Чемпионат мира Формулы-1 продолжается – до финиша еще три гонки, и борьба за титул в личном зачете остра, как никогда. Но все-таки это уже не тот чемпионат, за которым мы следили с марта по сентябрь, – теперь в нем нет одного из самых сильных и уважаемых игроков…
Чемпионат мира Формулы-1 продолжается – до финиша еще три гонки, и борьба за титул в личном зачете остра, как никогда. Но все-таки это уже не тот чемпионат, за которым мы следили с марта по сентябрь, – теперь в нем нет одного из самых сильных и уважаемых игроков…
| | Чемпионат мира Формулы-1 продолжается – до финиша еще три гонки, и борьба за титул в личном зачете остра, как никогда. Но все-таки это уже не тот чемпионат, за которым мы следили с марта по сентябрь, – теперь в нем нет одного из самых сильных и уважаемых игроков… |
Начнем с того, чем закончили обзор Гран-при Италии, – с развязки шпионского скандала «имени Степни – Кофлэна». FIA, как и обещала, опубликовала подробный пресс-релиз, в котором на одиннадцати страницах детально описала хронологию событий, начиная с июня этого года, изложила аргументы, послужившие основанием для повторного разбирательства дела, и привела, по ее мнению, неопровержимые доказательства вины команды McLaren. Ох, лучше бы она этого не делала…
Не пойман, но вор
Не станем утомлять читателя подробным пересказом сего исторического документа (а в том, что он войдет в историю, никто не сомневается), остановимся на пункте 5.3, который, по нашему мнению, мог бы поставить точку в истории – если бы этого хотела FIA. Итак, пункт 5.3 гласит: «WMSC (World Motor Sport Council – Всемирный совет по автоспорту, подразделение FIA – прим. автора) не располагает свидетельством того, что какая-либо разработка Ferrari была целиком скопирована и внедрена в конструкцию McLaren в результате того, что Майк Кофлэн передавал McLaren конфиденциальную информацию, полученную от Найджела Степни». Казалось бы – все, что еще обсуждать? Если вина не доказана – ее нет! Но FIA продолжает: «Однако трудно предположить, что секретная информация Ferrari, о которой знал Кофлэн, никак не влияла на суждения, которые он выносил в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей». Конец цитаты.
Итак, установить, что какой-либо узел, агрегат или хотя бы деталь McLaren MP4-22 скопированы с Ferrari F2007, невозможно. На чем же строятся обвинения FIA относительно «серебристых»? Складывается впечатление, что на предположениях чиновников, подкрепленных несколькими электронными письмами, предоставленными в ходе разбирательства пилотами McLaren Фернандо Алонсо и Педро де ла Росой. Эти письма, кстати, тоже заслуживают отдельного упоминания.
Ознакомившись с содержанием переписки Алонсо и де ла Росы с Кофлэном, очень легко сделать вывод, что вся эта троица (а, вероятнее всего, и не только она) прекрасно знала о множестве технических и тактических разработок Ferrari. Развесовка машины перед конкретной гонкой, количество топлива на борту, тип резины и даже состав газа, которым наполняют покрышки болидов из Маранелло, – все это было, как выясняется, секретом Полишинеля. Конечно, письма свидетельствуют против McLaren. Но задумался ли кто-нибудь, почему люди, вовлеченные в столь серьезный бизнес, обменивались секретной информацией так открыто? Да потому, что это норма! Потому, что в этом спорте так принято! Потому, что шпионаж в Формуле-1 обычное дело, и тот, кто это отрицает – либо слеп, либо глуп! И вина команды McLaren не в том, что она украла, а в том, что попалась…
А пилоты соскочили…
Так или иначе, вопрос закрыт. Попавшийся на горячем McLaren лишен всех очков, набранных в ходе сезона, исключен из Кубка конструкторов и оштрафован на гигантскую сумму в 100 миллионов долларов. Более того, лишь очередное специальное заседание установит, получит ли команда право участвовать в командном зачете в будущем году. Пилоты же не пострадали только благодаря тому, что лично президент FIA Максимилиан Мосли пообещал не использовать их свидетельства против них.
