X

«Дакар’2010»: на экваторе

Традиционно вот уже много лет участникам самой протяженной и самой сложной на планете Земля гонке, именуемой нынче просто «Дакар», предоставляется один день отдыха.

Вполне логично, что он разделяет гонку протяженностью 9000 километров пополам. Современный латиноамериканский «Дакар» отличается от тех знаменитых африканских гонок в первую очередь меньшим количеством песка и наличием многих тысяч зрителей вдоль трассы. Но организаторы все же не забывают о его корнях – ведь гонка была задумана  в первую очередь как большое приключение для всех желающих, то есть любителей.

В доказательство того, что организаторов волнуют не только большие профессиональные команды, коих в реалии не так уж и много, особенно ввиду экономического кризиса, а и простые «смертные», они идут на разного рода поблажки. Так, из «Дакара» не только исчезли сотни и сотни километров пустынь, в прошлое ушли и супердлинные марафонские этапы длиной по 700-800 км. Теперь все этапы длиной порядка 400 км, остался лишь один 600 километровый СУ, но и тот был с отрезком нейтрализации (без учета времени на нем), когда гонщики около 50 км по асфальтовой дороге объезжали заповедные места. Именно этот этап и был запланирован перед отдыхом. Для еще больше демократичности временной коридор, в который должны уложиться участники, чтобы не быть снятыми с гонки, был продлен до 6 часов вечера дня отдыха. Интересно, что итоге таки были несколько участников (и наездники, и автомобилисты, и даже траки), которые смогли выбраться из мукоподобного песка феш-феш и прибыть в бивуак под утро или же вовсе на следующий день, затратив на преодоление этого 7-го СУ от 22 до 31 часов!

Организаторы также закрывают глаза на то, что болельщики, коих можно увидеть даже в песках (на шезлонгах и с зонтиками) помогают выбираться из песков, причем даже профессионалам – например, тому же Робби Гордону, хотя такая помощь, по большому счету, не выходит за рамки «честной игры». Но организаторы не закрывают глаза на любые огрехи со стороны тех, кто борется за первые строчки итоговых таблиц. В центре внимания вновь оказался Марк Кома, который, кажется, притягивает к себе неудачи, а в одном из интервью испанец даже философски признался, что знает, за какие грехи он расплачивается. Напомним, что сначала Кома схлопотал 22-минуты штрафа за превышение скорости при проезде через село на 1-м СУ, потом потерял на 3-м СУ еще 20 минут из-за перегревающегося двигателя. Затем был самаритянский поступок итальянского дебютанта Луки Манки, который отдал свое заднее колесо Коме, чья резина не выдержала заданного темпа  каменистому грунту. Минутами спустя самому Манке долг за Кому вернул Хенк Кнуиман, являющийся «вотеркерриером» испанца, в связи, с чем в любом случае он был бы обязан отдать колесо лидеру свой команды. К сожалению, пожертвовавший своим 4-м месте в абсолютном зачете Манка упал на следующий день, получив многочисленные серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые и его жизнь до сих пор висит на волоске…

Кома же на следующих двух этапах пошел в ва-банк и смог подняться с 7-го на 2-е место, и хотя он уступал лидеру Серилю Депре один час, все равно, он сохранял шансы на победу. Однако на финише 7-го этапа некоторые сообщили судьям, что после той самой нейтрализации Кома ехал на новом заднем колесе. Дело в том, что посторонняя помощь на трассе (тем более техническая) разрешена только от других участников гонки. Именно в обход этому правилу все большие команды и заявляют так называемые летучие технички (грузовики, везущие запчасти и механика), а также едут наездники «вотеркерриеры» или же третьи-пятые экипажи (в зависимости от бюджета команды), готовые в любой момент снять деталь со своей техники и помочь ремонту. Но Кома был впереди, и никакая боевая техничка, идущая в конце зачета грузовиков, не могла оказаться рядом с ним и если замена колеса была осуществлена (окончательных прямых доказательств этому в итоге нет), то только с помощью обычной технички, а это уже запрещено ппавилами. Пилот отрицает этот факт и подал апелляцию на суровое решение судей – штраф более 6 часов! Кома даже высказывал мнение, что не выйдет на старт следующего этапа. Пока штраф вступил в силу и он отбросил Марка на далекое 24-е место… Так что теперь только серьезные проблемы могут лишить Депре третьей победы на «Дакаре».

Такой же комфортный отрыв более чем в час над своим ближайшим соперником имеет и «Царь» грузовиков – Владимир Чагин. Причем вторым идет его напарник по «Камаз» Фирдаус Кабиров, а ближайший «иностранец» – Марсель Ван Влие, занимающий третье место, отстает от него почти на 6 часов! Так что Чагин как никогда близок к повторению рекорда Карела Лопраиза, вступавшего на Tatra, с его 6 победами на «Дакаре». Причем все реальные соперники Чагина, как раз защищающие эту чешскую марку, включая и их лидера Алеша Лопраиза (племянника Карела) выбыли из борьбы еще до экватора гонки!

Самая же главная интрига сохраняется среди внедорожников. Тут сразу трое имеют реальные шансы на победу и ко дню отдыха между ними установились совершенно идентичные разрывы – 11 мин 03 с. Увы, но все трое мушкетеров представитель VW. А их главный и по сути единственный конкурент – 9-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель потерял более двух часов из-за полетевшей полуоси и теперь имеет только одну задачу – не дать Чагину стать рекордсменом по количеству выигранных этапов этой легендарной гонки. На день отдыха между ними установилось равенство – по 53 победы, при этом оба они превзошли легендарного летучего финна Арии Ватанена, на счету которого было 50 побед.

Но все же главная интрига – это победа в самой гонке в самом престижном зачете внедорожников. И тут возможно все, тем более что в Крисс Ниссен, руководитель VW Motorsport по-прежнему не дает никаких тим-ордеров. А печальные развязки дуэлей лидеров гонки Карлоса Сайнца с Нессером аль-Аттией хорошо известны: эти горячие парни уже не раз загоняли друг друга и вынуждали ошибаться, даже когда стали напарниками по команде, а ошибки  чреваты авариями, чем, как и в прошлом году может воспользоваться более тактически-грамотный пилот. Только в этот раз им является не Жинель де Вилер выигравший так «Дакар 2009», но потерявший на нынешнем время из-за поломки электрики, а еще один спокойный и уравновешенный пилот VW Марк Миллер, уверенно идущий третьим.

Впереди еще 7 этапов, более 4000 км – и все возможно. «Дакар» видал сходы лидеров и в последний день гонки, и их проблемы даже на последних километрах дистанции, потому что «Дакар» – это еще и самая непредсказуемая гонка на планете Земля.