X

Ралли Монте-Карло: Осторожно, зрители!

«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.

«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.

«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.

Победа в этом ралли ценилась и всегда будет цениться выше, чем в любом другом. И вовсе не потому, что «Ралли Монте-Карло» – самое старое в мире. Главная составляющая его сверхпрестижности – постоянная смена дорожного покрытия, нивелирующая преимущество в технике и выдвигающая на передний план мастерство экипажа. Не все знают, что эта гонка лишь формально относится к Монако. В крохотном княжестве проходит только официальная часть программы: техническая проверка, торжественные церемонии старта и финиша. Сама же трасса петляет по серпантинам соседнего Прованса. Стартуя при плюсовой температуре в предгорье французских Альп, гонка стремительно поднимается вверх, к самым вершинам гор, покрытых вековыми льдами. Едва ли не на каждом допе асфальт перемежается со снегом и льдом. Добавьте сюда резкие перепады температуры, способные за пару часов изменить тип покрытия до неузнаваемости, и вам станет понятно, почему эту гонку называют лотереей. А еще – рулеткой: помимо погоды, сюрпризы участникам то и дело преподносят зрители.

Вот новый поворот

«И снова этот чертов спецучасток «Кол де Туриньи», – обычно сдержанный Маркус Гронхольм не особо подбирал слова. – Еду по чистому асфальту на сликах и влетаю в кучу снега посреди дороги! А ведь стюарды отлично знают, где зрители бросают снег с обочин на асфальт. Однако я снова, как и год, и два назад, попал в эти сугробы. Сегодня этот снег стоил нам второго места. Вандалы – им нужен не спорт, а аварии!».

Не менее красноречив был и Петер Солберг: «Я больше чем расстроен. Представьте: ни одной ошибки по ходу гонки, до финиша четыре допа, отыгрываю позицию за позицией, все просто отлично – и на тебе! Объясните, почему мой результат должен зависеть от таких вот «зрителей»?! Неужели они не понимают, насколько это опасно? Ведь это Альпы!».

Досталось от болельщиков и другим пилотам: снег на абсолютно сухом асфальте едва не стоил вылета Маркко Мартину, Франсуа Дювалю, Стефану Саразену и обоим пилотам Ford. Увы, подобные бесчинства зрителей – реальность самого старого ралли. Но, по словам Себастьяна Лоэба, к ним нужно относиться как к неизбежному злу. Что ж, эльзасец вправе так говорить: несмотря на то, что он первым пострадал от выходок болельщиков, едва не вылетев на СУ3, Себ в третий раз подряд вчистую выиграл гонку, в том числе тот самый проблемный доп! И если бы не обидная дисквалификация из-за ошибки механиков в 2001 году, то на счету действующего чемпиона уже были бы рекордные четыре победы подряд.

Словом, Лоэб снова соревновался только с собой и временем. А вот за его спиной происходило что-то невероятное. Соперники атаковали друг друга, словно эта гонка была первой и последней в сезоне. Особенно удивили новобранцы Ford и Citroёn Гардемайстер и Дюваль. Финн в первый же день прорвался из второй десятки на 4-е место, ниже которого уже не опускался. Бельгиец и вовсе с первого же допа шел вторым, уступая лишь партнеру по команде. Правда, недолго: на СУ6 Франсуа на полной скорости завалил телеграфный столб, перегородив трассу. Гонку остановили, а штурмана Стефана Прево с сильными ушибами ног отправили в госпиталь.

Спецучасток же выиграл впервые стартующий за заводскую команду Александр Бенг на… Skoda Fabia! Случайность? Нет, француз лидировал и на следующем СУ7! Кстати, этот доп стал последним в гонке для Армина Шварца: «играющий тренер» чешской дружины перевернулся у самого финиша, и машина замерла буквально в двух метрах от обрыва. Гонку снова остановили: медпомощь понадобилась обоим гонщикам.

Сам себе Себ

На протяжении воскресенья Лоэб был фактически недосягаем. Особенно после того, как на СУ12 из гонки выбыли Гронхольм и Солберг: с разницей в пару минут они в одном и том же месте попали в аварии, с которых мы начинали рассказ. Правда, в отличие от норвежца, финн смог «доковылять» до сервисной зоны на трех колесах и «зацепиться» за 5-ю позицию.

Едва ли не больший праздник, чем в стане «шевронов», царил в шатрах Ford и Mitsubishi, чьи пилоты Гардемайстер и Паницци финишировали вслед за Лоэбом. Для Тони эта гонка стала самой успешной в карьере; да и Жиль впервые взошел на монакский подиум (вот вам и «король асфальта»!). Не менее интересными были результаты в нижней части зачета. Так, 6-м стал Манфред Штоль на частном Citroёn, обогнавший «заводского» Харри Рованперу. Следом финишировали сошедшие в субботу из-за проблем с КПП Роман Креста (Ford) и Александр Бенг (Skoda). Благодаря системе SupeRally оба стартовали с пятиминутным штрафом и тем не менее смогли набрать очки для своих команд.

 Взгляд зарубежных коллег

Sporting Life (Великобритания)

Петеру Солбергу, чемпиону мира 2003 года, стоит попросить удачу повернуться к нему другой стороной. Норвежец, пилотируя в привычном жестком стиле, показывал один лучший результат за другим, но досадный вылет прервал его восхождение. Эта авария означает, что следующий этап в Швеции Солберг начнет с десятиочковым отставанием от Себастьяна Лоэба.

Auto Motor und Sport (Германия)

Без сомнений, причиной двух серьезных аварий (Солберга и Гронхольма – прим. автора) стала недисциплинированность зрителей. Однако стоит заметить, что Лоэб, например, несмотря на появившийся на трассе снег, ехал, как он умеет – умно и консервативно. В результате перед последними тремя допами он выигрывал у шедшего вторым Гардемайстера 2,5 минуты.

Helsingin Sanomat (Финляндия)

В то время как Тони Гардемайстер радовался удачному дебюту за рулем нового автомобиля Ford Focus WRC, другой наш соотечественник, Маркус Гронхольм, был в ярости. Критикуя болельщиков, он назвал их «не настоящими фанатами ралли, а просто больными людьми, которым хочется видеть только аварии и трагедии».

Le Figaro (Франция)

Так было и в 2003-м, и в 2004-м, и – вуаля! – в 2005-м. В третий раз подряд Себастьян Лоэб выигрывает «Ралли Монте-Карло», вновь начиная сезон наилучшим из всех возможных способов. Правда, на этот раз он должен быть благодарен зрителям, по чьей глупости из борьбы за победу выбыли два экс-чемпиона мира – Гронхольм и Солберг.

 Этап 1, 21 – 23 января 2005 г., Монте-Карло, Монако

Дистанция 1360,13 км; из них 353,07 км спецучастков
Стартовали 34 экипажа. Финишировали 24 экипажа

 Рецепт победы Лоэба

Мы много разговаривали с нашим боссом Ги Фрекеленом и знали, что каждый год зрители бросают с обочин на дорогу снег. Я попросил свой экипаж безопасности отмечать любые места больших скоплений зрителей. И старался ехать аккуратнее во всех местах, где на обочине лежал снег. Тот поворот, где улетели Маркус и Петер, мы обычно проходим на 110 – 115 км/ч. Но из-за «зрительского» снега, да еще и на сликах… Словом, на этот раз мы оттормозились чуть ли не до 10 км/ч. Все же лучше проиграть пять секунд, чем вылететь с рекордной скоростью.

 В двух словах

На ближайшей неделе в Лондоне пройдет встреча Берни Экклстоуна и руководителей девяти «формульных» команд. Главная цель Экклстоуна – вынудить все конюшни подписать вслед за Ferrari новый Договор согласия, который будет действовать до 2012 года.

Toyota провела День открытых дверей на своей фабрике в немецком Кельне, открыв ее для всех желающих. Собранные в результате акции 145 тыс. евро будут использованы для помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии.

24 января на гоночной трассе в пригороде Барселоны дебютировал новый болид McLaren MP4-20. Проводивший первую тестовую сессию Кими Райкконен остался вполне доволен машиной, признав тем не менее, что над ее доводкой еще предстоит поработать.

Команда Jordan подписала контракт с компанией бывшего россиянина Алекса Шнайдера Midland, которая давно заявляла о намерении прийти в «Формулу-1». В 2005 году команда по-прежнему будет называться Jordan Grand Prix, однако уже о следующем сезоне этого с уверенностью сказать нельзя – вполне возможно, что после 14 лет в «Ф-1» Эдди Джордану придется покинуть «Королеву автоспорта».

 «Ралли Монте-Карло». Итоговые результаты (зачетная восьмерка)
Поз.ЭкипажМашинаВремя (ч:мин.с)
1Себастьян Лоэб/Даниэль ЭленаCitroёn Xsara WRC4:13.05,6
2Тони Гардемайстер/Якке ХонканенFord Focus RS WRC 04+2.58,3
3Жиль Паницци/Эрве ПаницциMitsubishi Lancer WR05+3.40,1
4Маркко Мартин/Майкл ПаркPeugeot 307 WRC+5.27,7
5Маркус Гронхольм/Тимо РаутиайненPeugeot 307 WRC+7.33,8
6Манфред Штоль/Илка МинорCitroёn Xsara WRC+8.08,9
7Харри Рованпера/Ристо ПиетилайненMitsubishi Lancer WR05+8.29,3
8Роман Креста/Ян ТоманекFord Focus RS WRC 04+9.18,1

 Чемпионат заводских пилотов
ПилотМонте-КарлоВсего
1Себастьян Лоэб1010
2Тони Гардемайстер88
3Жиль Паницци66
4Маркко Мартин55
5Маркус Гронхольм44
6Харри Рованпера22
7Роман Креста11
8Франсуа Дюваль00
9Петер Солберг00
10Стефан Саразен00
11Армин Шварц00
12Александр Бенг00
13Антонин Вармбольд00

 Чемпионат заводских команд
КомандаМонте-КарлоВсего
1Citroёn1010
2Ford1010
3Mitsubishi99
4Peugeot99
5Skoda11
6Subaru00

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей