В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам.
В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам.
| | В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам. |
Фантастическую серию Лоэба прервал тот, кого уже практически списали со счетов, – Маркус Гронхольм. Да и сам финн все чаще стал говорить об отставке и критиковать конструкцию Peugeot 307 WRC и маркетинговые предпочтения PSA. Со стороны все это было похоже на брюзжание вышедшего в тираж ветерана: начиная с прошлого сезона, двукратный чемпион мира списал с полдюжины «307-х», а выиграл лишь один этап.
Но в середине лета пилотам Peugeot наконец удалось убедить инженеров изменить геометрию подвесок, и уже на предыдущем ралли в Аргентине Гронхольм и Маркко Мартин были к Лоэбу ближе, чем где бы то ни было. Сразу же после той гонки финн заявил, что его домашнее ралли – едва ли не последний реальный шанс для него и команды завоевать в нынешнем сезоне победу. И предпосылки для этого были. Во-первых, аргентинские и финские трассы очень схожи: широкие скоростные участки, где требуется хорошая тяга двигателя. Даже погода в Аргентине на этот раз была типичной для Neste Rally – влажно и прохладно. Поэтому работа с настройками фактически свелась к подбору более жестких амортизаторов: в Суоми «прыгают» столько же, сколько на всех остальных этапах вместе взятых.
Во-вторых, по традиции на финскую гонку заводские команды ангажируют местных пилотов. И здесь «львы» оказались на голову выше остальных, заполучив действующего чемпиона страны Себастьяна Линдхольма. В прошлом году кузен Маркуса также защищал тут цвета Peugeot и даже лидировал, пока не разбил машину. В-третьих, сам Маркус – главный специалист по Neste Rally: финн выиграл четыре из пяти последних гонок (пятую у него в 2003 году вырвал партнер по команде Мартин).
К большому сражению готовился и BP Ford World Rally Team. Перед Тони Гардемайстером стояла задача-максимум: опередить идущего вторым в «абсолюте» Питера Солберга, от которого он отставал лишь на четыре очка. А усилившего ряды Ford «частника» Микко Хирвонена – помочь «овалу» оторваться от настигающего его в командном зачете Subaru. Напомню, в прошлом сезоне 27-летний вундеркинд был отчислен из этой команды с формулировкой «профнепригодность». А в нынешнем на стареньком «Фокусе» то и дело на равных бился с Солбергом.
Сам же Лоэб, наоборот, был весьма осторожен в прогнозах, готовив всех и в первую очередь себя к возможному проигрышу. Француз никогда не блистал на финских трамплинах: его лучший результат здесь – 4-е место в прошлом году. Мол, главное – финишировать «в очках» и укрепить лидерство. «Я не собираюсь мчаться на всех парах, чтобы непременно победить. Входить в поворот под пятую передачу на 6-й, надеясь на удачу, – не в моем стиле. Здесь с самого начала будет видно, способны ли мы победить».
Гронхольм Великий
Себастьян как в воду глядел: впервые за много месяцев он завершил первую секцию не лидером. Обычно уже в пятницу Лоэб «оккупировал» верхнюю строчку протокола и, методично наращивая темп, доводил гонку до победного конца. На этот раз все было точно по сценарию, но в исполнении Гронхольма. Маркус выиграл пять из восьми пятничных СУ и оторвался от Лоэба (2 победы) на 6 секунд, причем на одном из допов он больше 10 км ехал по памяти – после очередного жесткого приземления с трамплина его штурман Тимо Раутиайнен едва не потерял сознание от боли в спине. А вот Линдхольм из-за аналогичных проблем со своим напарником Томи Туоминеном в пятницу вынужден был вовсе «зачехлить оружие». Солберг, прибавивший к победе на шейк-дауне лучшее время на СУ6, уже на следующем допе «погулял» по кюветам и скатился с третьей строчки на пятую, пропустив Мартина и Гардемайстера.
Все, что смог в субботу лидер серии, так это выиграть еще один стартовый доп: на шести следующих доминировал Маркус. Причем четыре из них проходили на половинках знаменитой «Оуиньпохьи» (самого быстрого СУ чемпионата, который в нынешнем году из соображений безопасности разделили надвое), где большую часть времени машины парят в бреющем полете. А после того как на последнем субботнем СУ Лоэб пробил колесо (чего за ним давно не наблюдалось), его 30-секундное отставание от финна выросло до 1,07 мин. Одновременно с 1,05 мин до 35 секунд сократился отрыв от Мартина, наконец-то нашедшего общий язык с машиной.
Вторая лига
Все остальные к тому моменту проигрывали быстрейшим целую вечность и вели локальные войны. Гардемайстер на предпоследнем субботнем допе опять-таки из-за пробитого колеса потерял 2 минуты и распрощался с надеждами побороться с Солбергом за финскую бронзу. Но варягу некогда было переводить дыхание: Петер никак не мог оторваться от… Хирвонена. В последний день Микко уступал куда более именитому сопернику всего три секунды. Их воскресная дуэль стала украшением гонки, особенно на фоне откровенно «сбросившихся» лидеров. Норвежец и финн неустанно атаковали, на протяжении дня разрыв между ними не превышал семи секунд! До самого финиша не было понятно, кому же достанется 4-е место. Только на последнем допе норвежец вырвал победу у Микко с разницей в 0,4 секунды.
А пятое за последние шесть лет «золото» Neste Finland Rally, к большому удовольствию полумиллиона финских болельщиков, заполнивших 70-тысячную Ювяскюля, завоевал Гронхольм. Не остался в накладе и Лоэб: француз еще больше упрочил свой отрыв от ближайшего преследователя, теперь уже Маркуса. Третье место Мартина (которому в воскресенье запретили гнаться за Лоэбом) позволило Peugeot вернуть лидерство в командном зачете.
Этап 9, 6 – 7 августа 2005 г., Ювяскюля, Финляндия |
Дистанция 1364,55 км; из них 358,9 км спецучастков Стартовали 105 экипажей. Финишировали 50 экипажей |
|
|
| «Ралли Финляндия». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
1 | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | Маркус Гронхольм/Тимо Раутиайнен | Peugeot 307 WRC | 02:54:11.0 | 2 | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | +01:06.7 | 3 | Маркко Мартин/Майкл Парк | Peugeot 307 WRC | +01:35.6 | 4 | Петер Солберг/Фил Миллз | Subaru Impreza WRC | +02:08.0 | 5 | Микко Хирвонен/Яни Лехтинен | Ford Focus WRC | +02:13.6 | 6 | Тони Гардемайстер/Якке Хонканен | Ford Focus WRC | +03:32.4 | 7 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WRC | +04:27.9 | 8 | Франсуа Дюваль/Свен Смеетс | Citroёn Xsara WRC | +05:10.4 |
|
| Чемпионат пилотов (первая десятка) |
Пилот | Финляндия | Всего | 1 Себастьян Лоэб | 8 | Позиция не изменилась | 83 | 2 Маркус Гронхольм | 10 | Улучшение позиции | 55 | 3 Петер Солберг | 5 | Ухудшение позиции | 53 | 4 Маркко Мартин | 6 | Улучшение позиции | 48 | 5 Тони Гардемайстер | 3 | Ухудшение позиции | 47 | 6 Харри Рованпера | 2 | Позиция не изменилась | 22 | 7 Манфред Штоль | 0 | Позиция не изменилась | 12 | 8 Карлос Сайнс | 0 | Позиция не изменилась | 11 | 9 Роман Креста | 0 | Позиция не изменилась | 10 | 10 Хеннинг Солберг | 0 | Позиция не изменилась | 9 |
|
| Чемпионат заводских команд |
Команда | Финляндия | Всего | 1 Peugeot | 16 | Улучшение позиции | 106 | 2 Citroёn | 9 | Ухудшение позиции | 105 | 3 Ford | 7 | Позиция не изменилась | 69 | 4 Subaru | 5 | Позиция не изменилась | 59 | 5 Mitsubishi | 2 | Позиция не изменилась | 43 | 6 Skoda | 0 | Позиция не изменилась | 8 |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Фотолиман
Одновременно с Neste Rally в Одессе 36 экипажей сражались за призы пятого этапа «Кубка Лиманов». Юбилейная, десятая гонка стала международной: в ней участвовал турецкий экипаж, а традиционную стартовую отмашку произвел генеральный консул Турции в Украине. Так постепенно реализуются планы организатора серии Виктора Шаповалова создать на базе «лиманов» «Кубок Причерноморья» для спортсменов из Болгарии, Румынии, России, Турции и Украины.
| Результаты V этапа «Кубка Лиманов» |
Класс Р8 | 1 | И. Чаповский/А. Александров | Subaru Impreza WRX | 2 | Н. Никитюк/В. Щербаков | Subaru Impreza WRX | 3 | К. Оленич/А. Оленич | Subaru Impreza WRX | Класс Р7 | 1 | С. Тодосьев/И. Кондратьев | Opel Kadett GSI | 2 | В. Грушевой/Ю. Романенко | Toyota Corolla GT 1.6 | 3 | О. Дороган/А. Алексеенко | Opel Kadett GSI | Класс Р6 | 1 | С. Прусс/И. Кобзев | ВАЗ-21083 «Самара» | 2 | В. Трубин/С. Трубин | ВАЗ-21083 «Самара» | 3 | А. Хороших/А.Тросницкий | ВАЗ-21083 «Самара» | Класс Р5 | 1 | А. Лисецкий/В. Калинчук | ВАЗ-2108 «Самара» | 2 | А. Борейко/В. Ашифин | ВАЗ-2108 «Самара» | 3 | В. Романов/О. Савченко | Seat Ibiza 1.4 |
|
Фото ИКАР, Евгения Сокура и Сергея Холодило