X

Задача для Профессора

Чемпионат Украины. Ралли «Галичина».

Чемпионат Украины. Ралли «Галичина».

Скорость и опыт, тактика и везение – во Львове все эти факторы работали на Андрея Александрова. Профессор, как называют его коллеги и друзья, грамотно, расчетливо и красиво выиграл ралли «Галичина» – и вернулся в топ-четверку чемпионата.

Львовскую гонку ждали и боялись одновременно. «Фосфорная» авария, произошедшая несколько недель назад неподалеку от места проведения ралли, вынудила организаторов перенести этап на начало августа. Это понравилось не всем – так, в гонке не смогли участвовать сразу несколько пилотов: Дмитрий Рыбак, Александр Фельдман, Александр Решетилов, Алексей Тамразов, Сергей Авилов, Юрий Яковенко… Кроме того, у большинства гонщиков и журналистов был еще свеж в памяти прошлогодний скандал, связанный с отсутствием на «Галичине» церемонии награждения победителей. Настораживал и организационный провал предыдущего этапа Чемпионата-2007 – ралли «Трембита»… К счастью, львовская гонка прошла без эксцессов: график был выдержан, хронометраж не давал сбоев, а конфликтов с местным населением не наблюдалось – в общем, ничто не мешало желающим следить за ходом этого красивейшего ралли, одного из самых скоростных в нашей стране.

А зрителям понравилось!

Больше всего зрителей собралось на первых двух спецучастках, проходивших в пятницу непосредственно во Львове. Короткая параллельная гонка, естественно, не много значила в плане результата – но насколько же зрелищными были вечерние проезды по городскому асфальту! Всего два коротких допа несомненно добавили украинскому ралли немало новых поклонников; впрочем, на них же едва не вышел из игры будущий победитель. На втором проезде на Subaru Андрея и Оксаны Александровых возникли неполадки с коробкой передач; и счастье экипажа, что регламент данной гонки позволял за ночь заменить неисправный узел.

Субботние же и воскресные допы проходили, как обычно, в Николаевском районе, примерно в тридцати километрах от «мiста Лева». Наверное, это один из немногих моментов, вызвавших нарекания в адрес организатора гонки: по словам большинства спортсменов, трех спецучастков, проходящих практически по одной и той же дорожке, крайне мало для целого дня соревнований. С другой стороны, болельщики получили редкую возможность посмотреть все (!) допы одного ралли, что в другой ситуации повторить практически невозможно.

Скорость и опыт

Финиш первого же субботнего допа приносит сенсационную новость – Александр Салюк проигрывает лидерам почти полминуты! Редчайший случай: действующий чемпион Украины не удержал машину в скользком от дождя глинистом повороте и вылетел в кювет. По словам самого пилота, он до последнего старался газом удержать автомобиль на траектории, но задел правым задним крылом придорожный столбик, который и направил его на обочину. К счастью, экипаж отделался довольно легко: пробитый интеркулер, помятые передний бампер и задняя часть машины… В общем, ничего такого, что нельзя было бы заменить на сервисе. Однако именно в этом эпизоде Салюк потерял настрой на победу. Отыграть полминуты у таких сильных соперников, как Александров и Протасов, крайне трудно и опасно – ведь потерять можно гораздо больше, чем найти. И, как признался после гонки Саша, он подсознательно решил, что главным будет просто финишировать. Видимо, этим и объясняется тот факт, что после аварии чемпион выиграл лишь один, да и то самый последний спецучасток гонки.

Таким образом гонку возглавили две Subaru – Протасова и Александрова. Кстати, вопрос, какая из машин – Subaru или Mitsubishi – лучше подходит именно для этого ралли, был одним из самых актуальных. В активе «бриллиантов» – более высокие мощность и максимальная скорость, что на быстрой трассе могло стать решающим фактором; однако в дождь на первый план выходила управляемость, которая традиционно является сильной стороной «плеяд». Так, Валерий Горбань, в распоряжении которого находятся два автомобиля обеих марок, привез на гонку и тот, и другой, но предпочтение в итоге отдал Mitsubishi. Протасов же выбрал Subaru не по своей воле – его Lancer просто не успевали восстановить после аварии на гонке чемпионата Польши в минувшие выходные. Так или иначе, но результаты первого дня свидетельствовали в пользу «плеяд».

