X

Работа раллийной команды: Неделя жизни

В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж.

В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж.

В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж.

На самом деле любой этап любого чемпионата по ралли – это намного более масштабное действо. Дело в том, что автомобильное ралли – довольно специфическая с точки зрения тренировок дисциплина. Если участник картингового или кольцевого чемпионата может повышать свое мастерство вне «боевого расписания», на тех же трассах своих чемпионатов, то для ралли, где задействованы дороги общего пользования, тренировки в боевом режиме возможны только при полном перекрытии этих самых дорог для «рядовых» водителей. Так что экипаж, выбираясь на гонку, прежде всего думает не о том, как будет обыгрывать соперника, а о том, как пройдет ознакомление с трассой. Вот и мы, воспользовавшись возможностью проследить за «предгоночной» жизнью команды MacCoffee Rally Team, начнем с тренировок.

Семь раз отмерь

В украинском, как и в мировом ралли схема ознакомления с трассой строго оговорена. В первую очередь организатор любого этапа должен обеспечить каждый экипаж всеми необходимыми документами и главное – легендой гонки. Чтобы все участники могли спокойно проработать свои легенды, а штурманы – составить стенограммы, формируется расписание ознакомления с каждым из спецучастков.

Согласно регламенту, по каждому СУ разрешаются только три проезда, притом исключительно в установленное время. Дело в том, что большинство трасс в Украине проходят по грунтовым и гравийным дорогам, и нелимитированное количество проездов может даже самую тщательно подготовленную дорожку превратить в пашню. Именно для ознакомления с трассой экипажи и выезжают на место боя задолго до старта. Например, если гонка начинается в субботу, то уже во вторник большинство участников собираются в городе – хозяине этапа.

Поскольку ознакомление на боевых машинах запрещено, пилоты осваивают трассу, используя так называемые тренировочные автомобили – они есть практически у каждой команды. По большому счету, это серийная машина, в которой подвеска и рулевое управление настроены на раллийный лад. Пилоты первого эшелона предпочитают тренироваться на серийных аналогах своих боевых автомобилей – в частности, в команде MacCoffee Rally Team имеются два огненно-алых Mitsubishi Lancer Evo VII: один – боевой, другой – тренировочный.

Пока пилоты знакомятся с трассой, механики на базе команды заканчивают последние приготовления к гонке. Говорят, что по закону подлости невозможно приехать на ралли и ничего не забыть. А еще говорят: обязательно понадобится то, чего в этот раз решили не брать. Поэтому, пока пилоты изучают трассу, механики в который раз пересматривают и собирают в дорогу запчасти. Кстати, из содержимого «техничек» команда при необходимости может собрать практически еще один боевой автомобиль.

Шейкдаун

К четвергу на место проведения гонки прибывают «технички» с боевыми автомобилями на прицепах. На большинстве этапов на этот день намечается проезд специального тестового участка, который называется «шейкдаун» и проходит при полном перекрытии трассы и с засеканием времени. Шейкдаун не является обязательным – экипаж вправе решать, стоит ли ему тратить силы и время на тест или же лучше уделить внимание другим вопросам. Но пилоты уже упомянутого первого эшелона стремятся все-таки проехать этот участок и по нему определить те настройки машины, которые сложно сделать «на глазок», даже имея представление о характере трассы. К слову, время проезда экипажем тестового участка не имеет значения ни для порядка старта, ни уж тем более для определения места экипажа на финише. Шейкдаун организовывается исключительно для самих участников – ну и в какой-то мере для нас, болельщиков и наблюдателей. После него механики могут внести изменения в настройки или, наоборот, удостовериться в том, что с техникой для данной трассы они попали в «яблочко». Мы же благодаря шейкдауну получаем первое представление о степени готовности каждой команды к грядущей гонке.

В пятницу команда проходит два вида проверок – административную и техническую. В административную проверку входит предстартовый контроль всех необходимых для участия документов. Технической комиссией проверяется соответствие автомобиля заявленному классу – экипаж не должен вызвать никаких нареканий техкома, иначе организаторы имеют право отстранить его от соревнований.

