X

«24 часа Ле Мана»: Юбилей, сопровождавшийся трагедией

Празднующий в этом году свой 90-летний юбилей легендарный марафон «24 часа Ле Мана» сопровождался переменчивой погодой, а вместе с ней авариями, одна из которых унесла жизнь Аллана Саймонсена.

Почти всю гонку в разных местах 13,6-километрового кольца «Ла Сарте» накрапывал дождь, однако для езды на дождевой резине покрытие оставалось слишком сухим на остальных отрезках. В этих условиях пилоты были вынуждены выступать на сликах, аккуратно продвигаясь по мокрым участкам. Проблему составляли скользкие поребрики и обочина. Любое касание колесом мокрого поребрика и тем более обочины приводило к аварии…

Именно это произошло уже на 9-й минуте суточного марафона с Aston Martin Аллана Саймонсена, занявшего поул-позишн в классе LM GTE Am. К сожалению, удар о заградительный барьер оказался слишком серьезным…

Молодой датчанин после титула в датской «Формуле Форд» дважды становился Чемпионом Австралийском Чемпионате GT и 7 раз стартовал в Ле Мане, где дважды подымался на подиум в классе GT2. У Аллана осталась жена и дочь…

Именно барьеры, по большей своей части являющиеся временными, так как кольцо «Ла Сарте» во многом проходит по дорогам общего пользования, стали настоящей притчей во языцех. После очередной аварии их приходилось ремонтировать и порой казалось, что в этом году организаторы подошли к подготовке трассы «спустя рукава» – иначе как можно объяснить, что даже после небольших касаний с отбойниками, последние требовали очередного серьезного ремонта.
В итоге тренировочная и три 2-часовых квалификационных сессии 7 раз (!) останавливались красными флагами, а сама гонка побила все предыдущие анти-рекорды: 11 режимов сейфети-кара (против максимальных 6 ранее) и порядка 5,5 часов за машинами безопасности (предыдущий рекорд немного не дотягивал до 5 часов). Почти все эти приостановки были связаны с ремонтом «гардрейлов». В итоге под конец гонки даже родилась злая шутка «19 часов Ле Мана»…

«Королевский» класс LMP1 вновь оказался весьма малочисленным – всего 8 машин, но именно тут оспаривается главная победа. Бензиновые гибриды Toyota TS030 получили более объемный топливный бак и действительно проходили до очередной дозаправки 12 кругов против 10 для дизельных Audi R18 e-tron quattro. При таком раскладе в теории японские машины должны были одержать верную победу, однако на практике ингольштадские гибриды имели намного более высокую скорость, как минимум, превосходя соперников на 2-3 секунды с круга.

Да и свою роль сыграла надежность техники. Нелепый отказ сенсора коленвала на чемпионской Audi №1 (Бенуа Трулье, Маресль Фасслер и Андре Лоттерер победили в двух последних «24 аса Ле Мана») потребовал серьезного ремонта, что стоило 10 кругов. У Audi №3 произошел небольшой контакт с круговым после чего следовал круг возвращения в боксы с поврежденным колесом. Таким образом, в лидерах оставался №2, который отчаянно преследовали обе Toyota, не испытывавших особых проблем. Однако всего за час с небольшим до финиша, под прессингом со стороны №3, на начавшемся дожде Николя Лапьер разбивает Toyota №7, тогда как №8 уже безнадежно проигрывал круг. Тому Кристенсену оставалось лишь удержаться на залитой дождем трассе.

Тем не менее, «Мистер Ле Ман» довел дело до победного финиша, который стал 9-м триумфом для него (новый рекорд), 3-м для верного напарника датчанина последних лет Алана Мак Ниша, и первым для Луика Дюваля. Именно француз, пришедший в этот экипаж на смену Ринальдо Капелло взял поул и был быстрейшим среди трех напарников… Утешением для японской марки стало второе место для экипажа №8 в составе Энтони Девидсона, Себастьяна Буэми (для него это был дебют в Ле Мане) и ветерана – Стефана Сарразана. Замкнул же призовую тройку экипаж Audi №3 Марк Жене, Оливье Джарвис и Лукас Ди Грасси. Для немецкой марки этот триумф стал 12-м в «24 часах Ле Мана». До рекордных 16 побед Porsche в общем зачете еще далеко, но если учесть, что 12 побед Audi были завоеваны почти подряд, всего в 15-ти стартах!

Что же до борьбы в других классах, то самым наполненным оказался LMP2, предназначенный для бюджетных прототипов, оснащенных близкими к серийным двигателями. Тут на старт вышло рекордные 22 машины, причем 15 из них c двигателями Nissan. Победный дубль LMP2 взяла французская команда OAK Racing, использующая открытые прототипы Morgan, естественно оснащенные японским моторами. Нельзя не сказать, что победивший в итоге экипаж №35 в составе Бертран Багет, Мартин Плаумен и Риккардо Гонзалес чуть было не выбыл из борьбы, когда за час до финиша под ливнем их автомобиль крутился по трассе на 360, лишь чудом избежав столкновения с отбойником и еще одним прототипом, уже серьезно приложившимся к «гардрейлу»…

Самым же представительным в этот раз был класс для профессиональных пилотов LM GTE Pro (бывший GT2). Именно тут было представлено сразу пять заводских команд: Ferrari (действующие победители), Chevrolet (7 триумфов в разных классах с их Corvette), Aston Martin, и возвращающиеся после длительного перерыва Dodge с Porsche. Если переименованный в SRT Viper действительно оказался сырым, то вот штутгарцы, выступавшие заводом впервые после 98-го года, причем вместе с совершенно новой моделью 911, вышли победителями. Да, им помогли проблемы главных фаворитов из Aston Martin, но автоспорт не знает сослагательных наклонений. Тем более, что был завоеван дубль, где победил экипаж №92 в составе заводских пилотов Porsche Марк Либ, Рикард Литц и Роман Дюма.

Малым утешением для празднующей свой 100-летний юбилей Aston Martin стало лишь третье место для экипажа №97 в составе трех ветеранов: Питер Дамбрек, Стефан Мюке и Даррен Тернер.

Более того, несмотря на армаду из пяти Ferrari и заводские Aston Martin, стартовавшие довольно необычно в зачете для аматеров LM GTE Am (разрешен только один профессиональный пилот), и тут победу забрали представители Porsche.

В данном случае речь шла о более старой модели 911, так как в этом классе запрещено стартовать на машинах младше одного года. Причем триумфатором стала французская команда IMSA Performance Matmut, состоявшая полностью из французского экипажа, где к основателю команды Раймону Нараку присоединился многообещающий Жан-Карл Верней. Утешением для фанатов марки из Маранелло стал двойной подиум в этом любительском классе… Использующая Porsche команда голливудской звезды Патрика Демпси, приковавшего к себе чуть ли не большое внимание СМИ нежели «заводы», закончила гонку на 4-м месте в этом классе.