При всей своей непохожести два последних этапа чемпионата мира по ралли, греческий и аргентинский, имели очень много общего. Схожая сюжетная линия, те же главные исполнители. Впрочем, этим грешит абсолютное большинство гонок нынешнего сезона.
| | При всей своей непохожести два последних этапа чемпионата мира по ралли, греческий и аргентинский, имели очень много общего. Схожая сюжетная линия, те же главные исполнители. Впрочем, этим грешит абсолютное большинство гонок нынешнего сезона. |
После того как в 2002 году из календаря исчез кенийский «Сафари», титул самой убойной гонки перешел к греческому «Акрополису». Что неудивительно – его трасса проложена по невероятно разбитым грунтовым дорогам древней Эллады. Прибавьте сюда 40-градусную жару и очень низкие средние скорости, также не способствующие оптимальному охлаждению двигателей, и вы поймете, почему на «Акрополис» приходится самый длинный список сходов.
В нынешнем году потери в пелотоне едва не начались со «суперспешиала»! На «внезапном» взвешивании после пролога «попались» сразу четыре заводских авто. Легче минимальных 1380 кг оказались Mitsubishi Джанлуиджи Галли и Subaru Петера Солберга, Криса Аткинсона и Стефана Сарразена. Обычно недовес равнозначен дисквалификации, но сейчас, когда Лоэб выигрывает гонку за гонкой, снятие Солберга означало смерть интриги не только «Акрополиса», но, может быть, и всего чемпионата. И стюарды, сославшись на факт несовпадения показаний весов на финише «суперспешиала» и при повторном взвешивании в закрытом парке, наказали виновных рублем – 70 тысяч евро на всех.
Впрочем, команды, зная непредсказуемость FIA, продолжали ожидать худшего. У всех на памяти был прецедент двухмесячной давности, когда «федералы» подали протест на решения собственных судей и разобрались с «формульной» командой BAR по-своему. Особенно эта нервозность была заметна по Солбергу. Норвежец в пятницу и сам наделал кучу ошибок, и от техники натерпелся (сломалась задняя полуось), оказавшись в итоге 14-м на три минуты позади Лоэба. Варяг был как никогда категоричен: «Худшая гонка в этом году!». Забегая вперед добавим – это же относилось и ко всей Subaru. Аткинсон из-за проблем с тягой на «верхах» то и дело мазал повороты, а на последнем пятничном СУ «прикончил» двигатель. Рядышком остановился Сарразен с раздробленной задней подвеской.
Избиение младенцев
Но основное внимание было приковано не к «плеядам». Наконец-то после пары пресных гонок мы насладились бескомпромиссной борьбой на самом верху эшелона. Двойной провал Лоэба из-за ошибки в настройках подвески (5-й на СУ2 и 14-й на СУ3) стал отличным допингом для конкурентов. Гронхольм, Сайнс и Хирвонен сцепились не на шутку, отщипывая друг у друга секунды на убийственных дорогах Эллады. Увы, в который раз на родине Архимеда последнее слово осталось за техникой. И лидировавшего Хирвонена, и отчаянно атаковавшего его Гронхольма подвели КПП. У Сайнса поползла вверх температура масла, и испанец «сбросился». В итоге после пары проездов по 30-километровому СУ «Элатия-Зели» таблицу привычно возглавил Лоэб. Причем эльзасец так взвинтил темп, что на втором проезде снял со своего же лучшего времени еще 40 секунд!
В субботу он был просто неудержим, выиграв все 8 допов и доведя отрыв от ближайшего преследователя с 6 до 86 секунд! А ведь за действующим чемпионом уже никто не гнался: из-за точно такой же, как у Солберга (!), проблемы с приводом на СУ13 Гронхольм потерял две минуты и откатился на 4-ю позицию. На второе место поднялся сверхосторожный Гардемайстер, еще раз доказавший, что умеет извлекать максимум очков из любой гонки. Тройку стабильно замыкал Сайнс, не устающий повторять, что эта гонка – последняя для него в мировом ралли и его задача – набрать побольше командных очков.
В воскресенье Лоэб спокойно доезжал дистанцию с комфортным отрывом. Его основной конкурент Солберг был настолько деморализован, что, несмотря на сходы участников, так и не смог к финишу попасть в очковую «восьмерку», регулярно уступая даже пилотам Mitsubishi и «частнику» Манфреду Штолю. В итоге преимущество француза, выигравшего пятую гонку кряду, над норвежцем выросло до 23 очков. А шесть очков Сайнса позволили «двойному шеврону» к экватору чемпионата выйти-таки в лидеры зачета производителей, опередив Peugeot.
Везет сильнейшим
«Ралли Аргентина» также относится к грунтово-гравийным гонкам, но оно – полная противоположность «Акрополису». Куда более мягкий грунт, минимум остроконечных камней и щадящая моторы погода – ралли проходит в разгар южноамериканской зимы. Впрочем, она оказалась дамой капризной – на шейкдауне, который гонщики используют для настроек машины, температура не опускалась ниже 27 градусов тепла. А перед самым стартом прошел сильный дождь, сделав бесполезной всю предыдущую работу.
Раскисшие дороги не просто cвели на нет выгоды стартующих во второй пятерке, но даже дали «открывающему» гонку Лоэбу определенное преимущество. Француз был быстрейшим на 6 из 10 допов, показав всем пример самообладания: после шейкдауна механики обнаружили на его машине утечку масла и вынуждены были в спешке заменить мотор.
Солберг, возглавивший поначалу пелотон (победы на СУ2-3), довольно быстро растерял свое преимущество. По словам норвежца, «…после полудня дороги стали настолько ухабистыми, что мы так и не смогли настроить на них машину и вернуть те скорости, которые были у нас утром. Плюс выбрали слишком жесткий комплект резины». Итог – полминуты отставания. Как обычно, за главными оппонентами расположился Гронхольм – единственный, кто в состоянии поддерживать темп лидеров на любом покрытии. Лучший из остальных Тони Гардемайстер проигрывал Лоэбу уже 2 минуты. Лишь седьмым по итогам дня стал Франсуа Дюваль, которого на двух предыдущих гонках подменял Сайнс. Бельгиец ехал подчеркнуто осторожно, едва-едва обогнав Xsara Манфреда Штоля: еще одна разбитая машина может стоить ему места в команде.
Что ни гонка – то рекорд
Вопреки традиции, в субботу Лоэб не только не закрепил отрыв, но даже подпустил к себе Гронхольма. Финн атаковал так, будто в этой гонке решалась судьба титула. Четыре победы (причем три подряд) на семи допах позволили ему сократить отставание от лидера до 26 секунд и обойти Солберга. Впрочем, не без помощи норвежца: на СУ13, самом быстром допе гонки (средняя скорость победителя зашкалила за 115 км/ч), Петер на всем ходу слетел с трассы, задним мостом успешно «зачистив» придорожные кусты. Мало того, вскоре (уже после сервиса) у него пропали задние тормоза. В итоге Солберг с великими трудами защитил свою «бронзу» от наскоков Гардемайстера, Рованперы и Галли, которые то и дело финишировали впереди варяга.
В воскресенье на ралли еще раз коренным образом сменился климат: в Кордобских горах гонщиков поджидали сугробы на обочинах и каша из гравия и талого снега на трассе. Лоэб снова начал с места в карьер, выиграв первый же СУ дня и увеличив отрыв ровно настолько, что Гронхольм… прекратил все попытки догнать лидера! Если бы не езда «на грани» Солберга да затяжная дуэль Рованпера – Гардемайстер, телевизионщикам вообще нечего было бы показывать.
Итак, Лоэб размеренно докатился до седьмой победы в девяти гонках сезона, побив казавшиеся вечными рекорды Тимо Салонена (1985 г.) и Дидье Ориоля (1992 г.). И явно не собирается останавливаться на достигнутом. По крайней мере тех, кто способен его остановить, пока не видно.
Этап 8, 24 – 26 июня 2005 г., Ламия, Греция |
Дистанция 1065,57 км; из них 349,57 км спецучастков Стартовало 88 экипажей. Финишировало 54 экипажа |
|
|
Этап 9, 15 – 17 июля 2005 г., Карлос Пас, Аргентина |
Дистанция 1218,54 км; из них 340,82 км спецучастков Стартовало 72 экипажа. Финишировало 45 экипажей |
|
|
| «Ралли Греция». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
1 | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | 4:12.53,7 | 2 | Тони Гардемайстер/Якке Хонканен | Ford Focus RS WRC 04 | +1.36,2 | 3 | Карлос Сайнс/Марк Марти | Citroёn Xsara WRC | +2.11,1 | 4 | Маркус Гронхольм/Тимо Раутиайнен | Peugeot 307 WRC | +2.56,4 | 5 | Микко Хирвонен/Ярмо Лехтинен | Ford Focus RS WRC 03 | +3.13,2 | 6 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WR05 | +3.44,4 | 7 | Джанлуиджи Галли/Гвидо д'Аморе | Mitsubishi Lancer WR05 | +5.19,6 | 8 | Маркко Мартин/Майкл Парк | Peugeot 307 WRC | +5.37,5 |
|
| Чемпионат пилотов (первая десятка) |
1 | Пилот | Грец. | Аргент. | Всего | Себастьян Лоэб | 10 | 10 | 75 | 2 | Петер Солберг | 0 | 6 | 48 | 3 | Маркус Гронхольм | 5 | 8 | 45 | 4 | Тони Гардемайстер | 8 | 5 | 44 | 5 | Маркко Мартин | 1 | 3 | 42 | 6 | Харри Рованпера | 3 | 4 | 20 | 7 | Манфред Штоль | 0 | 1 | 12 | 8 | Карлос Сайнс | 6 | 0 | 11 | 9 | Роман Креста | 0 | 0 | 10 | 10 | Хеннинг Солберг | 0 | 0 | 9 |
|
| «Ралли Аргентина». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
1 | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | 3:55.36,4 | 2 | Маркус Гронхольм/Тимо Раутиайнен | Peugeot 307 WRC | +0.26,1 | 3 | Петер Солберг/Фил Миллз | Subaru Impreza WRC 05 | +1.05,3 | 4 | Тони Гардемайстер/Якке Хонканен | Ford Focus RS WRC 04 | +2.38,0 | 5 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WR05 | +2.43,6 | 6 | Маркко Мартин/Майкл Парк | Peugeot 307 WRC | +4.22,2 | 7 | Франсуа Дюваль/Свен Смитс | Citroёn Xsara WRC | +5.29,1 | 8 | Манфред Штоль/Илка Минор | Citroёn Xsara WRC | +5.42,9 |
|
| Чемпионат заводских команд |
1 | Команда | Грец. | Аргент. | Всего | Citroёn | 16 | 12 | 96 | 2 | Peugeot | 7 | 11 | 90 | 3 | Ford | 8 | 5 | 62 | 4 | Subaru | 1 | 7 | 54 | 5 | Mitsubishi | 7 | 4 | 41 | 6 | Skoda | 0 | 0 | 8 |
|
Сергей Суховский
Фото команд – участниц WRC
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Інші матеріали автора
: