В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж.
В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж.
В наших репортажах часто встречаются определения: одно-, двух- или трехдневный этап. Но в действительности в таком формате гонки видят только зрители; для самих участников процесса этап начинается задолго до того, как на стартовый подиум въедет первый экипаж. |
Семь раз отмерь
В украинском, как и в мировом ралли схема ознакомления с трассой строго оговорена. В первую очередь организатор любого этапа должен обеспечить каждый экипаж всеми необходимыми документами и главное – легендой гонки. Чтобы все участники могли спокойно проработать свои легенды, а штурманы – составить стенограммы, формируется расписание ознакомления с каждым из спецучастков.
Согласно регламенту, по каждому СУ разрешаются только три проезда, притом исключительно в установленное время. Дело в том, что большинство трасс в Украине проходят по грунтовым и гравийным дорогам, и нелимитированное количество проездов может даже самую тщательно подготовленную дорожку превратить в пашню. Именно для ознакомления с трассой экипажи и выезжают на место боя задолго до старта. Например, если гонка начинается в субботу, то уже во вторник большинство участников собираются в городе – хозяине этапа.
Поскольку ознакомление на боевых машинах запрещено, пилоты осваивают трассу, используя так называемые тренировочные автомобили – они есть практически у каждой команды. По большому счету, это серийная машина, в которой подвеска и рулевое управление настроены на раллийный лад. Пилоты первого эшелона предпочитают тренироваться на серийных аналогах своих боевых автомобилей – в частности, в команде MacCoffee Rally Team имеются два огненно-алых Mitsubishi Lancer Evo VII: один – боевой, другой – тренировочный.
Пока пилоты знакомятся с трассой, механики на базе команды заканчивают последние приготовления к гонке. Говорят, что по закону подлости невозможно приехать на ралли и ничего не забыть. А еще говорят: обязательно понадобится то, чего в этот раз решили не брать. Поэтому, пока пилоты изучают трассу, механики в который раз пересматривают и собирают в дорогу запчасти. Кстати, из содержимого «техничек» команда при необходимости может собрать практически еще один боевой автомобиль.
Шейкдаун
К четвергу на место проведения гонки прибывают «технички» с боевыми автомобилями на прицепах. На большинстве этапов на этот день намечается проезд специального тестового участка, который называется «шейкдаун» и проходит при полном перекрытии трассы и с засеканием времени. Шейкдаун не является обязательным – экипаж вправе решать, стоит ли ему тратить силы и время на тест или же лучше уделить внимание другим вопросам. Но пилоты уже упомянутого первого эшелона стремятся все-таки проехать этот участок и по нему определить те настройки машины, которые сложно сделать «на глазок», даже имея представление о характере трассы. К слову, время проезда экипажем тестового участка не имеет значения ни для порядка старта, ни уж тем более для определения места экипажа на финише. Шейкдаун организовывается исключительно для самих участников – ну и в какой-то мере для нас, болельщиков и наблюдателей. После него механики могут внести изменения в настройки или, наоборот, удостовериться в том, что с техникой для данной трассы они попали в «яблочко». Мы же благодаря шейкдауну получаем первое представление о степени готовности каждой команды к грядущей гонке.
В пятницу команда проходит два вида проверок – административную и техническую. В административную проверку входит предстартовый контроль всех необходимых для участия документов. Технической комиссией проверяется соответствие автомобиля заявленному классу – экипаж не должен вызвать никаких нареканий техкома, иначе организаторы имеют право отстранить его от соревнований.
Со щитом, а не на щите
После всех формальностей экипажи получают право на торжественный проезд через стартовый подиум. И на этом «спокойная жизнь» заканчивается – начинаются те самые два дня, о которых впоследствии будет написано множество репортажей и снято большинство телесюжетов. Специальные участки чередуются с короткими промежутками сервиса – за отведенные 20 – 30 минут механики команды должны выполнить требования своих экипажей. Кроме «регулярного ТО» после каждой серии допов, в которое входит замена резины, долив топлива и прочие мелкие работы, за короткое время сервиса механикам подчас приходится производить более серьезный ремонт. В этот момент можно стать свидетелем настоящих рекордов по скоростной замене коробки передач или ремонту подвески. И если спортсменам по ходу дистанции нужно разработать и воплотить в жизнь тактику борьбы с соперниками, то механикам необходимо рассчитать время и силы на устранение негативных последствий этой борьбы.
В конце первого дня каждый экипаж традиционно подводит предварительные итоги, анализирует успехи конкурентов и разрабатывает тактику на следующий день, который на большинстве этапов становится решающим. Финиш первого дня – самая «страда» для механиков; основные работы по устранению возникших неполадок выполняются именно вечером в субботу. Для этого регламентом выделяется специальное время, чтобы все экипажи могли в равных условиях «залечить» первые раны.
Награда за труд
В финальный день гонки – воскресенье – вся команда мобилизуется для «последнего и решительного боя» за личные и командные титулы. Сейчас уже не время для экспериментов с техникой или радикальных сервисных замен, все обслуживание осуществляется в максимально сжатые сроки. И если произойдет какая-нибудь непредвиденная серьезная поломка, скорее всего, исправить ее «на колене» не удастся. Так что перед экипажами стоит непростая задача с двумя неизвестными: добраться до финиша и «не переступить черту надежности» техники. Ну а после окончания последнего СУ все «уцелевшие» участники некоторое время ожидают официальных результатов, и только после их утверждения наступает самая приятная для команды часть гонки – финишный подиум.
|
|
|