Во многих письмах, приходящих в редакцию «Автоцентра», читатели спрашивают, как стать автоспортсменом. Действительно – как? Нам и самим интересно, ведь ни один вуз этому не учит! За советом мы обратились к самим гонщикам, которые подсказали как минимум пять путей, ведущих в автоспорт.
| | Во многих письмах, приходящих в редакцию «Автоцентра», читатели спрашивают, как стать автоспортсменом. Действительно – как? Нам и самим интересно, ведь ни один вуз этому не учит! За советом мы обратились к самим гонщикам, которые подсказали как минимум пять путей, ведущих в автоспорт. |
Картингисты. Путь 1. Малопригоден
Вопреки мировой практике, где большинство гонщиков «родом из картинга», у нас это не самая проторенная тропа. Сегодня в Украине картинг перестал быть поставщиком кадров для других дисциплин. Напротив, он стремительно превращается в спорт для богатых родителей, пожелавших сделать своих чад «шумахерами», и по темпам «гонки вооружений» опережает даже раллийную и кроссовую дисциплины. Впрочем, среди действующих гонщиков «картингистов» немало. Владимир Апостолюк, Павел Гонтовой, Руслан Кучер, Дмитрий Рыбак – каждый из них прошел все ступени от «детсадовских» до взрослых картинговых классов, после чего пересел на «взрослую» технику.
| МНЕНИЕ | | Руслан Кучер Чемпион Украины 2004 года по ралли в классе А6, 39 лет С девяти лет пропадал во Дворце пионеров, изучая в автокружке устройство и основы вождения автомобиля. В одиннадцать попытался записаться в соседнюю картинговую секцию. Не взяли – сказали, мал еще. Взяли только в пятнадцать, дали голую раму и стандартный моторчик. Собирал карт три месяца и в трех первых гонках финишировал шестым. Что очень не понравилось. Полез в двигатель и… перестал доезжать. Но со временем научился и цилиндры точить, и поршни, чего тогда не делал никто. Заодно менял клубы и секции, пока не оказался в очень серьезной команде Киевского авиационного завода. С ней попал на последний чемпионат СССР (1991 г.), где стал двенадцатым. В 1993-м Леонид Протасов предложил проехать гонку на кольцевом автомобиле. Понравилось! Через пару лет выкупил эту «восьмерку», на которой перепробовал и кольцо, и ралли, и кросс, и трек, и ипподром. |
|
|
Олигархи. Путь 2. Оптимален
Несмотря на новомодное слово, весьма популярная дорога в спорт. Потому как автогонки всегда, даже в советские времена, были самым дорогим видом физкультуры и спорта. Валерий Горбань, Александр Патраков, Богдан Сухецкий, Игорь Чаповский, Юрий Шаповалов, Юрий Ярило – все они сначала твердо встали на ноги, достигнув определенной состоятельности, которая теперь позволяет «олигархам» без особого вреда для основного бизнеса тратить деньги и время на реализацию мечты своего детства и юношества. Впрочем, многие (правда, их «олигархами» не назовешь) довольствуются штурманским креслом. Для новичков правая скамейка – идеальное начало; здесь можно не только определиться с дисциплиной и вникнуть в «физику процесса», но и понять, чего ты хочешь и во сколько это обойдется. Да, для этого также понадобятся деньги (минимум половина наших штурманов одновременно являются и спонсорами), но так – во всем мире. Всегда найдутся раллисты, готовые за $1 – 3 тыс. посадить рядом хоть немого. И главное: хороших штурманов везде меньше, чем хороших пилотов.
| МНЕНИЕ | | Богдан Сухецкий Чемпион Украины 2004 года по ралли-рейдам в абсолютном зачете, 32 года Мой первый автоспортивный опыт – занятия в 1-2 классе в картинговой секции, расположенной в общежитии какого-то киевского завода. Очень бедной – нас даже на «Чайку» не пускали. «Вернулся» в спорт в 1995-м, когда купил свой первый внедорожник. Вдоволь наездившись по грязи в одиночестве, захотелось померяться силами. Тогда в Украине побарахтаться в грязи собирались 3-4 джипера. Организация была никудышная, соревновательный момент попросту отсутствовал. Год спустя, когда «разбогател» на более серьезную технику, стал ездить на гонки в Россию и Чехию, заодно определился во внедорожных пристрастиях. Организатором стал исключительно по дурости – просто больше некому было проводить в Украине гонки, а два этапа в году – это очень мало. Чуть позже, чтобы не потерять всю дисциплину, пришлось ее возглавить. |
|
|
Таксисты. Путь 3. Не пригоден
Именно так во времена СССР «потомственные» (то есть выросшие из армейских спортрот и курсов ДОСААФ) спортсмены называли новую волну гонщиков «со стороны». Павел Гайдук, Леонид Леонов, Владимир Петренко, Вадим Реуцкий, Александр Салюк, Юрий Серов, Александр Бойченко действительно работали в таксопарках, которые волей спущенного «сверху» приказа должны были выставлять на внутриотраслевые и спартакиадные соревнования фирменные экипажи с шашечками. К сожалению, сейчас эта дорога заросла травой – ведь по понятным причинам по ней давно уже никто не ходит.
| МНЕНИЕ | | Александр Салюк Чемпион Украины 2004 года по ралли в классе N4, 50 лет Сколько себя помню, всегда хотелось иметь дело с автомобилями. Перед армией пошел в таксомоторный парк, где впервые вблизи увидел настоящую спортивную машину. А в 1972-м, сразу после демобилизации, вернулся в родной свой таксопарк, упал в ноги начальнику спортивной команды: мол, возьмите – буду гайки крутить, все, что угодно, делать. Благо, что в техническом плане был перспективным пареньком – разбирался в железе, делал моторы, ходовую. Через год появилась возможность взять «под спорт» старенькую «копейку». И понеслось… |
|
|
Механики. Путь 4. Пригоден
Наиболее популярная дорога, по которой так или иначе прошла большая часть гонщиков. Подросток, пришедший в секцию картинга при Дворце пионеров, или юноша, попавший в спортроту, чтобы получить «боевую единицу», первые год-два работали уборщиком или разнорабочим, затем младшим механиком и так далее. Игорь Соустов, Виктор Холявко, Павел Михайлусь, Сергей Сергиенко, Дмитрий Лакушев, Валерий Розыграев – всем им отличное знание техники помогает самостоятельно настраивать свои машины, что также немаловажно. Самый же титулованный из действующих «механиков» – Андрей Александров, набиравшийся уму-разуму в команде члена сборной СССР Виктора Московских.
| МНЕНИЕ | | Лада Соустова Чемпион 2004 года в классе «Украина-1», 19 лет В 1999-м известный ялтинский гонщик Александр Савельевич Фоменко, у которого в свое время мой отец был механиком, организовал любительское ралли. По его задумке, каждое СТО должно было выставить на гонку по экипажу. Лучшего шанса попробовать свои силы не придумаешь, и я легко уговорила отца. Объяснить, как мы на старенькой «Таврии» объехали куда более опытных соперников на иномарках, не могу до сих пор. Год спустя в последний момент упустили «золото». Разозлились и поняли, что… подсели. Весь 2001-й мы втайне от мамы своими руками строили машину, еще год ушел на разведку боем – ехали открывающими в чемпионате, участвовали в акции АРК, проводившей в Одессе «параллельку». А в 2003-м создали «стандартный» класс У-1400. Но, видимо, у нас была самая стандартная. Поскольку выступаем за свои деньги, осилили «Таврию», которая отличается от серийной лишь каркасом, ремнями да «пожаркой». Зато благодаря минимуму отличий наша машина практически не ломалась, и 2003-й мы закончили вторыми в классе, а в 2004 году победили. |
|
|
|
Дети. Путь 5. Не пригоден
Самая малочисленная, но весьма результативная категория. И весьма завидная в глазах обывателей – по их мнению, детям таких отцов как Юрий Железко, Леонид Леонов, Леонид Протасов, Василий Ростоцкий и Александр Салюк с рождения гарантированы чемпионские регалии. Действительно, детям гонщиков легче определиться в выборе профессии и сделать первые шаги в автоспорте: они родились в переездах между соревнованиями и воспитывались в компании себе подобных. Но нельзя забывать, что и прессинг они испытывают куда больший – ведь их постоянно сравнивают с титулованными родителями.
| МНЕНИЕ | | Алексей Железко Многократный чемпион Украины по ралли и кроссу, 28 лет Спортом начал заниматься еще в школе. В 16 лет стал чемпионом мира по воздушным боям среди юниоров, еще через пять лет – среди взрослых. Уже тогда благодаря отцу, который буквально подталкивал меня, попробовал себя в автокроссе. Сравнивали ли меня с ним? Конечно. Мол, вот папа проезжал «от сих до сих» за столько-то минут, а как ты? А вот с братом, который тоже гоняется в ралли, сравнений особых не было. Руслан – совершенно другой гонщик: стабильный, уверенный, добирающийся до финиша, несмотря на состояние машины. Я же, как и мой отец, – максималист, хотя и понимаю, что выигрывает не тот, кто быстрее едет, а тот, кто первым финиширует. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Валерий Разумовский Чемпион Украины 2004 года по ралли в абсолютном зачете, организатор ралли «Днипро», 42 года Я не завидую современной молодежи – нашему поколению повезло больше. У нас в Днепродзержинске не заниматься спортом считалось бескультурным. Я, например, и бегал, и боксировал, и в настольный теннис играл. При этом очень много времени возился с велосипедами и мотоциклами. В 16 лет поменял подаренный на день рождения кассетник «Электроника» на мотоцикл «Минск», пошел сдавать на «права» и оказался в мотокроссовой секции. На машину же пересел, когда на военной кафедре индустриального института (без участия ДОСААФ) создали секцию автоспорта. Я к тому времени институт уже окончил, но «по старой памяти» пригласили. В 1988-м, когда закончился срок работы по направлению, организовал один из первых в городе кооперативов, вся прибыль которого уходила на автоспорт. |
|
|
Подготовил Сергей Суховский
Фото автора, Владислава Бойко и Сергея Холодило
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Інші матеріали автора
: