X

Как стать гонщиком: Мы наш, мы новый кар построим

Любой – особенно начинающий – автоспортсмен, конечно же, мечтает о собственном гоночном автомобиле.

Зачастую обладать им не получается из-за отсутствия достаточного бюджета; однако если финансовый вопрос решен, возникает другая дилемма: строить боевую машину самостоятельно, заказать ее постройку у профессионалов или купить готовую?

Одна из сторон автоспорта заключается в том, что здесь всегда найдется место инженерной мысли, творчеству, поиску. Технический регламент любой дисциплины определяет основные рамки, в которых должна находиться конструкция спортивного авто (в основном это касается безопасности). Однако в пределах этих рамок инженеры могут использовать весьма неожиданные решения. Борьба за «лишний вес», аэродинамику, управляемость, устойчивость, работу подвески продолжается непрерывно.

В Украине наиболее крупными производителями раллийной техники являются команды Ascania Racing, Evo Racing и Elita Sport.

Конечно же, это интереснейший процесс, которому можно посвятить годы. Вот тут и кроется главная ловушка: увлекаясь конструированием, поиском оригинальных и нестандартных (как им кажется) решений, энтузиасты постепенно перестают быть гонщиками, становясь, по сути, механиками. Вывод: строить гоночный автомобиль самостоятельно имеет смысл только в том случае, если вы хотите посвятить себя инженерии. Тому, кто хочет гоняться, не следует отвлекаться от своего основного направления – тренировок и выступлений.

Опыт – это все!

Еще одна заведомо ошибочная точка зрения гласит, что построить раллийный автомобиль самостоятельно будет дешевле, чем купить готовый. Обычно люди рассуждают таким образом: «У меня есть старенький «Жигуль» («Опель», «Запорожец» – нужное подчеркнуть). Я достану железную трубу, сварю из нее каркас, поставлю спортивные сиденья и поеду на ралли. Все вместе обойдется мне в 500 долларов». Картинка, безусловно, идиллическая – вот только с реальностью она имеет мало общего.

На самом деле спортивное авто от номерного знака до выхлопной трубы состоит из нюансов, о существовании которых рядовой автолюбитель даже не догадывается. Конечно, до всего можно дойти своим умом. Только этот путь однозначно не будет ни коротким, ни дешевым.

Прежде чем собрать автомобиль, инженеры тщательно продумывают место расположения каждого кабеля, провода, крепления – вплоть до винтиков.

Намного более правильное решение – доверить постройку спортивной машины профессионалам, для которых данный процесс является основным родом деятельности. В этом случае пилот (он же заказчик) может просто выбрать, какие именно узлы и агрегаты он хочет видеть в своем автомобиле (и может позволить себе это финансово). Далее ответственность за качество сборки и сроки выполнения работы ложится на команду и ее инженеров.

Тайны прошлого

А самый дешевый вариант обзавес­тись спортивным автомобилем – купить готовый. Пожалуй, это является неким «средне-оптимальным» решением по соотношению затрат и полученного результата. При однозначно меньших затратах, нежели при постройке новой машины в профессиональном ателье, покупка «бывшего в употреблении» спортивного авто таит в себе ряд подводных камней.

Покупая гоночную машину, необходимо первым делом выяснить: как давно она построена, в Украине или нет, профессионалами или «самоделкиными»? В истории авто могли быть и тяжелые аварии, поэтому стоит тщательно изучить прошлое каждого экземпляра. Если окажется, что автомобиль восстанавливался после тяжелого «краш-теста», есть смысл пригласить технического делегата ФАУ, чтобы тот осмотрел прежде всего каркас безопасности и подтвердил его соответствие нормам.

Тщательность сварки каркаса безопасности – аспект, на который всегда обращают особое внимание технические комиссары.

Все конструктивные изменения в автомобиле производятся в строгом соответствии с картой омологации данной конкретной модели.

Еще один важный аспект спортивного авто – ресурс его узлов и агрегатов. В отличие от обычной машины «боевой» двигатель редко ходит больше 1000 км без ребилда. То же касается и коробки передач, элементов подвески, дифференциалов и так далее – все имеет весьма короткий ресурс.

Соответственно, при покупке спортивного автомобиля необходимо как можно точнее выяснить, когда происходил последний ребилд всех основных узлов. Несложно догадаться, что «свежесть» каждого элемента оказывает просто колоссальное влияние на общую стоимость спортивной машины.

 

Янис Авотиньш Технический директор команды Dynamic Sport (Латвия)

«Невозможно построить конкурентоспособный автомобиль, просто начитавшись форумов в интернете. Это кропотливая работа. Например, опыт нашей команды в таком деле составляет более десяти лет, но и сейчас есть к чему стремиться и куда расти. Технологии не стоят на месте, и за ними нужно постоянно следить. Кроме того, очень важна тщательность выполнения работ и продуманность конструкции. Нельзя где-то не проварить пять миллиметров шва в надежде, что технический комиссар не заметит. Нельзя выкинуть какой-то винтик, поскольку он тут не очень-то и нужен. Любое нарушение требований безопасности, несоответствие омологации – и экипаж не допускается к гонке, а это означает выброшенные деньги, время и силы. Приведу пример: недавно мы переделывали неправильно построенный Lancer Evo X. Времени на это ушло вдвое больше, чем на постройку нового, я уже молчу о финансовой стороне вопроса».

Фото Сергея Холодило