X

Раллийные повороты

Полемика по поводу изменений в регламенте отечественного ралли длилась практически все межсезонье. К счастью, в отличие от НХЛ, украинские раллисты находят общий язык. Возможно, отчасти этому способствуют наши публикации и дискуссия за «круглым столом» в редакции «Автоцентра».

Полемика по поводу изменений в регламенте отечественного ралли длилась практически все межсезонье. К счастью, в отличие от НХЛ, украинские раллисты находят общий язык. Возможно, отчасти этому способствуют наши публикации и дискуссия за «круглым столом» в редакции «Автоцентра».

Полемика по поводу изменений в регламенте отечественного ралли длилась практически все межсезонье. К счастью, в отличие от НХЛ, украинские раллисты находят общий язык. Возможно, отчасти этому способствуют наши публикации и дискуссия за «круглым столом» в редакции «Автоцентра».

Оговоримся сразу – «круглый стол» ни в коем случае не собирался для принятия каких-то решений, так как это находится в компетенции соответствующих органов ФАУ (в частности, раллийного комитета (РК) и комиссии автомобильного спорта (КАС ФАУ). Нашей же целью в первую очередь было дать возможность заинтересованным сторонам высказаться и выслушать друг друга. Но прежде всего – кто же эти заинтересованные стороны?

Раллийный триумвират

Не секрет, что основные действующие лица Чемпионата Украины по ралли могут быть условно поделены на три категории – участники, функционеры и организаторы этапов. Участники (к ним относятся и пилоты, и штурманы, и механики, и менеджеры – короче, все члены гоночных команд) – это фанаты, которые тратят деньги на то, чтобы заниматься любимым спортом. Функционеры, представляющие ФАУ, готовят спортивный и технический регламент, а также жестко контролируют безопасность гонок – иными словами, превращают любительские покатушки в автоспортивные соревнования, придавая им официальный статус. Организаторы же отдельных этапов, как и организатор чемпионата, обеспечивают наличие и соответствующее качество гоночной инфраструктуры и трасс, а также безопасность болельщиков и спортсменов. Но главное – они должны найти средства на проведение этапов и, превратив гонки в шоу, привлечь к ним внимание публики и масс-медиа. Ну а при удачном раскладе – и заработать на этом деньги, чтобы вложить их в новые старты.

У представителей каждой из этих категорий, таким образом, есть свои интересы, которые зачастую не совпадают – при том, что все эти люди искренне радеют за укрепление украинского автоспорта и его прогресс. Так произошло и в нынешнее межсезонье, когда вновь избранный РК предложил внести в спортивный и технический регламенты чемпионата некоторые изменения. В частности, было предложено сократить формат каждой гонки с семи- до четырехдневного, дифференцированно поднять стартовые взносы для спортсменов, уменьшить количество проездов по одному спецучастку и отменить допы с твердым (асфальт и бетон) покрытием. Главной целью, которую преследовали эти предложения, было сокращение расходов пилотов и команд, что должно способствовать привлечению в автоспорт новых участников. Обсуждению этих новшеств и был посвящен наш «круглый стол».

Спешить надо медленно

Позицию каждого из участников – а среди них были и гонщики, и функционеры ФАУ, и организаторы соревнований – мы сформулировали в виде небольших монологов, которые позволяют понять причины необходимости изменений и возможные пути их внедрения. Отметим, что обсуждение продолжалось довольно долго, и в ходе его прозвучало немало интересных мыслей, не все из которых, к сожалению, поместились в этом материале. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: изменения, предложенные РК, в целом позитивны, однако их внедрение требует времени и сил. Сейчас же, когда до старта нового чемпионата осталось меньше месяца, пороть горячку и вправду незачем. Видимо, поэтому спортивная комиссия ФАУ и решила провести Чемпионат-2005 в соответствии с действующим регламентом и в заранее оговоренные сроки. Ну а как события будут развиваться в дальнейшем – покажет время.

 МНЕНИЕ  

Олег Петрищев
Организатор ралли «Чумацкий Шлях», председатель КАС ФАУ

Мы предложили ряд изменений, учитывая динамику роста ралли и сложившуюся ситуацию. Все новшества направлены на экономию времени и средств как гонщиков, так и организаторов. К примеру, изменение формата гонки экономит каждому экипажу в среднем 500 гривен в день – на проживании, питании, проезде, бензине и т. п. РК счел возможным половину сэкономленных таким образом средств потратить на организацию гонки путем повышения стартовых взносов.

Стремление сократить количество проездов по одному допу вызвано желанием сделать гонки похожими на ралли, а не на езду по замкнутому кругу, когда пилоты на память заучили всю трассу. К тому же недостаточно плотное покрытие спецучастков не выдерживает многократных проездов. Теперь об отмене асфальтовых допов. Не секрет, что асфальтовые гонки в достаточном объеме и на достаточно качественном покрытии в нашей стране долгое время не проводились. Поэтому РК предложил пока воздержаться от включения в ЧУ асфальтовых спецучастков – в первую очередь, чтобы уменьшить расходы команд на приобретение амуниции.

