X

WRC: Ралли или игра в шахматы?

Ралли зачастую сравнивают с игрой в шахматы: в отличие от кольцевых видов гонок, тактический подход тут играет основополагающую роль – будь то индивидуальные решения или командные. Перед Ралли Уэльса у двух претендентов их напарников был четкий «план на игру».

Оба претендента на титул говорили, что не будут рисковать, по крайней мере, на двух первых асфальтовых СУ. При этом Микко Хирвонен, которому нужна только победа, в дальнейшем собирался атаковать, тогда как имея пусть и небольшой, всего в 8 очков, но запас, Себастьян Лоэб собирался «играть от положения». Что же до их напарников, то их цель была ясна – «полный газ», дабы попытаться отобрать очки у конкурентов, однако Себастьян Ожье перестарался!

Вопреки прогнозам погоды над первым коварным асфальтовым «допом» Ралли Уэльса, который проходил по дороге вдоль утеса скалы выступающей в Ирландское Море, светило солнце, но светило оно не для всех.

Первые полтора километра трассы были высушены, однако остальная часть почти 5-километрового отрезка оставалась местами влажной. И если два лидера Чемпионата, которые открывали дорогу, прошли ее без проблем, то шедший позади них Ожье только покинув солнечную сторону, тут же «потерял» автомобиль. Он ударился о каменную стену менее чем в двух километрах от старта, серьезно повредил заднюю левую подвеску и сошел!

Да, Себастьян-младший выйдет в пятницу по системе СуперРалли, но теперь он не сможет даже попытаться отобрать очки у Хирвонена и фактически Себастьян Лоэб остался один против двоих! Правда, если Ожье все же доберется до последнего дня гонки, он все же еще сможет помочь Лоэбу (если это, конечно, будет нужно) и побороться за очки на PowerStage, но не более того…

Косвенно Лоэб рассчитывал и на Петтера Солберга, который пусть и является частником, но в любом случае играет на руку французской команде, пытаясь подняться как можно выше и отбирая очки у пилотов Ford. Но и Петтер, который пытается реабилитироваться за свой испанский конфуз, чуть было не «повторил Ожье» и не сошел на первом же СУ! Удар норвежца о бордюрный камень правым задним колесом оказался «мягче» – он отделался только поврежденным диском с разобутой покрышкой. Поначалу Солберг предполагал, что погнул и рычаг, однако судя по последующим временам – ему повезло.

Вполне ожидаемо первое прохождение по утесу скалы остается за Латвалой, который опережает почти на две секунды Лоэба, в свою очередь опередившего Микко, но лишь на 0,4 секунды – настолько близка была их скорость! Несмотря на свой удар, Петтер показал 4-е время, уступив менее 4 секунд лучшему. Этот «доп» проходился в «карусельном» формате, когда экипажи только закончив его, тут же отправлялись на повторный старт в порядке «живой очереди».

Очевидно, будучи «наученными» примером Ожье, оба представителя Ford сбросили скорость, но не Лоэб! Как это ни странно, но он рисковал, местами, где это возможно, срезая повороты, и показывает лучшее время. Правда, оно оказалось на секунду медленнее, чем у Латвалы на первом проезде. Тем не менее, француз опережает на секунду Яри-Матти и почти на 2,5 Петтера и Микко. После двух СУ лидером все же остался Латвала, опережая всего на 0,9 секунды Лоэба и на 3,9 и 5 Хирвонена и Солберга.

Облегченно вздохнув после езды на гравийных настройке и резине по асфальту, лидеры повели пелетон в столь долгожданный всеми лес, где их ждал первый настоящий «доп» Ралли Уэльса, который, естественно, оказался скользким и грязным.

Как он и говорил, Микко тут же пошел в атаку – он показывает лучшее время на этом 15-километровом отрезке, опередив Лоэба на 2,3 секунды. Однако, довольно неожиданно, на излюбленном им покрытии, Латвала оказывается позади двух претендентов на титул – 3-е время, причем более чем в 6 секундах от напарника! На финише финн был не шибко убедителен, поведав, что «немного не нашел ритм».

