X

Стать стильнее

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. В драматической концовке сезона-2007 команда Vodafone McLaren Mercedes потеряла оба чемпионских титула, к которым она была близка как никогда. Кто-то опустил бы руки – но только не парни из Уокинга, которые, как и прежде, полны оптимизма. Не верите? И я сомневался, пока не увидел собственными глазами.

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. В драматической концовке сезона-2007 команда Vodafone McLaren Mercedes потеряла оба чемпионских титула, к которым она была близка как никогда. Кто-то опустил бы руки – но только не парни из Уокинга, которые, как и прежде, полны оптимизма. Не верите? И я сомневался, пока не увидел собственными глазами.

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. В драматической концовке сезона-2007 команда Vodafone McLaren Mercedes потеряла оба чемпионских титула, к которым она была близка как никогда. Кто-то опустил бы руки – но только не парни из Уокинга, которые, как и прежде, полны оптимизма. Не верите? И я сомневался, пока не увидел собственными глазами.

На протяжении минувшего года McLaren постоянно привлекала к себе внимание – перипетиями «шпионских» войн и невероятными рекордами на гоночных трассах; неоднозначными внутрикомандными отношениями и феноменальной скоростью машин… А еще фантастическим дебютом 22-летнего Льюиса Хэмилтона – парня, который из подающего надежды юниора в одночасье превратился в соискателя чемпионского титула, главную гоночную надежду Британии, человека, который ни в чем не уступил двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо. В результате титулованный испанец вынужден был покинуть команду; а его юный оппонент этого, кажется, вообще не заметил. Он по-прежнему весел, жизнерадостен и на удивление легко относится к различным «второстепенным» обязанностям – таким, как, например, водить приехавшего по приглашению компании ExxonMobil украинского журналиста по технологическому центру McLaren в Уокинге.

Проведя в компании Льюиса несколько часов, я убедился как минимум в одном: то, что рассказывают о его доброжелательности и демократичности, – чистая правда. Наверняка все помнят кадры трансляции Гран-при Китая, когда сошедший с трассы Хэмилтон возвращается в боксы и пожимает руку каждому из механиков, будто бы извиняясь за первый в сезоне сход. Так вот, это не игра на публику – по окончании нашей экскурсии Льюис прощался с каждым сотрудником McLaren Technology Centre так тепло, словно он был его другом с самого детства. Почему-то я уверен, что он такой и есть: внимательный, дружелюбный. Короче, не звездный. По крайней мере, пока…

В 2005 году только что построенный компанией Fosters and Partners технологический центр McLaren получил от Британской Королевской комиссии искусств награду «Здание года».

Опыт и страсть

Компанию Льюису в качестве экскурсовода составлял ведущий инженер-консультант по работе с маслом Mobil 1 Тони Харлоу. Тем, кто давно и пристально следит за Формулой-1, этого человека представлять не надо – он живет автоспортом вот уже четверть века. Benetton, Williams, а последние лет десять – McLaren… Тони довелось поработать со многими топ-командами, и потому его рассказ о технологиях, применяемых в создании моторного масла Mobil 1, – не заученный бестолковым PR-менеджером пресс-релиз, а живая история автомобильного спорта. Когда, желая добиться максимальной конкретики, я спрашиваю его, можно ли измерить выгоды сотрудничества McLaren и Mobil 1 в секундах, Тони без колебаний отвечает: «Конечно! Смотри, это просто. Как ты понимаешь, мы можем заранее создать полную компьютерную симуляцию каждой гонки, где будут изменяться температура воздуха, влажность, состояние трека и так далее. Таким образом, на протяжении сезона мы постоянно подбираем компоненты для моторного масла с учетом тех условий, в которых придется работать двигателю. Конечно, это нюансы, наша заслуга не так велика, как, например, поставщиков резины или аэродинамиков. Но могу с уверенностью утверждать – по ходу сезона машина становится на несколько десятых секунды быстрее именно благодаря нашим исследованиям, разработкам и инновациям».

Очевидно, что для тщательного подбора компонентов масла нужен столь же точный его анализ. Тони и Льюис демонстрируют этот процесс на практике; причем видно, что Льюису на самом деле интересно. Под чутким руководством Тони он берет пробу масла специальным шприцем, затем с массой предосторожностей помещает несколько капель на тестовый прибор и герметично закрывает его. Через несколько секунд на экране стоящего рядом компьютера высвечиваются данные о составляющих, которые есть в этой пробе: столько-то процентов алюминия, столько-то железа, столько-то серебра… Нетрудно догадаться, что на основании этих цифр специалисты Mobil и Mercedes могут составить полное представление о состоянии двигателя и коробки передач, степени их износа и так далее.

Инженер компании ExxonMobil Тони Харлоу (справа) уверяет, что работать с Льюисом Хэмилтоном так же легко и приятно, как в свое время с Дэвидом Култхардом.
22-летний Льюис еще не пресытился Формулой-1. Ему все интересно – например, научиться брать пробы моторного масла Mobil 1 и проводить анализ его составляющих.

Как смутить звезду

Тони и Льюис ведут себя совершенно по-разному: если первый отвечает на вопросы взвешенно, словно каждый раз консультируясь с собственным многолетним опытом, то второй готов рассказать все, что ты хотел бы узнать и даже больше. «Ты спрашивал об аэродинамической нагрузке? – говорит он, останавливаясь возле натурального болида McLaren MP4-22. – Смотри!» И с этими словами 66-килограммовый пилот обеими ногами встает на переднее антикрыло. Антикрыло не издает ни звука; разве что еле заметно прогибается. «Это только на вид все аэродинамически части хрупкие. На самом деле речь идет даже не о килограммах, а о тоннах, понимаешь?».

Мое внимание привлекает натуральной величины колесо гоночного болида, выполненное из… карбона! Я заинтригован, интересуюсь, что это такое и для чего оно. «Веришь, – на полном серьезе говорит мой экскурсовод, – я постоянно встречаю эту штуку то тут, то там, но абсолютно не имею понятия, зачем она нужна». И этот ответ – полностью в духе Льюиса. Если он чего-то не знает, то говорит об этом прямо, не скрывая, что ему еще многому предстоит научиться. Если он понимает, что какой-то вопрос ему не по силам, он без тени смущения переадресует его своему более опытному спутнику. И даже когда на прощание он подписывает мне свою только что вышедшую из типографии книгу «My Story», на его лице появляется нечто вроде смущения – мол, я же не виноват, что меня считают звездой…

Льюис Хэмилтон: «Я обычный парень!»

Перед тем, как отправиться в эту поездку, я в интернете предложил украинским болельщикам Ф-1 прислать вопросы, которые они хотели бы задать Льюису Хэмилтону. В ходе интервью я рассказал пилоту об этом, озвучил некоторые из присланных вопросов – и получил исчерпывающие ответы.

?«Автоцентр»: Льюис, твои баталии с Фернандо Алонсо напомнили многим о былых сражениях великих пилотов McLaren, Айртона Сенны и Алена Проста. Не смущает, что люди сравнивают тебя с Сенной?

Льюис Хэмилтон: Да ты что! Я и мечтать о таком не вправе! Айртон был величайшим гонщиком, моим кумиром; у меня часть шлема выкрашена в желтый цвет в память о нем. Я и гонщиком-то стал из желания подражать Сенне. Честно, когда я впервые сел за руль детского карта (это было на Ибице в 1988 году), то воображал, что я – это он. Но на самом деле быть таким, как Айртон, невозможно. Я благодарен болельщикам за такое сравнение, но, боюсь, его недостоин…

?Многие хотят стать такими, как ты; попасть в Формулу-1… Что ты им посоветуешь?

Л. Х.: Надо все время учиться. Например, в прошлом сезоне я впервые столкнулся с несколькими трассами, где раньше никогда не гонялся – Индианаполис, Сепанг, Монреаль… Теперь я знаю их, но это не означает, что я знаю Формулу-1. Мне предстоит узнать еще очень многое… Кроме того, важна хорошая физическая форма, это одна из главных составляющих успеха.

?Можно подробнее? Чем именно ты занимаешься сейчас – ведь в прошлом в числе твоих увлечений были и карате, и футбол…

Л. Х.: Ну, это было давно, в школе и колледже. Я занимался карате, потому что мне надо было противостоять тем, кто, скажем так, завидовал моим успехам в картинге и был недружелюбно настроен. Но когда автоспорт вышел на первый план, я бросил все остальное – ведь, занимаясь карате или футболом, легко сломать руку, плечо или ногу, что недопустимо для гонщика.

Сейчас я провожу несколько часов в день в тренажерном зале, делая основной упор на тренировке мышц рук, плечей и особенно шеи. Ты, наверное, даже не представляешь, какие нагрузки испытывает шея в поворотах – кажется, голова вот-вот просто оторвется от туловища! До начала сезона-2007 я носил рубашки с 14-м размером воротника (британская система размеров одежды – прим. автора), сейчас – с 17-м!

?Раз уж ты заговорил о межсезонье, скажи – кого бы ты хотел видеть своим напарником? Возможно, Роберта Кубицу, с которым вы довольно-таки дружны?

Л. Х.: Да, это верно, у нас с Робертом отличные отношения. Мы вместе гонялись еще в картинге, он был и остается феноменально быстрым пилотом. Но вопрос относительно моего напарника я оставлю без ответа – ты наверняка сам понимаешь, почему…

?Новая машина, новый напарник… Увидим ли мы в следующем сезоне нового Льюиса Хэмилтона?

Л. Х.: Я попробую изменить кое-что в своей жизни. Надеюсь в следующем году проводить больше времени с семьей – отцом, братом, родственниками. Я ведь обычный парень, люблю свою семью, скучаю без нее, и обожаю редкие поездки на Гренадинские острова, где мой прадедушка и по сей день работает водителем школьного автобуса!

А вот что постараюсь оставить неизменным, так это мои отношения с болельщиками. Помню, впервые попав в паддок Ф-1, я увидел Эдди Ирвайна, хотел взять у него автограф, а он глянул на меня и прошел мимо. Потом я встретил Дэвида Култхарда, и представляешь – он даже нашел время поговорить со мной! Помню, как я был счастлив. И теперь всегда стараюсь раздать автографы или плакаты своим болельщикам, даже если для этого надо встать на час раньше или задержаться на автодроме подольше. То, что я могу сделать их счастливыми, делает счастливым и меня!

Владимир Некрасов
Фото McLaren