Справедливо? Адекватно? Честно? Не нам решать. Ясно одно – на пользу спорту такое решение не пойдет. Ни для кого не секрет, что у многих болельщиков сложилось определенное отношение к победам Ferrari – мол, в спорных вопросах FIA всегда принимает ее сторону. Данный скандал укрепит людей в их мнении, и победа Ferrari в чемпионате-2007 всегда будет носить сомнительный оттенок.
Вы скажете: «Стоп! Разве была бы честной победа McLaren, если бы их афера не стала достоянием гласности?» Конечно же, нет. Но, повторимся, если копнуть поглубже, то практически любой результат в современной Формуле-1 в той или иной степени является незаконным. К сожалению, в этом безумно дорогом и высокотехнологичном спорте шпионаж неизбежен – и, как говорил бургомистр в замечательном фильме Марка Захарова, «…это даже не факт. Это больше, чем факт – так оно и есть на самом деле».
Бельгийская тоска
Что касается самого Гран-при Бельгии, первой в этом сезоне гонки «без McLaren», то она на фоне всех скандалов была скучной до зевоты. Воодушевленные устранением главного конкурента, пилоты «красных» заняли первую линию стартового поля, дружно стартовали и так же дружно финишировали. По сути, ничем не отличалась гонка и для «серебристых» – только стартовали и финишировали они на третьей и четвертой позициях. Более заметными были пилоты BMW – в частности, Ник Хайдфельд, вышедший с шестого места на пятое за счет пит-стопа, более позднего, чем у его тезки и соотечественника Росберга. Любителям же сенсаций предложим обратить внимание на Spyker – как только команду приобрел новый владелец, индийский миллиардер Виджей Малья, записной аутсайдер ожил. По крайней мере, в Бельгии Адриан Сутил реально боролся на подступах к первой десятке, а его итоговое 14-е место – блестящий для Spyker результат. Но самое интересное – главный конструктор команды Майк Гаскойн утверждает, что это только начало…
Статистика |
Этап 14. Гран-при Бельгии, Спа, 15-16 сентября 2007 года Дистанция 308,053 км (44 круга по 7004 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:20.39,066 с, средняя скорость 229,174 км/ч) Поул-позишн: К. Райкконен (1.45,994 с) Быстрейший круг в гонке: Ф. Масса (1.48,036 с) |
|
|
| Итоговые результаты Гранпри Бельгии |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Кими Райкконен | Ferrari F2007 | 44 | 1:20.39,066 | 2 | 2 | Фелипе Масса | Ferrari F2007 | 44 | + 04,695 | 3 | 3 | Фернандо Алонсо | McLaren MP422 | 44 | + 14,343 | 4 | 4 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP422 | 44 | + 23,615 | 5 | 6 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1 07 | 44 | + 51,879 | 6 | 5 | Нико Росберг | Williams FW29 | 44 | + 1.16,876 | 7 | 7 | Марк Уэббер | Red Bull RB3 | 44 | + 1.20,639 | 8 | 9 | Хейкки Ковалайнен | Renault R27 | 44 | + 1.25,106 | 9 | 15 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1 07 | 44 | + 1.25,661 | 10 | 10 | Ральф Шумахер | Toyota TF107 | 44 | + 1.28,574 | 11 | 8 | Ярно Трулли | Toyota TF107 | 44 | + 1.43,653 | 12 | 13 | Витантонио Лиуцци | Toro Rosso STR02 | 43 | + 1 круг | 13 | 17 | Рубенс Баррикелло | Honda RA107 | 43 | + 1 круг | 14 | 19 | Адриан Сутил | Spyker F8VIIB | 43 | + 1 круг | 15 | 18 | Такума Сато | Super Aguri SA07 | 43 | + 1 круг | 16 | 20 | Энтони Дэвидсон | Super Aguri SA07 | 43 | + 1 круг | 17 | 21 | Сакон Ямамото | Spyker F8VIIB | 43 | + 1 круг | 18 | 12 | Дженсон Баттон | Honda RA107 | 36 | Гидравлика | 19 | 14 | Александр Вюрц | Williams FW29 | 34 | Топливо | 20 | 11 | Дэвид Култхард | Red Bull RB3 | 29 | Гидравлика | 21 | 16 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR02 | 8 | Рулевое | 22 | 22 | Джанкарло Физикелла | Renault R27 | 1 | Вылет |