Однако если учесть, что с этим проигрышем Яри-Матти в лидеры вышел Лоэб, на лицо первый «ход конем»! Судя по всему, команда Ford сыграла в тактику, «разрешив» Лоэбу открывать дороги в пятницу, а это не много ни мало восемь СУ с дистанцией почти в 150 километров!

Однако Лоэб особо не печалился – ему далеко не впервой в своей карьере 7-кратного Чемпиона Мира работать чистильщиком. К тому же на финише СУ3 Себастьян сказал, что в таких условиях первая позиция дает небольшое преимущество, так как с каждой новой машиной, трасса становится все более скользкой и разбитой, что наглядно продемонстрировали времена позади идущих уже на этом СУ, которые только ухудшались. Даже Петтер Солберг показав тут 4-е время, уступил Микко более 10 секунд, а остальные были и того дальше.

Кто впечатлил, так это Отт Танак, впервые пересевший на автомобиль WRС. Он показал 6-е время на этом СУ, уступив всего 16 секунд лучшему, а по окончанию дня расположился на 8-м месте!

Правда, тут снова можно вспомнить о тактике – осознавая, что впереди еще более 330 зачетных километров, многие предпочли не рисковать, тем более, когда в лесу не только стемнело, но еще и появился туман! Многие тут же вспомнили пресловутые испанские ночные «допы», и неспроста…

В зачете P-WRC именно СУ3, который его участники проходили под покровом темноты, перевернул все с ног на голову. На его финише Яркко Никара пожаловался, что часть «допа» он шел на зрение, так как у его штурмана отказал фонарик! При этом, именно за финном осталось лучшее время в «продакшене» и оно стало 20-м в абсолюте!

Более того, ближайшего по классу Яркко опередил на 20 секунд! По иронии, ближайшим был выигравший СУ1 Патрик Флодин, который также поведал, что в темноте не смог доверять новому штурману и ехал этот СУ не в полную силу, больше «на зрение»! И оба они оказались первым и вторым, что лишний раз говорило о том, что большинство выбрало тактический и аккуратный подход к старту гонки. Чего только стоит то, что второй асфальтовый СУ неожиданно выиграл Николас Фукс!

Феноменальной скорость Никары разом вывела его с 4-го места после «асфальта» на первое место, откуда он сместил Флодина. Среди лидеров в самом начале гонки был и украинец. Показав 3-е и 4-е времена на асфальте, уступая каждый раз лучшему лишь порядка трех секунд, третьим после двух асфальтовых СУ в зачете P-WRC шел Александр Салюк. Увы, но Александр поскользнулся на английской грязи в лесу, после чего машина застряла на обочине. К сожалению, собственными силами экипаж не смог выбраться на трассу – обидный сход. К счастью автомобиль не был поврежден и Александр выйдет по СуперРалли.

С учетом того, что сход произошел на заключительном СУ секции, Салюк получил «довесок» в 10 минут. Однако впереди более 300 боевых километров и если многократный Чемпион Украины сможет вспомнить о тактическом подходе и поддерживать стабильную скорость, даже такое изначальное отставание еще ни о чем не говорит – уже после этого одного единственного лесного СУ разрывы начали измеряться минутами. Джейсон Притчард с Михалом Косцюшко показали 3-е и 4-е времена на лесном СУ, отстав от Яркко на 24 и 35 секунд соответственно, Мартин Семерад был в 42 секундах позади, а Валерий Горбань с Алексеем Кикирешко, показавшие 8-е и 9-е времена, более чем в минуте.

По итогам дня борющийся с Флодиным за второе место в Чемпионате Косцюшко занимает третье место, уступая шведу всего в 16 секунд, разом с 9-го на 4-е место поднялся Притчард, который уступает поляку лишь полторы секунды. Горбань с Кикирешко подошли тактически к гонке, изначально выбрав аккуратный подход и идут 9-м и 11-м в полутора минутах от лидера. Тем не менее, множество раллийных гонок демонстрируют, что именно такой «неторопливый» шахматный подход и приносит на финише очки, а порой и подиумы…

Что же, игра на всех уровнях только началась: Лоэб лидирует, но он опережает Хирвонена всего на 0,7 секунды, тогда как Латвала идет в трех секундах от него. Сработает ли тактический ход Ford по предоставлению права уборщика Лоэбу – покажет финиш пятницы…

Фото wrc.com и Василий Тышкевич