Опыт и скорость

Воскресенье обещало стать более напряженным – дождь больше не начинался, скорости на трассе возросли и первые же допы показали, что не все к этому готовы. На СУ6 вылетают с трассы Сергей Ведерников и дебютант полного привода Владимир Рощенко. Следующий спецучасток ставит точку на фантастически красивой езде Ивана Германа, который до того занимал высокую шестую позицию. Но главное – именно на этом допе решилась судьба первого места в гонке.

Еще на предыдущем, шестом спецучастке опытнейший Александров чуть-чуть «нажал» на Протасова и впервые в этой гонке опередил его примерно на три секунды. Очевидно, Юра, обеспокоенный натиском соперника, решил немного прибавить – и ошибся, оторвав колесо своего автомобиля в одном из виражей. После этого помешать Профессору выиграть гонку мог либо его автомобиль, либо он сам. И такой момент был – на предпоследнем СУ дня Андрей, по словам очевидцев, находился в миллиметрах от вылета в одном из поворотов. Фактически, Subaru победителя двумя колесами была уже на обочине; каким чудом Андрею удалось удержать ее на трассе, знает, наверное, только он.

Борьба на всех фронтах

Немало интересного происходило и за пределами первой тройки. Так, обязательно нужно отметить блестящую езду Юрия Шаповалова, тандем которого с Кириллом Несвитом, похоже, оказался очень удачным. Впервые в сезоне финишировал в зачетной восьмерке Степан Мазур, который восстановился после аварии месячной давности, взял автомобиль в аренду у Збигнева Стеца и сменил штурмана (раллийный пелотон пополнился еще одной представительницей прекрасного пола, Надеждой Федив). А вот у Игоря Чаповского в этот раз все пошло вкривь и вкось – открутившийся на СУ3 подрамник, ошибка с выбором резины, пробитое колесо и, как результат, шестое и предпоследнее в классе N4 место.

В классе А3 извечные соперники Игорь Сторчак и Алексей Яновский буквально на каждом допе отхватывали друг у друга по несколько секунд, но победителем в этой дуэли вышел все же Сторчак. А в наименее мощном классе У2 судьба первого места решалась едва ли не драматичнее, чем в абсолюте. На втором городском допе любимец местной публики львовянин Тарас Рега неправильно заехал на пункт КВ, за что и получил двухминутный штраф. Выиграв затем пять гравийных допов подряд, он приблизился к лидировавшему Владимиру Трубину на расстояние 25 секунд; решил поднажать и переоценил свои силы. Вылет на обочину, возвращение с помощью зрителей и потеря еще полутора минут позволили ему остаться на второй позиции в классе, однако о победе говорить уже не приходилось…

Ралли для каждого

Помня организационный беспорядок, который творился на предыдущем этапе чемпионата, мы решили по мере сил повлиять на сложившуюся ситуацию. Специально для ралли «Галичина» журнал «Автоцентр» совместно с движением болельщиков «Эпидемия скорости» и агентством DK Media подготовил несколько тысяч информационных буклетов, где присутствовали расписание гонки, схемы допов, фотографии участников ралли и основные правила безопасности, действующие во время соревнования. Буклеты эти бесплатно раздавались жителям прилегающих к трассе сел как за несколько дней до старта, так и непосредственно во время гонки. Эксперимент можно назвать удачным – по крайней мере, в отличие от ралли «Трембита», эксцессов, связанных с безрассудным поведением зрителей, на «Галичине» не было.

Стенограмма гонки

СУ1 Первую из двух «параллелек» выигрывает Владимир Петренко. Но этот его успех на «Галичине» стал последним – постоянные проблемы с управляющей электроникой не позволили Владимиру ехать в полную силу, и финишировал он лишь пятым.

СУ2 Победа за Александром Салюком; Степан Мазур и Тарас Рега получают штрафы за ошибки на старте, а Андрей Александров испытывает проблемы с коробкой передач.

СУ3 Первый же гравийный доп выводит из строя КП на машинах Вадима Трутнева и Сергея Тодосьева (на фото), а Александр Салюк вылетает в кювет и теряет на этом около 30 секунд. Быстрейшим на спецучастке становится Протасов, три секунды проигрывает ему Шаповалов, пять – Александров.

СУ4 Победа на допе опять за Протасовым, однако Александров уступает ему всего четыре десятых (!) секунды. В классе А3 впервые побеждает Алексей Яновский – до этого все выигрывал Игорь Сторчак.

СУ5 И вновь Юрий лучший, и вновь Андрей проигрывает ему доли секунды! Не менее впечатляющим выглядит и шестой результат на допе, который показывает Иван Герман. Кстати, и по итогам дня он занимает ту же позицию.

СУ6 Воскресенье начинается с победы Александрова, отыгравшего у Протасова три секунды. Воспользовавшись системой SupeRally, в гонку возвращается Тодосьев; в то же время, вдребезги разбивая машины, покидают пелотон Сергей Ведерников и Владимир Рощенко.

СУ7 Сходы Протасова и Германа (на фото) на одном и том же допе становятся, пожалуй, главными разочарованиями этой гонки. Александров вне конкуренции, он выигрывает доп, сбрасывая со своего же времени на СУ6 около семи секунд.

СУ8 Доп отмечен блестящей победой Юрия Шаповалова, чьи траектории с обочины кажутся почти идеальными. В У2 из-за досадной ошибки прерывается победная серия Тараса Реги, которому теперь остается лишь серебро класса.

СУ9 Впервые гравийный доп выигрывает Салюк, словно показывая, как он мог бы ехать, если бы не стартовая авария. Впрочем, на результаты гонки это уже никак не влияет…

Этап 4, 3-5 августа 2007 г., Львов

Дистанция 452,98 км; из них 133,77 км спецучастков
Стартовали 26 экипажей, финишировали 19 экипажей

 Результаты ралли «Галичина» (зачетная восьмерка)
ЭкипажМашинаВремя (ч:мин.с)
1Андрей Александров – Оксана АлександроваSubaru Impreza WRX Sti1:08.25,7
2Александр Салюк – Адриан АфтаназивMitsubishi Lancer Evo IX+00.22,5
3Валерий Горбань – Евгений ЛеоновMitsubishi Lancer Evo IX+00.44,5
4Юрий Шаповалов – Кирилл НесвитMitsubishi Lancer Evo IX+00.56,4
5Владимир Петренко – Дмитрий ЯровенкоMitsubishi Lancer Evo IX+04.17,6
6Игорь Чаповский – Андрей НиколаевSubaru Impreza WRX Sti+09.02,6
7Игорь Сторчак – Ирина КоломейцеваLada 112+10.05,2
8Степан Мазур – Надежда ФедивMitsubishi Lancer Evo IX+10.22,0

 Абсолютный зачет (десятка)
ПилотОчки
1Александр Салюк36
2Валерий Горбань23
3Владимир Петренко22
4Андрей Александров15
5Игорь Чаповский15
6Юрий Протасов14
7Юрий Шаповалов9
8Игорь Сторчак6
9Дмитрий Рыбак5
10Александр Фельдман4

 Командный зачет
КомандаОчки
1MacCoffee Rally Team133,5
2Ace Racing111,5
3Tsunami Rally Team60,5
4Elita Sport35,5
5Foxtrot Rally Team35
6Aвтотехнология Рейсинг Петрохолдинг10,5

Владимир Некрасов
Фото автора и Алексея Горбенко