X

WRC: Финляндия для финнов

В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам.

В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам.

В нынешнем сезоне Себастьян Лоэб, выигравший семь из девяти гонок, чуть ли не каждый раз переписывает книгу рекордов WRC. Француз не просто практически похоронил интригу чемпионата, он сломал все устои ралли. К счастью, один из последних бастионов WRC устоял: финское ралли, исконная вотчина скандинавских пилотов, Себастьяну оказалось не по зубам.

Фантастическую серию Лоэба прервал тот, кого уже практически списали со счетов, – Маркус Гронхольм. Да и сам финн все чаще стал говорить об отставке и критиковать конструкцию Peugeot 307 WRC и маркетинговые предпочтения PSA. Со стороны все это было похоже на брюзжание вышедшего в тираж ветерана: начиная с прошлого сезона, двукратный чемпион мира списал с полдюжины «307-х», а выиграл лишь один этап.

Но в середине лета пилотам Peugeot наконец удалось убедить инженеров изменить геометрию подвесок, и уже на предыдущем ралли в Аргентине Гронхольм и Маркко Мартин были к Лоэбу ближе, чем где бы то ни было. Сразу же после той гонки финн заявил, что его домашнее ралли – едва ли не последний реальный шанс для него и команды завоевать в нынешнем сезоне победу. И предпосылки для этого были. Во-первых, аргентинские и финские трассы очень схожи: широкие скоростные участки, где требуется хорошая тяга двигателя. Даже погода в Аргентине на этот раз была типичной для Neste Rally – влажно и прохладно. Поэтому работа с настройками фактически свелась к подбору более жестких амортизаторов: в Суоми «прыгают» столько же, сколько на всех остальных этапах вместе взятых.

Во-вторых, по традиции на финскую гонку заводские команды ангажируют местных пилотов. И здесь «львы» оказались на голову выше остальных, заполучив действующего чемпиона страны Себастьяна Линдхольма. В прошлом году кузен Маркуса также защищал тут цвета Peugeot и даже лидировал, пока не разбил машину. В-третьих, сам Маркус – главный специалист по Neste Rally: финн выиграл четыре из пяти последних гонок (пятую у него в 2003 году вырвал партнер по команде Мартин).

К большому сражению готовился и BP Ford World Rally Team. Перед Тони Гардемайстером стояла задача-максимум: опередить идущего вторым в «абсолюте» Питера Солберга, от которого он отставал лишь на четыре очка. А усилившего ряды Ford «частника» Микко Хирвонена – помочь «овалу» оторваться от настигающего его в командном зачете Subaru. Напомню, в прошлом сезоне 27-летний вундеркинд был отчислен из этой команды с формулировкой «профнепригодность». А в нынешнем на стареньком «Фокусе» то и дело на равных бился с Солбергом.

Сам же Лоэб, наоборот, был весьма осторожен в прогнозах, готовив всех и в первую очередь себя к возможному проигрышу. Француз никогда не блистал на финских трамплинах: его лучший результат здесь – 4-е место в прошлом году. Мол, главное – финишировать «в очках» и укрепить лидерство. «Я не собираюсь мчаться на всех парах, чтобы непременно победить. Входить в поворот под пятую передачу на 6-й, надеясь на удачу, – не в моем стиле. Здесь с самого начала будет видно, способны ли мы победить».

Гронхольм Великий

Себастьян как в воду глядел: впервые за много месяцев он завершил первую секцию не лидером. Обычно уже в пятницу Лоэб «оккупировал» верхнюю строчку протокола и, методично наращивая темп, доводил гонку до победного конца. На этот раз все было точно по сценарию, но в исполнении Гронхольма. Маркус выиграл пять из восьми пятничных СУ и оторвался от Лоэба (2 победы) на 6 секунд, причем на одном из допов он больше 10 км ехал по памяти – после очередного жесткого приземления с трамплина его штурман Тимо Раутиайнен едва не потерял сознание от боли в спине. А вот Линдхольм из-за аналогичных проблем со своим напарником Томи Туоминеном в пятницу вынужден был вовсе «зачехлить оружие». Солберг, прибавивший к победе на шейк-дауне лучшее время на СУ6, уже на следующем допе «погулял» по кюветам и скатился с третьей строчки на пятую, пропустив Мартина и Гардемайстера.

Все, что смог в субботу лидер серии, так это выиграть еще один стартовый доп: на шести следующих доминировал Маркус. Причем четыре из них проходили на половинках знаменитой «Оуиньпохьи» (самого быстрого СУ чемпионата, который в нынешнем году из соображений безопасности разделили надвое), где большую часть времени машины парят в бреющем полете. А после того как на последнем субботнем СУ Лоэб пробил колесо (чего за ним давно не наблюдалось), его 30-секундное отставание от финна выросло до 1,07 мин. Одновременно с 1,05 мин до 35 секунд сократился отрыв от Мартина, наконец-то нашедшего общий язык с машиной.

Вторая лига

Все остальные к тому моменту проигрывали быстрейшим целую вечность и вели локальные войны. Гардемайстер на предпоследнем субботнем допе опять-таки из-за пробитого колеса потерял 2 минуты и распрощался с надеждами побороться с Солбергом за финскую бронзу. Но варягу некогда было переводить дыхание: Петер никак не мог оторваться от… Хирвонена. В последний день Микко уступал куда более именитому сопернику всего три секунды. Их воскресная дуэль стала украшением гонки, особенно на фоне откровенно «сбросившихся» лидеров. Норвежец и финн неустанно атаковали, на протяжении дня разрыв между ними не превышал семи секунд! До самого финиша не было понятно, кому же достанется 4-е место. Только на последнем допе норвежец вырвал победу у Микко с разницей в 0,4 секунды.

А пятое за последние шесть лет «золото» Neste Finland Rally, к большому удовольствию полумиллиона финских болельщиков, заполнивших 70-тысячную Ювяскюля, завоевал Гронхольм. Не остался в накладе и Лоэб: француз еще больше упрочил свой отрыв от ближайшего преследователя, теперь уже Маркуса. Третье место Мартина (которому в воскресенье запретили гнаться за Лоэбом) позволило Peugeot вернуть лидерство в командном зачете.

 Этап 9, 6 – 7 августа 2005 г., Ювяскюля, Финляндия

Дистанция 1364,55 км; из них 358,9 км спецучастков
Стартовали 105 экипажей. Финишировали 50 экипажей

 «Ралли Финляндия». Итоговые результаты (зачетная восьмерка)
1ЭкипажМашинаВремя (ч:мин.с)
Маркус Гронхольм/Тимо РаутиайненPeugeot 307 WRC02:54:11.0
2Себастьян Лоэб/Даниэль ЭленаCitroёn Xsara WRC+01:06.7
3Маркко Мартин/Майкл ПаркPeugeot 307 WRC+01:35.6
4Петер Солберг/Фил МиллзSubaru Impreza WRC+02:08.0
5Микко Хирвонен/Яни ЛехтиненFord Focus WRC+02:13.6
6Тони Гардемайстер/Якке ХонканенFord Focus WRC+03:32.4
7Харри Рованпера/Ристо ПиетилайненMitsubishi Lancer WRC+04:27.9
8Франсуа Дюваль/Свен СмеетсCitroёn Xsara WRC+05:10.4

 Чемпионат пилотов (первая десятка)
ПилотФинляндияВсего
1 Себастьян Лоэб8Позиция не изменилась83
2 Маркус Гронхольм10Улучшение позиции55
3 Петер Солберг5Ухудшение позиции53
4 Маркко Мартин6Улучшение позиции48
5 Тони Гардемайстер3Ухудшение позиции47
6 Харри Рованпера2Позиция не изменилась22
7 Манфред Штоль0Позиция не изменилась12
8 Карлос Сайнс0Позиция не изменилась11
9 Роман Креста0Позиция не изменилась10
10 Хеннинг Солберг0Позиция не изменилась9

 Чемпионат заводских команд
КомандаФинляндияВсего
1 Peugeot16Улучшение позиции106
2 Citroёn9Ухудшение позиции105
3 Ford7Позиция не изменилась69
4 Subaru5Позиция не изменилась59
5 Mitsubishi2Позиция не изменилась43
6 Skoda0Позиция не изменилась8

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей

Фотолиман

Одновременно с Neste Rally в Одессе 36 экипажей сражались за призы пятого этапа «Кубка Лиманов». Юбилейная, десятая гонка стала международной: в ней участвовал турецкий экипаж, а традиционную стартовую отмашку произвел генеральный консул Турции в Украине. Так постепенно реализуются планы организатора серии Виктора Шаповалова создать на базе «лиманов» «Кубок Причерноморья» для спортсменов из Болгарии, Румынии, России, Турции и Украины.

 Результаты V этапа «Кубка Лиманов»
Класс Р8
1И. Чаповский/А. АлександровSubaru Impreza WRX
2Н. Никитюк/В. ЩербаковSubaru Impreza WRX
3К. Оленич/А. ОленичSubaru Impreza WRX
Класс Р7
1С. Тодосьев/И. КондратьевOpel Kadett GSI
2В. Грушевой/Ю. РоманенкоToyota Corolla GT 1.6
3О. Дороган/А. АлексеенкоOpel Kadett GSI
Класс Р6
1С. Прусс/И. КобзевВАЗ-21083 «Самара»
2В. Трубин/С. ТрубинВАЗ-21083 «Самара»
3А. Хороших/А.ТросницкийВАЗ-21083 «Самара»
Класс Р5
1А. Лисецкий/В. КалинчукВАЗ-2108 «Самара»
2А. Борейко/В. АшифинВАЗ-2108 «Самара»
3В. Романов/О. СавченкоSeat Ibiza 1.4

Фото ИКАР, Евгения Сокура и Сергея Холодило