таки разные!» Игорь Чаповский – бывший профессиональный футболист, игравший за молодежную сборную СССР и даже признававшийся лучшим полузащитником страны. Очень открытый, жизнерадостный и увлекающийся человек, он начал свой путь в автоспорт с драг-рейсинга. Выиграл чемпионат Одессы и понял, что ралли гораздо интереснее. Отдал свою Subaru в золотые руки Андрея Александрова и… пошло-поехало. Андрей Николаев – умница, тонкий знаток уставов и регламентирующих документов, человек, фанатично преданный ралли. За спиной у него множество гонок, проведенных как в качестве штурмана, так и в качестве организатора. В его коллекции – около тысячи часов видеозаписей этапов чемпионатов Украины, Европы и мира. И если в речах Игоря нет-нет да и проскакивает нотка авантюризма, то Андрей в своих суждениях опирается исключительно на факты и логику.

«И все же первая в нашей истории гонка – что это было? Кросс? Кольцо? Ралли?» «Конечно, ралли, – уверен Чаповский. – Старт с временным интервалом, хронометраж на финише, экипажи из двух человек… Все признаки налицо». «Скорее, ралли-рейд, – уточняет Николаев. – Отсутствие «легенды», привязок, маркеров говорит именно об этом. Начальная и конечная точки заданы – и все, в путь. Как в пустыне».

В 10 час. 30 мин. начинают выходить по порядку автомобили из Николаева. Первым пущен «Мерседес». Ко времени прихода автомобилей в Одессу на старте, в конце Московской улицы собирается масса публики. Дорогу охраняют стражники на лошадях. С 11 часов утра совершенно прекращен проезд по Московской и Церковной улицам; на тротуарах этих улиц тысячи любопытных.

С 12 часов томительное ожидание. Рассматривая план пробега и отмеченные на нем опасные места, комитет беспокоится, не случилось ли несчастье. Через 25 мин. в бинокли и подзорные трубы замечен на дороге быстро двигавшийся автомобиль. Еще минута – и на подъем влетает «Мерседес», который бешенно мчится к старту и проходит его при громких аплодисментах в 12 час. 27 мин. 18 сек. Пробег (из Николаева в Одессу – прим. автора) совершен в 1 час. 57 мин. 18 сек. Члены комитета и публика обступают владельца «Мерседес» Юрьевича, поздравляют его и шофера Охотского. Автомобилисты передают впечатления о пробеге: «Автомобиль в полном порядке. Сейчас могу повторить пробег», – заявляет г. Юрьевич.

Вторым по очереди на старте ждут барона Рено. Проходит 25 мин., но его нет, нет и самых опасных конкурентов итальянцев на «Флоренции». Комитет заявляет, что если итальянцы пущены согласно порядку через 25 мин. после «Мерседес», то они опоздали, и победителем кубка является г. Юрьевич. Но в это время на подъеме «вырастают» итальянцы. Они делают финиш со страшной силой и проходят старт в 12 час. 51 мин. и 16 сек. Таким образом, итальянцы совершили пробег в 1 час. 51 мин. 16 сек. и, побив «Мерседес» на 1 мин. и 2 сек., явились к старту с абсолютной скоростью. Победителям почетного переходящего кубка д-ру Верчелли и инженеру Петрилло устраивается шумная овация.

В наше время опасных мест на трассе Николаев – Одесса практически нет. Она местами четырехполосная, но большей частью сужается до двух полос. Асфальт везде вполне приличный (по украинским меркам), разметка достаточно четкая. Возле Тилигульского лимана параллельно с асфальтовой дорогой проложена грунтовка; мы останавливаемся возле нее, и Андрей рассказывает, что в 70-х годах прошлого века здесь проходил спецучасток ралли «Одесса», этапа Кубка СССР. Лучшего места для съемки не придумаешь, и Игорь охотно соглашается промчаться туда-обратно по грунтовке, поднимая клубы пыли и слегка взмывая в воздух на небольших трамплинах.

Несмотря на «гравийные» колеса и настройки подвески, Subaru наших друзей уверенно ведет себя и на грунте, и на асфальте. Пожалуй, единственное неудобство, которое испытывают ее пассажиры, – отсутствие в гоночном седане кондиционера. Да-да, машина, на которой мы отправились в наш пробег, – самый настоящий боевой болид Subaru Impreza WRX Sti. Это именно тот автомобиль, на котором Чаповский и Николаев дебютировали в 2004 году в чемпионате Украины; это его они приложили боком об столб в своей первой гонке, ралли «Столица». Это та самая машина, на которой они выиграли «Кубок Лиманов» 2005 года и которая помогла им занять пятое место в абсолютном зачете ЧУ по ралли прошлого года… В отличие от «прадедушек», она практически никогда не ломается – за четыре года выступлений в ралли экипаж Чаповский – Николаев досрочно закончил гонку лишь трижды…

Рождение традиции?

Победители почетного переходящего кубка, несмотря на плохое состояние дороги, совершили свой пробег из Николаева в Одессу в 1 час 56 минут 16 сек. Если считать расстояние из Николаева в Одессу в 124 версты, то очевидно, что автомобиль не уступил курьерскому поезду. Не отстал по скорости от победителей кубка итальянцев и вице-президент местного скакового общества Ф. М. Юрьевич. Идя в состязании на своем знаменитом «Мерседес» не в гоночном виде, а в своем полном вооружении, с кузовом, 5 сидений и др. ненужными в гонке предметами, г. Юрьевич отстал от победителей кубка на 1 мин. и 2 сек. Лишний же багаж весил 23 пуда и без него «Мерседес» был бы резвее на 10–15 секунд. Еще показательнее результаты пробега мотоциклетки «Вандерер» – 5 сил, на которой шел в гонку г. Никитин. Все расстояние из Николаева в Одессу было пройдено им за 2 часа 13 мин. 33 3/5 сек. Этим пробегом г. Никитин поставил всероссийский шоссейный рекорд.

Завершен и наш пробег. Мы не гнались за результатом и потратили на преодоление 124 верст (около 130 км) намного больше времени, чем наши предки. Игорь с Андреем отправляются на тренировку в расположенное под Одессой село Мариновку; мы возвращаемся в Киев. Автомобильный спорт Украины разменял свою первую сотню… Что ждет всех нас впереди? Подиумы и шампанское или поломки, аварии и сходы? Радость побед или горечь поражений? Этого не знает никто. Но может быть, наш «Пробег через сто лет» положит начало доброй традиции и восьмое сентября действительно станет всеукраинским Днем рождения автоспорта?

Владимир Некрасов
Фото Алексея Горбенко

Редакция благодарит Бориса Ильича Богачева за помощь в подготовке материала