Ралли «Буковина» опять повезло – второй год подряд судьба чемпионата страны решалась именно здесь, на гравийных дорожках Черновицкой области. Возможно, это станет хорошей традицией – ведь и спортивная интрига, и уровень гонки были достойны самого высокого статуса.
| | Ралли «Буковина» опять повезло – второй год подряд судьба чемпионата страны решалась именно здесь, на гравийных дорожках Черновицкой области. Возможно, это станет хорошей традицией – ведь и спортивная интрига, и уровень гонки были достойны самого высокого статуса. |
Черновцы – город, тесно связанный с автоспортом. До последнего времени его название чаще звучало в отношении авто- или мотокросса; но в прошлом году здесь вспомнили и о ралли. Да-да, именно вспомнили – в советские времена перевал Шурдин видел и юркие «Москвичи», и огромные «Волги», и, конечно же, «Жигули» разных моделей. С распадом Советского Союза здесь перестали проходить раллийные гонки, но к 15-й годовщине Независимой Украины этап с названием «Буковина» вновь появился в чемпионате страны. Более того, трасса показалась спортсменам и болельщикам настолько интересной, а прием со стороны местных жителей и властей – настолько теплым, что, когда в октябре встал вопрос о проведении резервного этапа, выбор пал на Черновцы. «Золотая осень Карпат» (а именно такое название получила гонка) также прошла удачно; поэтому от нынешнего, третьего буковинского ралли ждали только хорошего.
До старта дошли не все
Скажем сразу – ни спортсмены, ни зрители в ожиданиях не обманулись. К прошлогодним горным допам, проходившим по перевалу Шурдин, и равнинным дорожкам близ сел Милиево и Карапчив организаторы добавили еще четыре интересных скоростных участка, трассы которых были проложены непосредственно возле Черновцов. По замыслу, эти четыре СУ должны были пройти в пятницу, непосредственно перед процедурой торжественного открытия гонки. С одной стороны, это разнообразило гонку и привлекло к ней новых зрителей – жителей густонаселенного областного центра. С другой – надеяться, что весь пелотон преодолеет эти четыре допа без потерь, было со стороны организаторов несколько наивным.
Так и получилось. Первый же спецучасток стал одновременно и последним для VW Polo Сергея Чекана – отказала КП. Буквально на следующем проезде автомобиль Ивана Германа, снова, уже который раз в сезоне, его подвел. Ну а третий доп ударил по топ-пилотам: у Юрия Протасова в коробке «пропали» все передачи, кроме пятой, а Валерий Горбань замер на финише допа с лопнувшей шаровой. И если первому удалось кое-как, медленно преодолев СУ4, добраться до сервиса и заменить неисправный узел, то второй был вынужден сойти с дистанции. Забегая вперед, скажем, что и Герман, и Горбань в субботу вернулись в гонку, воспользовавшись системой SupeRally; причем второй показывал на протяжении двух дней такие результаты на допах, которые теоретически позволили бы ему занять даже место на подиуме. К сожалению, в Украине система SupeRally пока не предполагает возвращения экипажей в борьбу за очки и призы, а потому оставшиеся два дня соревнований пятничные неудачники могли воспринимать только как дополнительные тесты в боевых условиях.
Борьбу же за самые верхние строчки протоколов вели Александр Салюк и Андрей Александров. В то время, как их соперники либо сталкивались с техническими проблемами, либо сами допускали ошибки при прохождении некоторых поворотов, лидирующая пара радовала болельщиков вдохновенным и безошибочным пилотированием. В итоге первый, пятничный раунд выиграл Александров, опередивший Салюка по итогам дня на 7,7 секунды.
Истина в Шурдине
Однако если на скоростных пятничных допах преимущество Александрова было достаточно предсказуемым, то субботние СУ на перевале Шурдин традиционно считаются вотчиной Салюка-младшего: за предыдущие две гонки он не выиграл здесь всего один доп! Вот и на этот раз Саша с первого же проезда разом отыграл у Андрея 14 секунд, внешне непринужденно вернув себе лидерство в гонке. Дальше – больше: после СУ7 преимущество первого пилота MacCoffee над преследователями выросло до полуминуты. А затем над перевалом хлынул ливень…
Прогноз погоды в горах – понятие весьма условное. Только что зрители изнывали от жары, а пилоты между допами бегали окунуться в горную речку – и вдруг на гору самым натуральным образом садится облако, из которого выливаются тонны воды. По одну сторону перевала только-только сгущаются тучки, а сервисный парк по другую сторону горы уже залит водой едва ли не по колено. В таких условиях стало понятно, что пилоты, стартующие первыми, находятся в заведомо выигрышных условиях. Так, если Салюк около 15% дистанции СУ8 преодолевал еще «по сухому», то Александров стартовал уже под накрапывающим дождем. Александру Горбику – штурману шедшего третьим Протасова, чтобы читать стенограмму, пришлось включать свет в салоне, а стартовавший седьмым Игорь Чаповский ехал практически вслепую, пытаясь рассмотреть шурдинские серпантины сквозь полностью запотевшее лобовое стекло. Что уж говорить о пилотах классов А3 и У2, которые ехали едва ли не под градом!
В итоге, с учетом всего происходившего, разрывы между финишировавшими экипажами выросли до неприличных в другой ситуации размеров. Только первая пятерка сохраняла интервал в районе минуты-полутора; ставший же по итогам субботы шестым Степан Мазур проиграл лидеру более шести минут! Похоже складывались дела и в младших классах – лидеров А3 Вадима Трутнева и Игоря Сторчака разделило две минуты, лидеров У2 Тараса Регу и Дмитрия Роткевича – и того больше.
Все еще впереди?
Воскресенье встретило пелотон сильным ливнем, из-за которого даже пришлось задержать старт СУ9 (кстати, это был первый и единственный существенный сбой графика этой великолепно спланированной и проведенной гонки). Ну а когда дождь стих, стало понятно, что отыграть потерянное в субботу на Шурдине вряд ли удастся хоть кому-то из пилотов. Да и вообще, положение гонщиков могло измениться разве что из-за какого-то форс-мажора. Таковым стал, например, досадный сход шедшего восьмым Александра Фельдмана, который уложил свой автомобиль на крышу в довольно безобидном ходовом повороте. Определенные же технические проблемы, потревожившие лидировавшего Александра Салюка (на последних допах его КП осталась без пятой передачи), заставили только немного сбросить скорость. Этим не преминули воспользоваться соперники – к примеру, Юрий Шаповалов, который в отчаянном стиле проехал последний СУ12 с абсолютно лучшим временем. Однако, повторимся, на итоговое положение гонщиков это повлиять уже никак не могло…
Так, выиграв вчистую лишь один из трех дней ралли «Буковина», Александр Салюк и Адриан Афтаназив стали победителями этой гонки и чемпионами страны. Одними из первых поздравив новоиспеченных триумфаторов, мы задались вопросом: а что же дальше? Ведь впереди еще два этапа, один из которых, ралли «Ялта», входит в календарь Кубка Восточной Европы. Так неужели интрига в чемпионате исчерпана?
Отнюдь. Во-первых, невероятно острая борьба должна развернуться за серебро чемпионата, на которое сейчас теоретически претендуют пять или шесть экипажей. Во-вторых, ничего не решено еще в классе А3, где чемпионству Сторчака изо всех сил пытаются помешать Трутнев и Яновский. В-третьих, интереснейшая схватка разворачивается в классе У2, где вернувшемуся в строй Кучеру уже не так-то просто сражаться с набравшими ход новичками Роткевичем и Регой. И последнее по списку, но не по значению – ралли-то мы любим не за результат, а за процесс! А он менее интересным не станет уже никогда…
|
Стенограмма гонки СУ1 Стартовый доп выигрывает Александров, опережая Салюка на 4 секунды; остальные три допа также останутся за ним, и общее преимущество Андрея возрастет до 7,7 секунды. Едва докатившись до финиша, из-за отказа КП сходит Сергей Чекан. СУ2 По окончании допа останавливается Иван Герман – это его пятый сход в пяти гонках нынешнего сезона. СУ3 Почти у самого финиша допа отказывает КП у Протасова; там же останавливается с лопнувшей шаровой Горбань. Фельдман и Рыбак друг за другом ошибаются в одном и том же повороте, а в У2 сходит Юрий Кочмар. СУ4 Первые победы в своих классах одерживают Руслан Кучер и Алексей Яновский; впоследствии каждый из них выиграет еще по одному допу, но если первый доедет до финиша, то второй сойдет на СУ6. СУ5 На первом же субботнем допе Александров проигрывает Салюку около 14 секунд, в течение одного спецучастка теряя все завоеванное в пятницу преимущество. Здесь же второй результат показывает Юрий Шаповалов. Один за другим с трассы сходят Сергей Ведерников, Сергей Жолинский и Ростислав Базилевич. СУ6 Доп снова выигрывает Салюк; второй – Александров, а третье время показывает едущий по SupeRally Горбань. В классе У2 второй доп подряд творит чудеса Тарас Рега (на фото), который опережает ближайшего из одноклассников на 15 секунд. В классе А3 первую победу на допе одерживает Игорь Сторчак; со сходом Яновского на третью позицию в этом классе выходит Сергей Лукомский. СУ7 Самый удивительный доп: сразу трем пилотам (Салюк, Александров, Протасов) удается проехать его меньше, чем за 12 минут. За всю новейшую историю буковинского ралли такое удавалось только все тому же Салюку и – однажды! – Владимиру Петренко. СУ8 На трассу обрушивается страшнейший ливень, что делает подсчет результатов практически бессмысленным. Салюк опережает Александрова еще на 17 секунд; следующий за ними Протасов уступает полминуты. Понятно, что о каких-либо пристойных результатах на сегодня речь больше не идет. СУ9 Старт воскресных допов задерживается из-за сильного дождя. Когда же доп все-таки стартует, результаты оказываются более чем плотными: Салюка и Александрова разделяет 0,1 с, Трутнева и Сторчака – 0,6 с, а Кучера и Регу – 1,1 с. Сходит, укладывая машину на крышу, Александр Фельдман. СУ10 Доп выигрывает Александров; однако он опережает Салюка всего на секунду, чего для оживления интриги явно не хватает. СУ11 Салюк вновь уступает Александрову; на этот раз три секунды. Большинство пилотов «сбрасываются», стремясь сохранить занимаемые позиции, и только Юрий Шаповалов (на фото) стремительно прибавляет, показывая второе время на допе. СУ12 Первая победа на спецучастке Шаповалова позволяет ему отыграть несколько секунд у Петренко, но не влияет на окончательный расклад в гонке: победителем и чемпионом страны становится Александр Салюк-младший! |
|
|
|
Этап 5, 24–26 августа 2007 г., Черновцы 501,27 км; из них 135,22 км спецучастков Стартовали 32 экипажей Финишировали 19 экипажей |
|
|
| Результаты ралли «Буковина» (зачетная восьмерка) |
Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Александр Салюк – Адриан Афтаназив | Mitsubishi Lancer Evo IX | 1:20.13,1 | 2 | Андрей Александров – Оксана Александрова | Subaru Impreza WX Sti | + 0.28,8 | 3 | Юрий Протасов – Александр Горбик | Mitsubishi Lancer Evo VIII | + 2.19,9 | 4 | Владимир Петренко – Дмитрий Яровенко | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 3.09,3 | 5 | Юрий Шаповалов – Кирилл Несвит | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 3.19,9 | 6 | Степан Мазур – Надежда Федив | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 7.05,7 | 7 | Игорь Чаповский – Андрей Николаев | Subaru Impreza WX Sti | + 9.04,7 | 8 | Александр Решетилов – Евгений Мищенко | Subaru Impreza WX Sti | + 12.29,4 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Очки | 1 | Александр Салюк | 46 | 2 | Владимир Петренко | 27 | 3 | Андрей Александров | 23 | 4 | Валерий Горбань | 23 | 5 | Юрий Протасов | 20 | 6 | Игорь Чаповский | 17 | 7 | Юрий Шаповалов | 13 | 8 | Игорь Сторчак | 6 | 9 | Дмитрий Рибак | 5 | 10 | Степан Мазур | 4 |
|
| Чемпионат команд |
Команда | Очки | 1 | MacCoffee Rally Team | 169,5 | 2 | Ace Racing | 140 | 3 | Tsunami Rally Team | 86,5 | 4 | Foxtrot Rally Team | 47 | 5 | Elita Sport | 43 | 6 | Автотехнология Рейсинг Петрохолдинг | 10,5 |
|
Владимир Некрасов
Фото Алексея Горбенко и Сергея Холодило