«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.
«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.
| | «Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков. |
Победа в этом ралли ценилась и всегда будет цениться выше, чем в любом другом. И вовсе не потому, что «Ралли Монте-Карло» – самое старое в мире. Главная составляющая его сверхпрестижности – постоянная смена дорожного покрытия, нивелирующая преимущество в технике и выдвигающая на передний план мастерство экипажа. Не все знают, что эта гонка лишь формально относится к Монако. В крохотном княжестве проходит только официальная часть программы: техническая проверка, торжественные церемонии старта и финиша. Сама же трасса петляет по серпантинам соседнего Прованса. Стартуя при плюсовой температуре в предгорье французских Альп, гонка стремительно поднимается вверх, к самым вершинам гор, покрытых вековыми льдами. Едва ли не на каждом допе асфальт перемежается со снегом и льдом. Добавьте сюда резкие перепады температуры, способные за пару часов изменить тип покрытия до неузнаваемости, и вам станет понятно, почему эту гонку называют лотереей. А еще – рулеткой: помимо погоды, сюрпризы участникам то и дело преподносят зрители.
Вот новый поворот
«И снова этот чертов спецучасток «Кол де Туриньи», – обычно сдержанный Маркус Гронхольм не особо подбирал слова. – Еду по чистому асфальту на сликах и влетаю в кучу снега посреди дороги! А ведь стюарды отлично знают, где зрители бросают снег с обочин на асфальт. Однако я снова, как и год, и два назад, попал в эти сугробы. Сегодня этот снег стоил нам второго места. Вандалы – им нужен не спорт, а аварии!».
Не менее красноречив был и Петер Солберг: «Я больше чем расстроен. Представьте: ни одной ошибки по ходу гонки, до финиша четыре допа, отыгрываю позицию за позицией, все просто отлично – и на тебе! Объясните, почему мой результат должен зависеть от таких вот «зрителей»?! Неужели они не понимают, насколько это опасно? Ведь это Альпы!».
Досталось от болельщиков и другим пилотам: снег на абсолютно сухом асфальте едва не стоил вылета Маркко Мартину, Франсуа Дювалю, Стефану Саразену и обоим пилотам Ford. Увы, подобные бесчинства зрителей – реальность самого старого ралли. Но, по словам Себастьяна Лоэба, к ним нужно относиться как к неизбежному злу. Что ж, эльзасец вправе так говорить: несмотря на то, что он первым пострадал от выходок болельщиков, едва не вылетев на СУ3, Себ в третий раз подряд вчистую выиграл гонку, в том числе тот самый проблемный доп! И если бы не обидная дисквалификация из-за ошибки механиков в 2001 году, то на счету действующего чемпиона уже были бы рекордные четыре победы подряд.
Словом, Лоэб снова соревновался только с собой и временем. А вот за его спиной происходило что-то невероятное. Соперники атаковали друг друга, словно эта гонка была первой и последней в сезоне. Особенно удивили новобранцы Ford и Citroёn Гардемайстер и Дюваль. Финн в первый же день прорвался из второй десятки на 4-е место, ниже которого уже не опускался. Бельгиец и вовсе с первого же допа шел вторым, уступая лишь партнеру по команде. Правда, недолго: на СУ6 Франсуа на полной скорости завалил телеграфный столб, перегородив трассу. Гонку остановили, а штурмана Стефана Прево с сильными ушибами ног отправили в госпиталь.
Спецучасток же выиграл впервые стартующий за заводскую команду Александр Бенг на… Skoda Fabia! Случайность? Нет, француз лидировал и на следующем СУ7! Кстати, этот доп стал последним в гонке для Армина Шварца: «играющий тренер» чешской дружины перевернулся у самого финиша, и машина замерла буквально в двух метрах от обрыва. Гонку снова остановили: медпомощь понадобилась обоим гонщикам.
Сам себе Себ
На протяжении воскресенья Лоэб был фактически недосягаем. Особенно после того, как на СУ12 из гонки выбыли Гронхольм и Солберг: с разницей в пару минут они в одном и том же месте попали в аварии, с которых мы начинали рассказ. Правда, в отличие от норвежца, финн смог «доковылять» до сервисной зоны на трех колесах и «зацепиться» за 5-ю позицию.
Едва ли не больший праздник, чем в стане «шевронов», царил в шатрах Ford и Mitsubishi, чьи пилоты Гардемайстер и Паницци финишировали вслед за Лоэбом. Для Тони эта гонка стала самой успешной в карьере; да и Жиль впервые взошел на монакский подиум (вот вам и «король асфальта»!). Не менее интересными были результаты в нижней части зачета. Так, 6-м стал Манфред Штоль на частном Citroёn, обогнавший «заводского» Харри Рованперу. Следом финишировали сошедшие в субботу из-за проблем с КПП Роман Креста (Ford) и Александр Бенг (Skoda). Благодаря системе SupeRally оба стартовали с пятиминутным штрафом и тем не менее смогли набрать очки для своих команд.
Взгляд зарубежных коллег |
Sporting Life (Великобритания) Петеру Солбергу, чемпиону мира 2003 года, стоит попросить удачу повернуться к нему другой стороной. Норвежец, пилотируя в привычном жестком стиле, показывал один лучший результат за другим, но досадный вылет прервал его восхождение. Эта авария означает, что следующий этап в Швеции Солберг начнет с десятиочковым отставанием от Себастьяна Лоэба. Auto Motor und Sport (Германия) Без сомнений, причиной двух серьезных аварий (Солберга и Гронхольма – прим. автора) стала недисциплинированность зрителей. Однако стоит заметить, что Лоэб, например, несмотря на появившийся на трассе снег, ехал, как он умеет – умно и консервативно. В результате перед последними тремя допами он выигрывал у шедшего вторым Гардемайстера 2,5 минуты. Helsingin Sanomat (Финляндия) В то время как Тони Гардемайстер радовался удачному дебюту за рулем нового автомобиля Ford Focus WRC, другой наш соотечественник, Маркус Гронхольм, был в ярости. Критикуя болельщиков, он назвал их «не настоящими фанатами ралли, а просто больными людьми, которым хочется видеть только аварии и трагедии». Le Figaro (Франция) Так было и в 2003-м, и в 2004-м, и – вуаля! – в 2005-м. В третий раз подряд Себастьян Лоэб выигрывает «Ралли Монте-Карло», вновь начиная сезон наилучшим из всех возможных способов. Правда, на этот раз он должен быть благодарен зрителям, по чьей глупости из борьбы за победу выбыли два экс-чемпиона мира – Гронхольм и Солберг. |
|
|
Этап 1, 21 – 23 января 2005 г., Монте-Карло, Монако |
Дистанция 1360,13 км; из них 353,07 км спецучастков Стартовали 34 экипажа. Финишировали 24 экипажа |
|
|
Рецепт победы Лоэба |
Мы много разговаривали с нашим боссом Ги Фрекеленом и знали, что каждый год зрители бросают с обочин на дорогу снег. Я попросил свой экипаж безопасности отмечать любые места больших скоплений зрителей. И старался ехать аккуратнее во всех местах, где на обочине лежал снег. Тот поворот, где улетели Маркус и Петер, мы обычно проходим на 110 – 115 км/ч. Но из-за «зрительского» снега, да еще и на сликах… Словом, на этот раз мы оттормозились чуть ли не до 10 км/ч. Все же лучше проиграть пять секунд, чем вылететь с рекордной скоростью. |
|
|
В двух словах |
На ближайшей неделе в Лондоне пройдет встреча Берни Экклстоуна и руководителей девяти «формульных» команд. Главная цель Экклстоуна – вынудить все конюшни подписать вслед за Ferrari новый Договор согласия, который будет действовать до 2012 года. Toyota провела День открытых дверей на своей фабрике в немецком Кельне, открыв ее для всех желающих. Собранные в результате акции 145 тыс. евро будут использованы для помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии. 24 января на гоночной трассе в пригороде Барселоны дебютировал новый болид McLaren MP4-20. Проводивший первую тестовую сессию Кими Райкконен остался вполне доволен машиной, признав тем не менее, что над ее доводкой еще предстоит поработать. Команда Jordan подписала контракт с компанией бывшего россиянина Алекса Шнайдера Midland, которая давно заявляла о намерении прийти в «Формулу-1». В 2005 году команда по-прежнему будет называться Jordan Grand Prix, однако уже о следующем сезоне этого с уверенностью сказать нельзя – вполне возможно, что после 14 лет в «Ф-1» Эдди Джордану придется покинуть «Королеву автоспорта». |
|
|
| «Ралли Монте-Карло». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
Поз. | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | 4:13.05,6 | 2 | Тони Гардемайстер/Якке Хонканен | Ford Focus RS WRC 04 | +2.58,3 | 3 | Жиль Паницци/Эрве Паницци | Mitsubishi Lancer WR05 | +3.40,1 | 4 | Маркко Мартин/Майкл Парк | Peugeot 307 WRC | +5.27,7 | 5 | Маркус Гронхольм/Тимо Раутиайнен | Peugeot 307 WRC | +7.33,8 | 6 | Манфред Штоль/Илка Минор | Citroёn Xsara WRC | +8.08,9 | 7 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WR05 | +8.29,3 | 8 | Роман Креста/Ян Томанек | Ford Focus RS WRC 04 | +9.18,1 |
|
| Чемпионат заводских пилотов |
Пилот | Монте-Карло | Всего | 1 | Себастьян Лоэб | 10 | 10 | 2 | Тони Гардемайстер | 8 | 8 | 3 | Жиль Паницци | 6 | 6 | 4 | Маркко Мартин | 5 | 5 | 5 | Маркус Гронхольм | 4 | 4 | 6 | Харри Рованпера | 2 | 2 | 7 | Роман Креста | 1 | 1 | 8 | Франсуа Дюваль | 0 | 0 | 9 | Петер Солберг | 0 | 0 | 10 | Стефан Саразен | 0 | 0 | 11 | Армин Шварц | 0 | 0 | 12 | Александр Бенг | 0 | 0 | 13 | Антонин Вармбольд | 0 | 0 |
|
| Чемпионат заводских команд |
Команда | Монте-Карло | Всего | 1 | Citroёn | 10 | 10 | 2 | Ford | 10 | 10 | 3 | Mitsubishi | 9 | 9 | 4 | Peugeot | 9 | 9 | 5 | Skoda | 1 | 1 | 6 | Subaru | 0 | 0 |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей