X

Топ-10 автоспортивных событий уходящего 2012 года

Этот год, как никогда, был полон событиями, радостными и не очень. Зато он оказался очень успешным для украинских спортсменов.

10. Открывает нашу десятку поражение заводской команды КамАЗ в Дакаре 2012 года. Но к тому были предпосылки – легендарный Владимир Чагин, на счету которого семь побед в Марафоне, повесил шлем на гвоздь. А обновленному «молодежному» составу команды не удалось снова выиграть. Тем интересней будет борьба в Дакаре 2013, старт которого состоится уже 5 января, а за всеми перипетиями можно будет следить на сайте «Автоцентра».

9. На девятом месте старт многообещающего проекта – Национальной раллийной команды Dream Team Ukraine, которая обещала достойно представить нашу страну на мировом уровне. Поначалу все получалось – два экипажа во главе с Александром Салюком-младшим и Алексеем Тамразовым на Ford Fiesta S2000 стартовали в серии IRC, Виталий Пушкарь в этой же серии пилотировал Mitsubishi Lancer EVO X. Уже на первом этапе в Португалии Салюк финишировал в очках, а Пушкарь взял «золото Бельгии» в своем классе. Что касается национального первенства, то здесь Салюк с Евгением Червоненко выиграли титул абсолютных чемпионов. Но, к сожалению, амбициозный проект просуществовал недолго, полностью распавшись к концу сезона.

8. Восьмое место заслужил визит в Украину главы Комитета ралли Международной Автомобильной Федерации Джонатана Эшмана, что дает нам надежду на проведение в Украине этапа WRC. Джонатан высоко оценил перспективы нашей страны, отметив, что Карпаты идеально подходят для этапа WRC.

7. Позиция номер 7 всколыхнула весь раллийный мир, к сожалению, с негативной стороны. Так, в 2012 завершился так толком и не начавшийся проект прихода Mini в WRC. А шансы у команды были отличные, уже с первых стартов Mini продемонстрировали отличную скорость. Но, несмотря на это, BMW Group переключилась на DTM, оставив возможность модернизировать машину компании Prodrive, которая и подготовила Mini WRC.

Но еще большей сенсацией стал уход производителя Ford. А ведь у него богатейшая раллийная история, включающая 82 победы на этапах WRC, титулы Бьорна Вальдегарда (1979) и Ари Ватанена (1981), три триумфа в Кубке производителей (1979, 2006, 2007). Теперь на старты этапов раллийные «фиесты» будет выводить M-Sport, которая с 1997 года строила все ралли-кары американского производителя. Но без заводской финансовой поддержки им явно будет тяжелей. Да еще с новым молодежным составом пилотов – россиянина Евгения Новикова и норвежца Мадса Осберга.

6. Уж кто-кто, а BMW Group явно не жалеет о своем «финте ушами» – уход из WRC и приход в DTM. В свой дебютный год баварцы положили на лопатки завсегдатаев германского кузовного чемпионата Audi и Mercedes, выиграв не только в зачете пилотов, но и производителей.

5. Первую пятерку событий года в мире автоспорта откроет компания Peugeot, правда, поклонники марки хотели, чтобы этой новости не было вовсе. Так, в самом начале года, «французы» объявили об уходе их марафонских гонок. Таким образом, прототипы марки не вышли на старт легендарного марафона 24-часа Ле Мана. Причем, причины, побудившие к этому, до сих пор не ясны. Хотя, возможно, в концерне PSA решили сменить приоритеты в раллийных сериях. Не удивимся, если в ближайшие годы марка вернется в WRC сменив там Citroеn.

4. Hyundai возвращается в WRC! Эта сентябрьская новость, наверняка, порадовала фанатов Чемпионата мира. Попытка номер два в исполнении корейской компании заслуживает четвертого места в нашей ТОП десятке. Напомним, первая попытка «порвать» всех соперников состоялась в 2000 году. Но за четыре года выступлений лучшими результатами команды стали только два четвертых места Кеннета Эрикссона в Австралии-2000 и Алистера МакРея в Великобритании-2001. После чего несолоно хлебавши, корейцы покинули мировое первенство. Наверняка, наученные горьким опытом Hyundai подойдет ко второй попытке более обстоятельно. Так ли это, мы узнаем только в 2014 году, когда на старт выйдет Hyundai i20 WRC.

3. Третье место, безусловно, заслужил Алекс Занарди. Напомним, в 2001 году на «Лаузицринге» на этапе чемпионата CART Алекс попал в трагическую аварию, лишившись ног. Но это не сломало итальянского экс-пилота Ф1. Он не только вернулся в большой спорт, выступая в WTCC на BMW с ручным управлением, но регулярно принимал участие в паралимпийских играх. И в наш рейтинг попал благодаря олимпийскому «золоту», завоеванному на Паралимпийских играх в Лондоне, где Алекс выиграл за рулем специального велосипеда.

2. Вторым номером ТОП десятки станет решения двух легендарных спортсменов о завершении карьеры. Почти одновременно об этом объявил девятикратный чемпион мира по ралли Себястьян Лоэб и семикратный чемпион Формулы 1 Михаэль Шумахер.

Но Лоэба мы еще увидим за рулем раллийного авто – в будущем году он планирует стартовать в четырех этапах, первый из которых будет грядущее Ралли Монте-Карло, но вот бороться за титул уже не собирается. А вот «Шуми» окончательно завершил карьеру пилота Формулы 1.

1. Что же на первом месте событий 2012 года? Несомненно, это успехи украинских спортсменов в WRC! Впервые в истории украинский экипаж в нашем случае Валерий Горбань/Андрей Николаев стали призерами чемпионата мира по ралли. Напомним, экипаж команды Mentos Ascania Racing завоевал призовое третье место по итогам года в классе P-WRC.

Отличился и Юрий Протасов отметившийся победой в частном монокубке Subaru – Rally Class. Напомним, в этом сезоне 2013 года мы снова увидим Валерия Горбаня и Юрия Протасова на этапах Чемпионата Мира.

Валерий проведет сезон в классе WRC-2 за рулем Mini Countryman RRC. Юрий Протасов выйдет на старт уже первого этапа в Монте-Карло на Subaru Impreza R4.

Фото Евгения Сокура, Владимира Клапана и фирм производителей.