X

Аксиомы и реалии

Мысль о том, что автомобильный рынок – зеркало развития экономики страны, считается аксиомой. В общем и целом это так. Но реальная статистика показывает порой, что прямой, чисто арифметической связи здесь нет.

Мысль о том, что автомобильный рынок – зеркало развития экономики страны, считается аксиомой. В общем и целом это так. Но реальная статистика показывает порой, что прямой, чисто арифметической связи здесь нет.

Мысль о том, что автомобильный рынок – зеркало развития экономики страны, считается аксиомой. В общем и целом это так. Но реальная статистика показывает порой, что прямой, чисто арифметической связи здесь нет. Зависимость, конечно, имеется, но не такая простая. Действительно, в Украине сегодня остро стоит вопрос об экономическом кризисе, в 2012 году резко упало промышленное производство. А рынок коммерческих автомобилей за этот год вырос, причем на 10%. Парадокс? Но ведь парадокс – это истина в непривычной форме.

И потому еще одна аксиома. Темпы роста – не единственный показатель для рынка. Не менее важен и его общий объем. Ведь можно продать за год, например, 100 машин, а на следующий – 500. И цифра роста будет рекордной – плюс 400%. А можно реализовать 1000 автомобилей, а в следующем – 1400, и рост составит всего 40%. Так какой же вариант больше говорит о состоянии рынка? В России, например, за три квартала минувшего года прирост был почти как у нас – 11%. Но грузовиков продали 162 тыс. – примерно в десять раз больше, чем в Украине за этот же период.

И еще нюанс. Рост объема рынка отнюдь не пропорционален росту перевозок в тонно-километрах. Во-первых, при статистике продаж учитывается и специальная техника на грузовой базе. А во-вторых, львиная доля продаж в Украине, в России, да и во всем мире приходится на развозные «пирожки» и легкие фургоны полной массой 2,8–6,0 т.

А пикапы – это вообще нечто неопределенное. Исторически они возникли как легкие развозные грузовички. Но в наше время – по крайней мере, у нас и в России ( Америка, конечно же, не в счет) они переродились, по сути, в пассажирскую машину, чаще всего с двухрядной кабиной и полным приводом. И возят обычно только воздух. По традиции их включают во все каталоги коммерческих автомобилей, а не легковых. Но стоит ли вводить их в грузовую статистику?

Однако вернемся к динамике рынка. Россияне прог­нозируют на 2013 год рост продаж коммерческих автомобилей, правда, умеренный. Что же касается Украины, то многие эксперты считают: дай Бог, чтобы он остался примерно на уровне прошлого года. Излишним оптимизмом не страдает никто.