X

Telefonica Dakar 2004: Дорога в дюнах

18 января закончился очередной «дакар», самая грандиозная, тяжелая и непредсказуемая гонка в мире. Правда, если с первыми двумя ее отличиями, как всегда, все в полном порядке, то по части интриги нынешний марафон явно подкачал.

18 января закончился очередной «дакар», самая грандиозная, тяжелая и непредсказуемая гонка в мире. Правда, если с первыми двумя ее отличиями, как всегда, все в полном порядке, то по части интриги нынешний марафон явно подкачал.

18 января закончился очередной «дакар», самая грандиозная, тяжелая и непредсказуемая гонка в мире. Правда, если с первыми двумя ее отличиями, как всегда, все в полном порядке, то по части интриги нынешний марафон явно подкачал.

На старт 26-го ралли-рейда вышли 400 единиц мотоциклетной, легковой и грузовой техники. За 18 дней им предстояло преодолеть по дорогам и бездорожью семи стран свыше 11 тыс. км. Как и прежде, на «старосветскую» секцию приходится ничтожная часть маршрута – 34 км спецучастков плюс 1,5-километровый пролог по «парной» трассе – эдакие показательные выступления для завоевания симпатий европейской публики…

«Show must go on!»

А симпатий нынешнему «дакару» ой как не хватало. В то время как в Клермон-Ферране первого января в четыре утра улицы, по которым пелетон отправлялся в дальний путь, были запружены болельщиками, в Нарбонне и Оверне (где проходили спецучастки), гонку пытались… остановить пикеты весьма агрессивно настроенных экологов. И хотя спортсмены давно свыклись с мыслью, что в Африке их в любой момент могут обстрелять или ограбить, от столь «радушного» приема им было явно не по себе. Впрочем, после смерти отца-основателя рейда Тьери Сабина девизом его детища стало «Show must go on!».

И шоу началось – традиционно, с пролога под Клермон-Ферраном. Хотя его результаты не играют ровно никакой роли (они лишь определяют очередность на старте первого этапа), интерес к «шейкдауну» был огромным. Несмотря на первое января и сильный снегопад, посмотреть гонку (пролог проходил на трассе с парой параллельных дорожек) собрался, казалось, весь 90-тысячный Клермон-Ферран. Быстрее других 1,5-километровую «параллельку» преодолел Кендзиро Синозука, главный «аварийщик» предыдущего «дакара». Год назад, сиганув с дюны, его Nissan буквально воткнулся носом в песок, словно сбитый «мессершмидт». Кендзиро несколько дней пролежал в коме, но обошлось. Лучшим из мотоциклистов стал доселе никому не известный Грациани на КТМ.

Их было 400

Для начала о фаворитах. В двухколесной категории вопрос о марке победителя не стоял изначально: из 195 мотогонщиков 104 отдали предпочтение именно КТМ. Более того, австрийский концерн в который раз собрал под своими знаменами лучших из лучших (4 команды, разделенные по национальному признаку). Интрига же сводилась к тому, в какой последовательности «катээмовцы» расположатся на подиуме. И сможет ли кто-нибудь на мотоцикле другой марки (49 Honda, 17 Yamaha, 11 BMW, по 5 Suzuki и Bombardier, 2 Cagiva и один Alfer) пробиться хотя бы в первую двадцатку?

А вот в легковой категории предстартовый пасьянс был куда запутаннее. Нет, позиции Mitsubishi, так же как и КТМ, доминирующей в последние годы, ничуть не ослабели. Но если раньше единственным реальным соперником «трех бриллиантов» были багги конструкции Жана-Луи Шлессера, то теперь сразу несколько заводских команд нацелились побороться за «золото» или, как минимум, за подиум гонки.

Предпочтительнее других выглядел Nissan – дебютант и главная неожиданность предыдущего «дакара». «Ниссановский» Pickup не уступал Pajero Evo в скорости, главной же проблемой была его надежность. Тем не менее Жиль де Вильерс и Ари Ватанен добились впечатляющих результатов: 5-е и 7-е места в «абсолюте». К нынешнему ралли-рейду команда подошла во всеоружии: поднабравшись опыта в «младших» рейдах, обкатав Pickup’2004 (6 цил., 3,5 л, 260 л. с., 400 Нм, 1750 кг, 230 км/ч) и усилив состав чемпионами мира и Европы по ралли Колином МакРэем и Ивом Любэ.

