X

Совсем не бархатная революция

Новый год – не только праздники, веселье и похмелье. Новый год – это очередной автогоночный сезон, которого мы ждем с таким нетерпением. Как водится, FIA и ФАУ приготовили спортсменам несколько подарков в виде изменений и дополнений технического и спортивного регламентов. О самых важных из них – наш сегодняшний разговор.

Новый год – не только праздники, веселье и похмелье. Новый год – это очередной автогоночный сезон, которого мы ждем с таким нетерпением. Как водится, FIA и ФАУ приготовили спортсменам несколько подарков в виде изменений и дополнений технического и спортивного регламентов. О самых важных из них – наш сегодняшний разговор.

Новый год – не только праздники, веселье и похмелье. Новый год – это очередной автогоночный сезон, которого мы ждем с таким нетерпением. Как водится, FIA и ФАУ приготовили спортсменам несколько подарков в виде изменений и дополнений технического и спортивного регламентов. О самых важных из них – наш сегодняшний разговор.

Чемпионат мира по кольцевым гонкам «Формула-1»

Новое! Частных тестов, которые проходили по утрам в пятницу перед Гран-при, теперь не будет. Им на смену придут две свободные практики – с 11:00 до 12:00 и с 14:00 до 15:00. Четырем топ-командам разрешено использовать в этих заездах по две машины, а конюшням, начиная с пятой, – по три. Раскраска третьего болида остается на усмотрение команды. За его рулем должен находиться гонщик, обладающий суперлицензией FIA, но при этом участвовавший не более чем в шести Гран-при «Ф-1» за два предыдущих сезона.

Что бы это значило? Весьма хитрое новшество. С одной стороны, небольшие команды получают возможность привлечь к тестам молодых, желающих «засветиться» пилотов и их спонсоров (фактически – к участию в Гран-при, ведь свободные заезды будут проходить в пятницу, на глазах у всего «Большого Цирка»). С другой, пользы от таких тестов все-таки маловато. Юные дарования не окажут существенной помощи в поиске оптимальных настроек, а привлекать опытных экс-пилотов мешает упомянутое «Правило шести Гран-при». Кстати, говорят, что такой «макиавеллиевский» ход предложил босс McLaren Рон Деннис.

Новое! Суббота будет состоять из двух свободных практик (с 10:00 до 10:45 и с 11:15 до 12:00) и двух квалификационных сессий. Стартуют они в 14:00; перерыв между сессиями составит две минуты. В каждой из них гонщики получат право проехать по одному быстрому кругу. Порядок старта аналогичен схеме 2003 года. Если машина по какой-либо причине не закончила первую сессию (поломка, вылет, сход по иной причине), гонщик не будет участвовать во второй.

Что бы это значило? Здесь все просто. В сущности, схема двух квалификаций остается такой же, как и в нынешнем сезоне, с той лишь разницей, что возможности пересесть на запасную машину или исправить поломку у гонщиков не будет. Такое изменение в регламенте должно заставить команды повышать надежность своих болидов – возможно, за счет снижения их скоростных характеристик. Кроме того, FIA рассчитывает сделать субботу более привлекательной для болельщиков и телевизионщиков. С другой стороны, в пятницу смотреть будет вообще не на что.

Новое! С 60-80 до 100 км/ч повышен лимит скорости на пит-лейн во время квалификаций и гонок (эта цифра может быть изменена по усмотрению технического делегата FIA на трассах с очень узкой пит-лейн).

Что бы это значило? Не спешите презрительно хмыкать – это новшество гораздо важнее, чем кажется. С повышением скорости на пит-лейн немного уменьшится время проезда по ней. Первое, что сразу же бросается в глаза, – штраф в виде проезда по пит-лейн будет не столь критичен, как это было до сих пор (вспомните хотя бы Гран-при США, когда из-за такого штрафа Хуан-Пабло Монтойя потерял все шансы на чемпионский титул). Второе – общее время, уходящее на дозаправку, сократится, что даст тим-менеджерам еще одну возможность «поиграть» с тактикой и количеством пит-стопов.

Чемпионат мира по ралли WRC

Новое! В календаре чемпионата мира появятся две новые гонки – «Ралли Япония» и «Ралли Мексика». Таким образом сезон будет состоять не из 14-ти, а из 16 этапов.

Что бы это значило? Добавление двух географически отдаленных от Европы этапов идет вразрез с политикой экономии, задекларированной FIA. И если японский рынок еще представляет собой какой-то интерес для производителей (в особенности, для Subaru и Mitsubishi), то Мексика – «предмет темный и исследованию не подлежит». Именно из-за данного нововведения свою раллийную программу сократила Skoda и едва не покинул чемпионат мира Ford. Признаться честно, никакой логики в данном решении Федерации нам так и не удалось разглядеть.

Новое! Число заводских экипажей каждой команды не может быть более двух. При этом разрешается произвольно, в зависимости от типа трассы, менять второго зачетного пилота. Запрещено использование «грэвелов» – экипажей-разведчиков, которые проходили по трассе за несколько часов до «боевых» проездов и вносили свежие изменения в легенду.

Что бы это значило? Уменьшив число заводских экипажей, FIA якобы сократила финансовые затраты. На деле же федерация вновь подтолкнула конюшни к привлечению «пилотов-специалистов», каждый из которых будет выступать лишь на определенном покрытии. Функции же «грэвелов» будет выполнять официальный автомобиль FIA, призванный сообщать пилотам обо всех изменениях. Это новшество сократит командам расходы на дополнительный экипаж, но создаст языковую проблему – ведь пилотский состав-то многонационален, а экипаж FIA один на всех…

Новое! Ознакомление с трассой будет проходить следующим образом: один проезд по спецучасткам в среду и четверг утром; второй – утром непосредственно в день прохождения данных СУ. В каждой сервисной зоне команда может использовать не более десяти покрышек, а основные запчасти (кроме колес) должны находиться на борту машины. Тесты за пределами Европы и в стране проведения ралли за неделю до старта гонки запрещены.

Что бы это значило? Все вышеперечисленные изменения объединяет одно – сокращение расходов команд. За счет новой системы ознакомления каждый этап будет занимать не неделю, а лишь пять дней; урезание же тестовой программы неминуемо повлечет за собой существенную экономию – как минимум на авиаперелетах. Не правда ли, это решение вполне логично? Но следующее новшество ставит все с ног на голову…

Чемпионат Украины по ралли

Новое! На каждом из шести запланированных на грядущий год этапов (к сожалению, точного и утвержденного календаря пока нет) будет введено ограничение количества тренировочно-ознакомительных проездов – до трех для каждого СУ. А для более качественной и точной настройки автомобилей спортсмены на каждом этапе смогут воспользоваться тестовым СУ, так называемым «шейкдауном», который можно проехать на боевой машине с полным перекрытием трассы. В грядущем сезоне каждый этап будет состоять минимум из двух дней; протяженность спецучастков составит не менее 150 км (плюс-минус 20%), а максимальная скорость движения не должна будет превышать 150 км/ч.

Что бы это значило? Эти требования наконец-то приведены в соответствие с мировыми. Однодневные гонки давно уже вызывали недовольство гонщиков и организаторов, поэтому от них решено было отказаться. Что же касается трех ознакомительных проездов, то здесь все не так однозначно. С одной стороны, ограниченные во времени экипажи будут менее тщательно изучать трассу, что может повлечь за собой увеличение количества аварий. С другой – та же нехватка времени на ознакомление вынудит некоторых (как минимум молодых) пилотов ехать осторожнее; в таком случае эффект будет обратным. Что же восторжествует: трезвый расчет или бесшабашная удаль? Скоро увидим…

Новое! Не обошлось без некоторых изменений и в техрегламенте. Собственно, технические требования к раллийным автомобилям остаются прежними, но именоваться классы будут по мировому образцу. Бывший «полноприводный» класс N12 теперь станет называться N4. В класс А7 войдут машины с приводом на одну ось и объемом двигателя до 2,0 литров, А6 составит бывший класс 1600. В самом «малобюджетном» классе «Украина 1400» также обойдется без технических новшеств; для краткости его будут обозначать «У-1».

Что бы это значило? Тут никаких подводных камней нет. Названия классов просто приведены в соответствие с мировыми стандартами, и на технических требованиях, а значит, и на расстановке сил в пелотоне это никак не отразится.

Новое! Самое важное изменение произошло в системе начисления зачетных очков. Теперь получать очки в абсолютном зачете будут первые 20 экипажей, и разница между соседними местами составит всего одно очко. Иными словами, за первое место гонщик получит 20 пунктов, за второе – 19, и так далее до 20-го, которое принесет пилоту лишь один балл. В командный же зачет идет вся сумма очков, набранных в «абсолюте» (ранее «отчисляли» только половину) плюс очки в классе.

Что бы это значило? Раньше большую часть «командной копилки» составляли очки, завоеванные в классах, ведь просочиться в игольное ушко зачетной шестерки «абсолюта» крайне непросто. При этом победа в любом, даже самом младшем классе, «весила» больше, чем второе место абсолютного зачета. Новая же система призвана уравнять шансы быстрых пилотов из разных классов; она вряд ли позволит какой-либо команде окончательно и бесповоротно проигрывать или выигрывать в середине сезона. Правда, подобного «изобретения» нет ни в одном мировом чемпионате, но, по мнению членов раллийного комитета ФАУ, это отнюдь не мешает ему прижиться в наших условиях.

Подготовили Владимир Некрасов и Лариса Мищанчук