Со щитом, а не на щите

После всех формальностей экипажи получают право на торжественный проезд через стартовый подиум. И на этом «спокойная жизнь» заканчивается – начинаются те самые два дня, о которых впоследствии будет написано множество репортажей и снято большинство телесюжетов. Специальные участки чередуются с короткими промежутками сервиса – за отведенные 20 – 30 минут механики команды должны выполнить требования своих экипажей. Кроме «регулярного ТО» после каждой серии допов, в которое входит замена резины, долив топлива и прочие мелкие работы, за короткое время сервиса механикам подчас приходится производить более серьезный ремонт. В этот момент можно стать свидетелем настоящих рекордов по скоростной замене коробки передач или ремонту подвески. И если спортсменам по ходу дистанции нужно разработать и воплотить в жизнь тактику борьбы с соперниками, то механикам необходимо рассчитать время и силы на устранение негативных последствий этой борьбы.

В конце первого дня каждый экипаж традиционно подводит предварительные итоги, анализирует успехи конкурентов и разрабатывает тактику на следующий день, который на большинстве этапов становится решающим. Финиш первого дня – самая «страда» для механиков; основные работы по устранению возникших неполадок выполняются именно вечером в субботу. Для этого регламентом выделяется специальное время, чтобы все экипажи могли в равных условиях «залечить» первые раны.

Награда за труд

В финальный день гонки – воскресенье – вся команда мобилизуется для «последнего и решительного боя» за личные и командные титулы. Сейчас уже не время для экспериментов с техникой или радикальных сервисных замен, все обслуживание осуществляется в максимально сжатые сроки. И если произойдет какая-нибудь непредвиденная серьезная поломка, скорее всего, исправить ее «на колене» не удастся. Так что перед экипажами стоит непростая задача с двумя неизвестными: добраться до финиша и «не переступить черту надежности» техники. Ну а после окончания последнего СУ все «уцелевшие» участники некоторое время ожидают официальных результатов, и только после их утверждения наступает самая приятная для команды часть гонки – финишный подиум.

 МНЕНИЕ  

Алексей Тимошенко
Директор команды

Основная работа менеджера команды – организовать слаженную работу всех подразделений – начинается задолго до выезда на гонку. Директор команды решает множество вопросов: от закупки запасных частей до переговоров и установления партнерских отношений. Кроме того, во время горячей гоночной недели я слежу, чтобы у нас всегда на все хватало времени. Я глубоко убежден, что все неприятности как в отдельно взятой команде, так и в любом деле в целом происходят из-за ошибок планирования, и самое важное – не допустить эти ошибки. В состав MacCoffee Rally Team входит много людей, и хотя все они профессионалы своего дела, я как директор должен быть в курсе всего происходящего. Это, пожалуй, и есть основная задача директора команды.

 МНЕНИЕ  

Александр Салюк
Пилот команды

Всю предшествующую гонке неделю я уделяю внимание автомобилю. Для любой команды боевая машина – это то, вокруг чего все и вертится. Основную часть работы, конечно, выполняют механики; для меня же, первого пилота, на большинстве этапов именно шейкдаун является самым важным пунктом предгоночной программы. Не скажу, что для меня данные тесты представляют сложность, но от того, насколько за эти короткие проезды экипаж сможет оценить качество настройки и внести нужные замечания, будет зависеть вся гонка. Кстати, в этом сезоне на зарубежном этапе нам однажды пришлось по результатам шейкдауна принимать непростое решение – не выходить на старт в связи с техническим состоянием автомобиля.

 МНЕНИЕ  

Александр Чередник
Механик команды

Непосредственно во время выезда на этап у механиков сравнительно немного работы – все, без чего невозможно выступление команды, мы делаем задолго до старта. В нашей команде не так уж много механиков для обслуживания каждой машины (для Lancer Салюка-старшего – нас двое), так что время сервиса между спецучастками у нас расписано буквально по минутам. Главное – в запале гонки ничего не перепутать и не забыть. Если возникают серьезные поломки, устранить которые кажется невозможным, мы все равно всегда стараемся сделать все от нас зависящее. А если во время тренировок и тестовых проездов вдруг что-то произойдет с машиной, самое сложное – это вовремя успеть вернуть ее к жизни.

Лариса Мищанчук
Фото автора