|
Команда | Бельгия | Всего | 1 | Ferrari | 18 | 161 | 2 | BMW Sauber/BMW | 4 | 90 | 3 | Renault | 1 | 39 | 4 | Williams/Toyota | 3 | 28 | 5 | Red Bull/Renault | 2 | 18 | 6 | Toyota | 0 | 12 | 7 | Super Aguri/Honda | 0 | 4 | 8 | Honda | 0 | 2 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 0 | 10 | Spyker/Ferrari | 0 | 0 | 11 | McLaren/Mercedes | 0 | 0 | * В Кубке конструкторов очки для McLaren/Mercedes насчитываются по результатам гонки и тут же аннулируются. Решение FIA. |
|
Пилот | Бельгия | Всего | 1 | Льюис Хэмилтон | 5 | 97 | 2 | Фернандо Алонсо | 6 | 95 | 3 | Кими Райкконен | 10 | 84 | 4 | Фелипе Масса | 8 | 77 | 5 | Ник Хайдфельд | 4 | 56 | 6 | Роберт Кубица | 0 | 33 | 7 | Хейкки Ковалайнен | 1 | 22 | 8 | Джанкарло Физикелла | 0 | 17 | 9 | Нико Росберг | 3 | 15 | 10 | Александр Вюрц | 0 | 13 |
|
За кулисами Гран-при
Победу своих подопечных на Гран-при Бельгии Жан Тодт посвятил не только болельщикам и команде, но и человеку, не имеющему отношения к Формуле-1. Спортивный директор Ferrari отдал должное работнику копировальной мастерской, который, приняв заказ на ксерокопии 780 страниц секретной технической информации, принадлежавшей команде, не поленился и оповестил итальянцев. Теперь этот человек, имя которого не называется (известно только, что он британец), наряду с Райкконеном и Массой, по словам Тодта, стал причастен к триумфу Ferrari в Спа. Мелочь, а приятно.
В битве за пятое место в Кубке конструкторов команда Red Bull Racing отстает от Williams на 10 очков. Учитывая результаты RBR, опередить соперника команде поможет разве что помощь свыше. Кажется, именно на это и рассчитывает Дэвид Култхард, собравшийся посетить службу, посвященную команде, в храме Сенсодзи в Токио на следующей неделе. Монахи будут молить небеса о победе для Red Bull. Сильный аргумент, тем более что храм известен своими чудесами: он единственный перенес множество землетрясений и прочих природных катаклизмов, а также не был разрушен бомбардировками во время Второй Мировой войны.
Более приземленный вариант для достижения победы в чемпионате хотел использовать Фернандо Алонсо. Издание Daily Mirror утверждает, что Алонсо хотел лично заплатить премиальные в размере 650 фунтов стерлингов своим механикам за каждую из оставшихся гонок, в которой он финиширует впереди партнера по команде Льюиса Хэмилтона. Что ж, двукратный чемпион мира вполне мог бы себе это позволить – его зарплата в McLaren, по слухам, составляет $14 млн., что минимум в 50 раз выше, чем у Льюиса. С другой стороны, учитывая отношения внутри команды, это выглядело бы неэтично, что тут же заметил Рон Деннис и наложил на решение Фернандо вето. Похоже, расстроены будут только механики.
Владимир Некрасов
Фото команд-участниц Ф-1