Ничуть не ниже оценивались шансы турбодизельных BMW Х5 (4 цил., 3,0 л, 250 л. с., 600 Нм, 1900 кг, 210 км/ч), также дебютировавших год назад и удививших всех своим потенциалом – экс-чемпион мира по ралли Грегуар де Мевиус часть марафона шел третьим. Более того, год назад за кадром остался сенсационный результат второго номера X-Raid (формально команда частная, но Х5 раскрашены в бело-синие цвета BMW) Люка Альфана. После аварии на экваторе марафона «горнолыжный король» вновь прорвался в десятку, причем по «чистому» времени Люк (авария стоила ему 9 часов штрафа) опередил победителя!

Volkswagen тоже дебютировал только год назад, но именно его можно назвать «темной лошадкой» 2004 года. Дело в том, что тогда VW провел классическую разведку боем: команда ехала на американских багги, оснащенных вольфсбургскими турбодизелями (1,9 л, 215 л. с.). И победила как в моноприводном зачете, так и среди «дизелей»! Теперь же Ютта Кляйншмидт и Бруно Саби (на счету которых множество побед во всевозможных рейдах, в том числе в «дакаре») оседлали специально подготовленные VW Touareg (5 цил., 2,3 л, 230 л. с., 450 Нм, 1750 кг, 210 км/ч).

И все же мало кто сомневался в победе Mitsubishi. Ведь в активе этой команды, помимо практически неограниченного бюджета и непрерывного 20-летнего стажа, было «сверхоружие» – Pajero Evo, самый успешный внедорожник в истории рейдов. Более того, Мацуока, Петерансель и Бьязион – ударная сила «трех бриллиантов» – оседлали новейшие Evo II (4 цил., 4,0 л, 270 л. с., 360 Нм, 1825 кг, 230 км/ч), уже выигравшие «маленький дакар», Desert Challenge, прошедший в октябре прошлого года.

Черный континент

Итак, европейские этапы закончились, а настоящая гонка была впереди; спортсменов разделяли минуты, и никто не чувствовал себя проигравшим. Впрочем, у мотоциклистов все обозначилось сразу – чем дальше пелетон углублялся в Сахару, тем недостижимее становились лидеры КТМ Рома, Кокс, Сайнкт и Деспре. После трех африканских этапов они настолько оторвались от всех остальных, что стало понятно – победителем будет кто-то из этого квартета.

Еще более впечатляющими выглядели результаты Петеранселя и Мацуоки. В то время как соперники прокалывали колеса, застревали, чинили КПП и подвески, два красных Pajero неслись вперед, как будто хранимые какой-то доброй силой. И дело было не только в техническом превосходстве – внутри команды действовал четкий ордер, ограждавший француза и японца от посягательств одноклубников. Хироси побеждал здесь два последних года; теперь настал черед Стефана. Да, у них также возникали проблемы, но на фоне всеобщего обвала они казались ничтожными. Так, на пятый день Петеранселя оштрафовали на 5 минут за оказание посторонней помощи – из-за неполадок с КПП его машина не могла тронуться, и ее бампер в бампер подтолкнула одноклубница француза Андреа Майер. Но штраф никак не повлиял на позицию Стефана: на пятый день единственным, кто проигрывал ему меньше 10 минут, был Хироси. Лишь раз, на шестом этапе, проколов два колеса, Петерансель уступил Мацуоке лидерство – впрочем, статус-кво был восстановлен буквально через день.

В то же время остальные продолжали «сыпаться». Вдребезги разбил свой Evo II Бьязион. «Разобрав» подвеску своего Nissan, вылетел из десятки Ватанен, победитель первого африканского допа. Там же, где ремонтировался Ари, (кстати, самый титулованный пилот рейда – 4 победы), заглохла Ютта Кляйншмидт. Завести мотор немка смогла только через два часа. Со временем обозначилась интересная тенденция: стоило кому-то выйти на третье место, как он тут же скатывался вниз. Так, де Мевиус на BMW X5 продержался только два дня: на каменистых марокканских тропах не выдерживала подвеска, и он вынужден был сбавить темп. После самого длинного 1000-километрового этапа третьим стал «ниссановец» МакРэй (правда, с отставанием от лидера более чем на 40 мин). И тут же застрял, потратив на откапывание почти полчаса.

Следующее достойное внимания событие произошло в середине гонки, на не самом сложном 300-километровом этапе «Атар-Тиджикия». Из-за поломки КПП Мацуока «заработал» полтора часа отставания и откатился на 3-ю строчку, пропустив вперед прибавившего в мавританской Сахаре де Мевиуса. Мало того, что гонка фактически лишилась единственного пилота, который хоть как-то держал темп лидера, так еще и Петерансель поднажал, после чего дефицит де Мевиуса превысил 1 час. Этот же этап поставил крест на чаяньях Nissan – МакРэй так сиганул с дюны, что сломал дифференциал и откатился в конец десятки.

А вот мотогонщики Рома, Кокс, Сайнкт и Деспре продолжали настоящую «рубку», итогом которой в любой момент мог стать коллективный сход. «Отщипывая» друг у друга по секунде, они выиграли все африканские допы!

Война? Каникулы!

Не успела гонка стабилизироваться, как на нее обрушились напасти иного рода. В Мали вспыхнула очередная гражданская война. И организаторы вынуждены были отменить субботние и воскресные допы, подарив участникам к запланированному на понедельник единственному выходному еще пару дней отдыха.

Это фактически означало начало новой гонки, ведь пелетон стартовал на отремонтированных машинах. Первый же «постканикулярный» этап принес сенсацию – хет-трик «ниссановской» дружины! Причем лучшим стал не лидер команды де Вильерс, не убеленный сединами Ватанен, а МакРэй. Впрочем, лидеры играли в свою игру. «Имея столь значительный отрыв, я стараюсь исключить любой риск», – объяснял свои посредственные результаты Петерансель. «Поверьте, после трех дней отдыха сломя голову понесутся не только те, кому терять уже нечего. Но мне и Сайнкту они не конкуренты», – вторил Петеранселю лидер мотозачета Рома. И действительно, СУ14 выиграл Люк Альфан, на СУ16 напомнила о себе Кляйншмидт; последний, 17-й доп записал в свой актив МакРэй. Но их победы никак не могли повлиять на расстановку сил в голове пелетона. Как и ожидалось, первыми достигли Дакара Петерансель и Мацуока. Единственная неожиданность – третья позиция «лиса пустыни» Шлессера. Триумфатор 1999 и 2000 гг. оказался единственным, кто смог удержаться на третьем месте больше трех дней.

В классе мотоциклов даже после «каникул» на спецучастках первенствовали все те же мушкетеры во главе с Рома. Возможно, для интриги не хватало Петеранселя, в прошлом шесть раз выигрывавшего «дакар» на мотоцикле? Кстати, Стефан стал вторым после Юбера Ориоля гонщиком, победившим в этом состязании и на мотоцикле, и на автомобиле. Что же будет, когда он пересядет с автомобиля на грузовик – а именно это Петерансель собирается сделать в ближайшем будущем…

 Telefonica Dakar 2004

Старт: Клермон-Ферран, Франция
Финиш: Дакар, Сенегал
Маршрут проходит по территориям Франции, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Буркина Фасо и Сенегала
Протяженность трассы: 11163,5 км (из них по Африке 9339 км)
Дорожные участки: 5735 км (из них по Африке 3944 км)
Спецучастки: 5428 км (из них по Африке 5393 км)
Всего этапов: 17 (из них по Африке 14)
Самый длинный этап: Тан-Тан – Атар, 1055 км
Самый короткий этап: Кастеллон – Танжер, 9 км
Стартовало 400 экипажей (195 мотоциклов, 142 легковых и 63 грузовых автомобиля)
Финишировало 163 экипажа (65 мотоциклов, 60 легковых и 38 грузовых автомобилей)

 Итоговые результаты – легковые автомобили
1ЭкипажМашинаВремя, ч:мин.с
С. Петерансель/Ж.-П. КоттреMitsubishi Pajero Evo II53:47.37
2Х. Мацуока/Ф. ПикарMitsubishi Pajero Evo II54:37.01
3Ж.-Л. Шлессер/С. ЛюркуиSchlesser-Ford Buggy56:48.10
4Л. Альфан/А. МаньBMW X5 TDI Raid57:43.35
5А. Майер/А. ШульцMitsubishi Pajero Evo II59:33.54
6Б. Саби/М. СтивенсонVolkswagen Touareg TDI60:41.40

 Итоговые результаты – мотоциклы
1ЭкипажМашинаВремя, ч:мин.с
Х. РомаKTM 660 LC455:56.28
2Р. СайнктKTM 660 LC456:09.06
3С. ДеспреKTM 660 LC456:40.59
4А. КоксKTM 660 Rallye56:45.34
5П. УллевальсетерKTM 660 Rallye58:01.01
6Ф. МеониKTM 950 LС859:02.25

Сергей Суховский
Фото AFP, Mitsubishi, Yamaha и Gauloises