 МНЕНИЕ  

Игорь Султанов
Чемпион Украины 2004 года, соорганизатор ралли «Днипро»

Как представитель клуба МСК выражаю мнение организатора ралли «Днипро»: наша команда во многом согласна с нововведениями, предложенными РК. Вопрос в другом – о столь кардинальных изменениях организаторы этапов должны узнавать заранее, а не накануне сезона! Возьмем хотя бы вопрос покрытия. Как и в любом другом виде спорта, у ралли есть шоу-составляющая – так называемые прологи, которые проходят в городской черте. Они собирают основную массу зрителей – ведь далеко не все поедут на загородные допы. А нет зрителей – нет и телевидения. Но, например, в черте Днепродзержинска невозможно подготовить вместо 25 асфальтовых километров столько же грунтовых или гравийных. А ведь при организации гонки МСК получает всестороннюю поддержку городской мэрии. Естественно, ей неинтересно проводить гонку вне города.

И потом, для подготовки гравийных или грунтовых трасс нужно время – год-два. Мы же узнаем о новшествах сейчас, за несколько месяцев до гонки. А ведь начать готовить трассу можно только в мае, когда после зимы окончательно «сядет» грунт. В общем, считаю, что для таких кардинальных изменений нужен переходный период.

 МНЕНИЕ  

Валерий Горбань
Чемпион Украины 2003 года, член РК

При разработке предлагаемых изменений предполагалось, что при более компактном графике в спорт потянутся люди с деньгами, которые имеют возможность потратить на свое хобби не так уж много времени. Ведь мы не можем привлечь людей в чемпионат, увеличив стартовые взносы, скажем, в десять раз. Наоборот, такие взносы резко уменьшат число участников, и никакие телевизионщики не будут снимать гонки, в которых участвует десяток экипажей. Да, в других национальных чемпионатах – например, в России – стартовые взносы составляют $300-400. Сейчас даже не все наши лидеры готовы платить такие деньги. И тем не менее, если организатором будет предложен тот формат, который устроит гонщиков, деньги они найдут.

По поводу сокращения количества проездов по одному допу хотелось бы добавить вот что. Я езжу на переднеприводном автомобиле, который разрытая трасса возмущает больше всего. Если полный привод еще как-то едет по ней, то передний – ползет, роя канаву ведущими колесами. В Днепродзержинске мы сошли и смотрели гонку глазами зрителей. Так вот, более или менее быстро передвигалась только верхушка пелотона – все остальные ползли. Так о каком интересе со стороны гонщиков и зрителей может идти речь?

 МНЕНИЕ  

Алексей Мочанов
Спортивный комментатор, член РК

В начале прошлого века французский автоклуб провел первое ралли в США. Зрители собрались, увидели проехавшие машины и поняли, что «кока-кола» в бутылках осталась, а гонка уже закончилась. С тех пор в США все гоняются на овалах, где все как на ладони.

Так вот, если подходить к вопросу с точки зрения удобства для зрителей, то нам нужно строить такие же овалы. Но мы говорим о ралли, где невозможно создать идеальные условия для зрителей. Поэтому для нас важнее не тысяча болельщиков, пришедших на конкретную гонку, а телевидение, которое покажет это ралли СОТНЯМ тысяч телезрителей. Да, на этапе WRC «Ралли Финляндия» за пять дней в районе городка Ювяскюля, вокруг которого идет гонка, зарабатывается 11 млн. евро. 78% приезжих – сами финны, которые покупают билеты минимум по 43 евро, причем даже не на трибуны, а просто в лес! Но я не представляю, чтобы у нас вообще кто-то купил билет. Поэтому, говоря о ралли в Украине, мы имеем в виду спорт, благополучие которого напрямую зависит от телевидения.

 МНЕНИЕ  

Василий Ростоцкий
Организатор Чемпионата Украины по ралли

Для организаторов новый формат означает увеличение расходов. Чтобы переформатировать этап и уплотнить график, понадобится привлечение большего количества людей, задействованных в проведении гонки, – милиции, «скорой помощи», маршалов… Нужно потратиться на организацию доступа к интересным местам, чтобы и зрители, и СМИ могли увидеть не один, а три проезда, причем в поле их зрения должно быть 5-6 поворотов.

Я не согласен с тем, что зритель нам не важен. Английский этап WRC вживую смотрят 1,6 млн. человек. В Польше пролог ближайшей к нам краковской гонки собирает 140 тыс. зрителей. Представляете, насколько в тех регионах в дни ралли увеличивается объем продаж и услуг?! На местных заправках говорят, что за одну-две гонки зарабатывают столько же, сколько за год. Зритель необходим хотя бы для того, чтобы организатор мог прийти к мэру или губернатору с аргументом: смотри – у тебя в городе или в области поток денег увеличится на столько-то.

