X

WRC. Сезон-2006: Благими намерениями

… вымощена дорога известно куда. Из-за постоянно тасующегося регламента и растущего календаря Чемпионат мира по ралли оказался на грани вымирания: из шести заводских команд участвовать в нем согласились только две. Поэтому мы не стали делать традиционный обзор минувшего чемпионата, а ограничились прогнозом на будущее. Вариантов развития событий как минимум три.

… вымощена дорога известно куда. Из-за постоянно тасующегося регламента и растущего календаря Чемпионат мира по ралли оказался на грани вымирания: из шести заводских команд участвовать в нем согласились только две. Поэтому мы не стали делать традиционный обзор минувшего чемпионата, а ограничились прогнозом на будущее. Вариантов развития событий как минимум три.

… вымощена дорога известно куда. Из-за постоянно тасующегося регламента и растущего календаря Чемпионат мира по ралли оказался на грани вымирания: из шести заводских команд участвовать в нем согласились только две. Поэтому мы не стали делать традиционный обзор минувшего чемпионата, а ограничились прогнозом на будущее. Вариантов развития событий как минимум три.

Дорога № 1

Все возвращается на круги своя. То есть FIA отказывается от наполеоновских планов сделать из чемпионата мира еженедельный мексиканский сериал и возвращается к старому, удовлетворявшему всех 12-этапному формату. Плюс гарантирует оставить в покое регламент хотя бы на первые пять лет. Именно этого требовали все – и те, кто ушел, и те, кто остался. Похожая ситуация уже была в середине 90-х, когда из-за активных «улучшений» FIA в серии остались только три заводские конюшни. Как видите, тогда всем миром удалось обуздать революционно настроенного президента федерации Макса Мосли. Однако сейчас, когда президент только-только был переизбран на новый срок, такое решение конфликта выглядит, мягко говоря, не самым реальным.

Дорога № 2

Упразднение WRC ради активно лоббируемого федерацией «бюджетного» Super 2000. Такой вариант событий едва не имел место в тех же 90-х, когда Макс Мосли объявил, что будущее ралли не за дорогими и сложными WRC, а за так называемой Формулой-2: моноприводными ралли-карами с 2,0-литровыми «атмосферниками». Действительно, на бумаге предложения FIA выглядят довольно привлекательно. Главное требование к Super 2000 – ценовой потолок в 150000 евро (по словам босса Peugeot Sport Жан-Пьера Николя, сейчас машины WRC стоят не менее 600000 евро). Экономия возникает за счет отказа от полноприводной схемы и «умных» подвесок, использования одинаковых трансмиссий Sadev и значительных ограничений по доводке двигателей: под запретом турбина и иные виды наддува, система смазки с «сухим картером», лимитированы максимальные обороты и степень сжатия. Пока намерения FIA заинтересовать заводы, которые не готовы инвестировать в постройку «уорлд ралли-каров», оправдываются: «супера» в разной степени готовности есть у Volkswagen, Fiat, Peugeot, Renault/Dacia, Toyota и даже ВАЗ. Тольяттинский ралли-кар Lada 112VK S2000 с «опелевской» «четверкой» получил боевое крещение на последнем этапе чемпионата России «Трофей-Пено», где занял третье место в абсолюте.

Дорога № 3

Отказ от WRC в пользу серийной группы N, что ранее также случалось. В 1986 году ралли-кары, построенные по разнузданному регламенту «группы Б», стали слишком опасными, и Международная федерация одним росчерком пера запретила их использование. На первое место в раллийной иерархии вышла фактически серийная техника, просто-напросто оснащенная трубчатым каркасом и прочими средствами безопасности. Увы, зрители ждали зрелищ, а не соревнования почти таких же машин, на которых они сами приехали на ралли. И 10 лет спустя на авансцену вышел класс WRC. Впрочем, вряд ли FIA и организаторы захотят наступать на те же грабли. Ведь даже сейчас переднеприводные 1600-кубовые «супера» Suzuki Ignis, Fiat Punto и Citroёn C2 молодежного чемпионата то и дело опережают полноприводно-турбированные Subaru Impreza WRX STI и Mitsubishi Lancer Evo RS.

 OMV Peugeot Norway WRT
Зачет М2

В отличие от Citroёn, заводская команда «львов» сосредоточила все свои усилия на дизельном прототипе и «24 часах Ле Мана». Четыре же раллийных Peugeot 307 WRC приобрела частная команда OMV Peugeot Norway World Rally Team. Норвежско-австрийский альянс создан Хеннингом Солбергом и Манфредом Штолем. Оба пилота выступят на 12 этапах (Монте-Карло, Швеция, Мексика, Аргентина, Италия, Греция, Финляндия, Кипр, Турция, Австралия, Новая Зеландия и Великобритания); помимо этого Штоль проедет и «Ралли Германия». Техническую поддержку OMV Peugeot Norway окажет придворное ателье «львов» Bozian Racing, в которое влился почти весь персонал расформированной заводской раллийной команды Peugeot. C учетом всего этого цель, озвученная Жаки Бозианом, – выиграть зачет М2 – выглядит вполне реальной.

 Kronos Total Citroёn WRT
Зачет М1

Официально заводская команда взяла «академку», чтобы сосредоточиться на подготовке С4 WRC, с которой она вернется в чемпионат мира в 2007 году. На самом деле ничего особо не изменилось. Босс команды Ги Фрекелин, главный инженер Ксавье Местелан-Пиньон, ее технический персонал, даже спонсоры и технические партнеры – все остались «в строю». Даже учитывая небольшой опыт нового второго пилота команды, испанского «вундеркинда» Хавьера Понса, можно говорить, что у Kronos и ее лидера Себастьяна Лоэба отличные шансы в обоих зачетах. Третью машину Kronos будет готовить для действующего чемпиона Junior WRC Даниэля Сордо, который планирует проехать на Xsara WRC как минимум пять этапов.

 BP-Ford World Rally Team
Зачет М1

Официальная презентация автомобиля Focus WRC второго поколения прошла в декабре, но к этому времени на счету машины уже было уверенное выступление на последнем, австралийском этапе 2005 года. И хотя шеф команды Малкольм Уилсон утверждает, что машина будет готова к сражению за титул не раньше 2007-2008 гг., он явно лукавит. В руках таких специалистов как Маркус Гронхольм и Микко Хирвонен низко полетит даже каток. Главное, чтобы у обоих пилотов хватило опыта и терпения излечить Focus RSII WRC от свойственных любой новой модели детских болезней.

 Stobart VK M-Sport Ford Rally Team
Зачет М2

Молодежная команда «голубого овала» VK Stobart M-Sport Ford Rally Team призвана выполнять для компании ту же функцию, что и Red Bull Junior в Формуле-1 – «обкатывать» молодых да ранних, но потенциально талантливых пилотов. Вполне естественно, что наиболее перспективным из них признан… сын шефа команды Малкольма Уилсона Мэттью – он и выступит за команду на всех этапах. Напарниками же Уилсона-младшего в зависимости от типа покрытия отдельно взятых гонок выступят финн Кости Катаямяки, бельгиец Петер Тсоен и испанец Луис-Перес Компанц.

 Subaru World Rally Team
Зачет М1

Тишь, гладь да полная благодать. «Плеяды» – единственные, кого обошли стороной многочисленные пертурбации. И Петер Солберг, и Крис Аткинсон, и Стефан Сарразен сохранили свои места. Француз выступит на четырех асфальтовых гонках, австралиец – на остальных двенадцати. А вот автомобиль у Subaru совершенно новый; и если бы Subaru повременила с выходом очередного поколения модели, ее шансы выглядели бы намного предпочтительней. По словам босса «плеяд» Дэвида Лэпуорта, «…команду ждет очень напряженный сезон, так как уход некоторых сильных команд – чистая формальность. Нам предстоит масса тестов как новой машины, так и новых покрышек Pirelli, для которой сотрудничество с Subaru – приоритет номер один».

 Red Bull-Skoda Team
Зачет М2

Заводская команда Skoda, подобно Peugeot и Mitsubishi, пала жертвой решения Совета директоров сократить издержки за счет сворачивания спортивной программы. Но возможность поддержки частников оставляет для Skoda «открытую дверь» в WRC. Ее главный клиент – австрийская Red Bull Team, которая получит всестороннюю поддержку автопроизводителя, включая полный пакет запчастей и участие заводских инженеров.

За плечами Red Bull Team – успешный, но дворовый опыт национального чемпионата. Что вкупе с гоночными кондициями Fabia WRC и отсутствием опыта у первого номера команды Андреаса Айгнера делает шансы на успех призрачными. В то же время, пока Айгнер будет набираться опыта, зачетные очки могут приносить двое «бывалых» – Жиль Паницци и Маттиас Экстрем, которые будут чередоваться за рулем второго автомобиля в зависимости от покрытия того или иного этапа.

 Новое в регламенте-2006

Грядущий сезон обещает быть не менее интригующим, чем прошедший, – судя по всему, частные команды, чьим уделом еще вчера был хвост пелотона, теперь будут на равных сражаться с заводскими конюшнями. Причем благодаря не только оставшимся без работы отличным пилотам, но и весьма замысловатому регламенту.

Так, с сезона-2006 команды, заявленные в Кубке конструкторов, будут разделены на две категории. Для команд категории М1 стартовый взнос составит 212000 евро. Они обязаны выступить во всех 16 этапах на автомобилях, соответствующих техническому регламенту чемпионата 2006 года; иначе – штраф 225000 евро. Для команд категории М2 стартовый взнос составит 25000 евро, а «необходимый минимум» – 10 этапов. Они не могут использовать как автомобили, так и отдельные узлы и агрегаты спецификации 2006 года.

Еще одной «головной болью» «второклассников» является ограниченный выбор пилотов. Команды «второго эшелона» не могут заявлять пилотов, которые за последние 5 лет попадали в шестерку лучших по итогам сезона. Вот этот «черный» список: Дюваль, Гардемайстер, Гронхольм, Лоэб, Мякинен, Мартин, МакРэй, Рованпера, Сайнс и Солберг. Если это условие не будет выполнено, команду накажут штрафом в размере 225000 евро и дисквалификацией из Кубка конструкторов.

Еще одно существенное нововведение, которое призвано сократить расходы, – увеличение срока службы агрегатов. FIA выделила из 16 этапов 10 парных (5 пар), на которых командам нужно использовать одни и те же двигатель и шасси. Правило одного мотора и шасси будет действовать на связках Монте-Карло/Швеция, Испания/Франция, Италия/Греция, Германия/Финляндия и Австралия/Новая Зеландия. То же самое касается трансмиссии, только ограничение будет действовать на трех «парах»: Италия/Греция, Кипр/Турция и Австралия/Новая Зеландия. По словам все того же Жан-Пьера Николя, «…это будет существенная экономия средств и хорошая головоломка для гонщиков и инженеров».

Сергей Суховский
Фото фирм-участниц