Если бы за выступление в одной отдельно взятой автогонке давали специальные призы, вроде тех, что раздает Американская академия киноискусства, то «Оскар» за главную роль в «Ралли Кипр», несомненно, получил бы не его победитель – Себастьян Лоэб, а финишировавший вторым Манфред Штоль.
| | Если бы за выступление в одной отдельно взятой автогонке давали специальные призы, вроде тех, что раздает Американская академия киноискусства, то «Оскар» за главную роль в «Ралли Кипр», несомненно, получил бы не его победитель – Себастьян Лоэб, а финишировавший вторым Манфред Штоль. |
Конечно, знатоки сразу скажут, что где-где, а на Кипре вероятность подобного рода сенсаций очень высока. Из-за тяжелого каменистого покрытия, узких дорог и традиционно жаркой погоды этот этап Чемпионата мира каждый год удостаивается сомнительной чести называться «самым убойным». Сходы пилотов-лидеров из-за отказов того или иного агрегата на Кипре случаются столь же часто, как, например, вылеты с кольцевой трассы в Спа, когда там начинается дождь. А если учесть, что в нынешнем чемпионате принимают участие не так уж много заводских гонщиков, то вероятность попадания в зачетную восьмерку кого-то из «частников» действительно весьма высока.
Но чтобы пилот частной команды завоевал второе место, уступив лишь действующему чемпиону мира Себастьяну Лоэбу! Этого наверняка не ожидал никто. Да, Штоль давно считается одним из лучших гонщиков «второго эшелона» – так, еще в 2000 году он выиграл Чемпионат мира по ралли в группе N, а затем провел несколько этапов в WRC, выступая то на заводском Hyundai, то на частном Ford. Да, команда Kronos-OMV, за которую он гоняется сейчас, предоставила ему очень хороший автомобиль – прошлогодний чемпионский Citroёn Xsara, на котором Лоэб в 2004-м финишировал вторым в Сардинии. Но ведь нельзя забывать, что Манфред и его штурман Илка Минор впервые протестировали эту машину лишь нынешней зимой, незадолго до старта «Ралли Монте-Карло»! И, представьте, по словам Штоля, это был его первый опыт общения с гоночным автомобилем, где передачи переключаются при помощи подрулевых лепестков (как известно, в болидах N-группы столь дорогостоящая КПП не устанавливается)! Более того, австриец признавался, что первое время Xsara управляла им, а не он – ею. И тут такой успех… Фантастика!
Подарки экс-чемпионов
Первый СУ, вчистую выигранный Солбергом на Subaru, Манфред закончил шестым – не в последнюю очередь благодаря трудностям, возникшим у пилота Mitsubishi Жиля Паницци, и неожиданно раннему сходу лидера Peugeot Маркуса Гронхольма (обоих подвели моторы). Уже к третьему допу Лоэб вырвался в лидеры, а Штоль стал четвертым – правда, тут «подсобил» еще один гонщик Citroёn, Франсуа Дюваль, к проблемам которого мы вернемся. А когда на четвертом допе лидеров настигла просто-таки эпидемия сходов (у Солберга «полетела» турбина, Гардемайстер потерял четыре минуты на замене пробитого колеса, а Рованпера – на минуту меньше из-за проблем с трансмиссией), перед экипажем Kronos-OMV всерьез замаячил подиум. В итоге пятницу Штоль и Минор завершили, будучи вторыми в «абсолюте». Мало того, третье место по итогам первого дня удерживал старший брат Петера Солберга Хеннинг, также выступающий на частном автомобиле – только не Citroёn, а Ford.
Однако все эти достижения могли быть перечеркнуты, если бы сильнейшие пилоты – в частности, Солберг и Гронхольм – воспользовались системой SupeRally и в субботу стартовали повторно. К счастью для Штоля (и к сожалению для своих команд), возможностью продолжать гонку никто из экс-чемпионов не воспользовался. Вызвано такое решение было тем, что двигатели, установленные на их автомобилях, должны, согласно новым правилам, выдержать еще и следующий этап чемпионата – «Ралли Турция». Поэтому Петер и Маркус решили не «убивать» понапрасну моторы, рассчитывая отыграться через две недели в Турции.
Каждому – свое
Естественно, после этого задача Лоэба, Штоля и Солберга-старшего значительно упростилась – им необходимо было просто добраться до финиша (что, впрочем, на Кипре само по себе крайне тяжело). Фактически, на упомянутую тройку серьезно давил только Маркко Мартин, который, похоже, вполне освоился со своим Peugeot – по крайней мере, своего титулованного напарника Гронхольма эстонец объезжает регулярно. Вот и на этот раз Маркко провел просто блестящую гонку, выдавив-таки Хеннинга Солберга из призовой тройки. Случилось это в самом конце гонки, за три допа до финиша, что наводит на мысль о какой-то «фирменной» тактике эстонца (напомним, что две гонки назад, в Новой Зеландии он таким же макаром вытеснил с четвертого места Гардемайстера). Кстати, упомянутый Гардемайстер также провел отличную гонку и, несмотря на различного рода проблемы, финишировал пятым, на пару с Романом Крестой привезя своей команде (точнее, автомобилю Ford Focus) пятидесятый очковый финиш в гонках WRC.
Что же до двух оставшихся в гонке Citroёn – Лоэба и Штоля, то каждый из них в субботу и воскресенье ехал в своем темпе (все-таки у действующего чемпиона Xsara подготовлена получше), отчего изначально трехминутный разрыв между ними постоянно увеличивался. Многих журналистов, кстати, удивило то, что Себастьян, даже зная о таком внушительном преимуществе над ближайшим соперником, не сбрасывал скорость. Сам же Лоэб объяснил это в свойственной ему простой и скромной манере: «Вся проблема в нашей машине. На ней нельзя ехать медленно – она не для того сделана…».
«Матадор» возвращается!
Под этими словами наверняка мог бы расписаться и напарник Лоэба Франсуа Дюваль. Вот уж кто едет быстро – но насколько же бестолково! Справившись с техническими проблемами, бельгиец благодаря системе SupeRally вернулся в гонку в субботу, но на 11-м допе вновь вдребезги разбил свой Citroёn – конкретно так приложился об дерево, едва не устроив лесной пожар. Видимо, это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения босса команды Citroёn Total Ги Фрекелена. Да и шутка ли – в то время, как Лоэб выигрывает гонку за гонкой, Дюваль с упорством, достойным лучшего применения, крушит одну «ксару» за другой! Шесть этапов принесли Лоэбу 45 очков; Дюваль же лишь раз финишировал в зачетной восьмерке.
Кроме того, совсем некстати взбунтовался штурман Дюваля Стефан Прево, наотрез отказавшийся выступать в паре с Франсуа – причем вплоть до полного разрыва отношений с ним. Фрекелен очутился перед выбором – то ли искать Дювалю нового штурмана (но зачем?), то ли разрывать с ним контракт и приглашать другого гонщика… В итоге компромиссное решение было найдено – и какое! В качестве замены Дювалю – правда, пока всего лишь на одну гонку – был приглашен сам «Матадор» Карлос Сайнс, с успехом защищавший цвета Citroёn в 2003 и 2004 годах, а ныне покинувший гонки WRC. Двукратный чемпион мира, не ломаясь, согласился выручить свою бывшую команду и дал согласие выступить в Турции вместе во своим штурманом Марком Марти. Дескать, либо Дюваль с Прево за это время помирятся, либо будем думать дальше…
|
Этап 6, 13 – 15 мая 2005 г., Лимассол, Кипр Дистанция 1063,92 км; из них 326,68 км спецучастков Стартовали 54 экипажа Финишировали 39 экипажей |
|
|
| «Ралли Кипр». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | 5:02.29,4 | 2 | Манфред Штоль/Илка Минор | Citroёn Xsara WRC 2004 | +4.09,5 | 3 | Маркко Мартин/Майкл Парк | Peugeot 307 WRC | +4.41,9 | 4 | Хеннинг Солберг/Като Менкеруд | Ford Focus RS WRC 04 | +5.15,7 | 5 | Тони Гардемайстер/Якке Хонканен | Ford Focus RS WRC 04 | +7.37,3 | 6 | Роман Креста/Ян Моцны | Ford Focus RS WRC 04 | +10.17,4 | 7 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WR05 | +12.18,7 | 8 | Даниэль Карлссон/Маттиас Андерссон | Peugeot 206 WRC | +16.03,2 |
|
| Чемпионат заводских пилотов (первая десятка) |
Пилот | Кипр | Всего | 1 | Себастьян Лоэб | 10 | 45 | 2 | Петер Солберг | 0 | 34 | 3 | Маркко Мартин | 6 | 34 | 4 | Тони Гардемайстер | 4 | 28 | 5 | Маркус Гронхольм | 0 | 26 | 6 | Харри Рованпера | 2 | 13 | 7 | Манфред Штоль | 8 | 11 | 8 | Хеннинг Солберг | 5 | 9 | 9 | Роман Креста | 3 | 8 | 10 | Жиль Паницци | 0 | 7 |
|
| Чемпионат заводских команд |
Команда | Кипр | Всего | 1 | Peugeot | 8 | 62 | 2 | Citroёn | 10 | 53 | 3 | Ford | 11 | 44 | 4 | Subaru | 2 | 38 | 5 | Mitsubishi | 5 | 29 | 6 | Skoda | 3 | 8 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд – участниц WRC