Считаю, что без широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами такие решения приниматься не должны. Поскольку Чемпионат-2004 прошел без особых проблем, логично оставить регламент прежним. А уж потом, в течение сезона, провести хоть 150, хоть 200 таких вот «круглых столов» и постепенно довести соревнования до международного уровня с учетом всех национальных особенностей.

 МНЕНИЕ  

Андрей Александров
Бронзовый призер Чемпионата Украины 2004 года, председатель РК

Предлагая внести изменения в регламент нашего раллийного чемпионата, мы основывались на мировом опыте – большая часть членов РК представляет Украину на гонках за рубежом. Прошлогодний формат чемпионата не был удачным. И вот почему: 90% спортсменов не являются профессионалами – то есть не получают зарплату за свое участие в ралли. Наоборот, они зарабатывают деньги, а затем приносят их в спорт. Мы хотим дать им возможность совмещать работу и спорт – а для этого нужен четкий и плотный график. Ведь гораздо проще содержать команду (питание, проживание в гостинице и т. д.) не неделю, а четыре дня.

Кроме того, в Украине уже два года практикуется максимум три проезда по допу в режиме ознакомления. А поскольку спецучастки неоднократно повторяются (а зачастую еще и используются в обоих направлениях), реально нужно ознакомиться не со всеми 150 километрами допов, а лишь с третью из них. По нашим подсчетам, двух дней для этого достаточно. К слову, за это время во всем мире успевают прописать всю трассу, хотя зачастую там не повторяется ни один доп.

Хотелось бы напомнить: в автоспорте первичен участник. И организаторы, и функционеры существуют лишь потому, что есть определенное количество фанатов, готовых покупать автомобили и приезжать на соревнования, платя стартовые взносы. Повторюсь: первичен спортсмен, и именно его интересы надо учитывать в первую очередь.

 Что же НЕ изменилось?

Итак, регламент раллийного чемпионата образца 2004 года решено оставить без изменений. Понимая, что далеко не все знают прошлогоднюю редакцию этого документа «назубок», мы решили напомнить некоторые его положения – в основном те, которые наиболее активно обсуждались в нынешнее межсезонье.

Программа этапа. Понедельник: открытие приема заявок участников; распространение легенды (минимум за три дня до начала соревнований). Вторник: окончание приема заявок. Среда – четверг: ознакомление с трассой (график составляется по усмотрению организатора – прим. ред.). Пятница: проверка автомобилей; публикация списка экипажей, допущенных к старту. Суббота: старт ралли. Воскресенье: финиш ралли; окончательный контроль; публикация результатов ралли; вручение наград.

Ознакомление: во время ознакомления с трассой ралли допускается три проезда по специальному участку.

Допущенные автомобили: к участию в соревновании допускаются омологированные или сертифицированные ФАУ на день проведения предстартового контроля автомобили в абсолютном зачете и таких классах:

класс N4 – автомобили группы N с объемом двигателя до 3500 куб. см;

класс A7 – автомобили группы N или группы А (в том числе группы А «кит-кар» и группы А «Супер-1600») с объемом двигателя до 2000 куб. см;

класс А6 – автомобили группы N или группы А (кроме группы А «кит-кар» и группы А «Супер-1600») с объемом двигателя до 1600 куб. см;

класс У-1 – автомобили, соответствующие требованиям группы «Украина-1400».

Заявочные взносы: благотворительные вклады в развитие украинского автоспорта (заявочные взносы) установлены в размере:

для класса N4 – 600 грн.
для класса А7 – 450 грн.
для класса А6 – 300 грн.
для класса У-1 – 100 грн.

Трассы: все трассы должны быть инспектированы ФАУ. В течение ралли допускается только одна смена типа покрытия. Общая длина специальных участков должна быть не меньше 120 км и не больше 180 км. Наибольшая длина каждого специального участка не должна превышать 30 км (с допуском +/- 10%). Максимальная средняя скорость на специальных участках не должна превышать 125 км/ч. Трассы гравийных ралли не должны включать в себя специальные участки, которые повторяются более двух раз подряд, или более трех раз на протяжении ралли. Специальные участки, которые открывают ралли (как раз они и могут являться так называемыми прологами – прим. ред.), могут повторяться подряд не более трех раз.

 Проект календаря Чемпионата Украины по ралли, утвержденный КАС ФАУ 05.02.2005 г.
Дата РаллиГород Организатор
15 – 17.04«Столица»КиевКМАМК
20 – 22.05«Стара Фортеця»Каменец-Подольский«Линия Чемпионов»
17 – 19.06«Чумацкий Шлях»ХерсонАК «Херсон»
19 – 21.08«Куяльник»Одесса«Линия Чемпионов»
16 – 18.09«Днипро»ДнепродзержинскСТК «МСК»
21 – 23.10«Карпаты»Львов«Линия Чемпионов»
Примечание: Место и время проведения этапов могут быть изменены

Владимир Некрасов, Сергей Суховский
Фото Владислава Бойко