X

Коктейль по-китайски

В предыдущем номере нашего журнала мы уже рассказывали о своих впечатлениях от поездки в Китай и о грузовиках этой страны. А как же выглядит сегодня автобусный парк Поднебесной?

В предыдущем номере нашего журнала мы уже рассказывали о своих впечатлениях от поездки в Китай и о грузовиках этой страны. А как же выглядит сегодня автобусный парк Поднебесной?

В предыдущем номере нашего журнала мы уже рассказывали о своих впечатлениях от поездки в Китай и о грузовиках этой страны. А как же выглядит сегодня автобусный парк Поднебесной?

Уподножья Великой Китайской стены, в том месте, где проходит дорога из Пекина, оборудована громадная стоянка для автомобилей посетителей. Это настоящий вернисаж туристических автобусов, причем постоянно действующая и обновляющаяся: в течение дня здесь циркулируют сотни таких машин – как китайских, так и лицензионных: MAN, Neoplan, Bova. Впрочем, внешне автобусы недавнего выпуска достаточно безлики и похожи друг на друга: скругленные формы, «раскосые» фары, «улыбающиеся» радиаторные решетки.

Низкопольник фирмы Huanghai (в честь реки Хуанхэ) с газовыми баллонами на крыше. Современный, но – без шарма!
Вен фирмы Soueast на поверку оказался «старичком» Mitsubishi, но с новым «лицом». Подтверждающий факт – былое имя Delica.

Другая постоянно действующая «выставка» автобусов – улицы Пекина, Хэфея, Уху и многих других городов. Поначалу кажется, что автобусных марок здесь представлено не так уж много, но фокус в том, что каждая транспортная компания выпускает на маршруты машины в своей фирменной раскраске – и цвет «забивает» форму.

Так что машин разных фирм представлено действительно немало, и нередко у них характерное «китайское» лицо, особенно у тех, что постарше.

Отличительная черта автобусов Yaxing – большая крестообразная эмблема на решетке радиатора.
Компания JAC выпускает не только грузовики, хорошо известные в Украине, но и автобусы: например, этот городской «миди».

Столица Китая полным ходом готовится к летним Олимпийским играм 2008 года. И нельзя не отметить, какое внимание в связи с этим уделяется экологически чистому транспорту. На маршрутах Пекина трудится около 11 тыс. автобусов, причем у 9 тысяч из них есть характерное отличие – «горб» на крыше, так как они работают на природном газе. Это самый большой в мире парк пассажирских «газовиков». В преддверии Олимпиады городские власти заказали еще 250 машин с газовым двигателем Сummins, а уже выпущенные планируют модернизировать.

Так сколько же все-таки производителей автобусов в Китае? Различные источники называют разные цифры: и 70, и 100. А один московский журналист недавно написал, что, по его подсчетам, их ни много ни мало –500. Точной цифры не знает, наверное, никто.

Если багажных отсеков автобуса (на фото – марки Yutong) не хватает, то китайцы грузят поклажу на его крышу. Аэродинамика их мало волнует.
Фирма Jinbei долго собирала микроавтобусы Toyota Hiace предыдущего поколения. Недавно их омолодили, нарисовав иное, вытянутое «личико».

Но как бы там ни было, доподлинно известно, что существует около двух десятков наиболее распространенных марок автобусов из Китая. Между прочим, некоторые из них, хотя и в малом количестве, встречаются и в Украине. Иное дело Россия, где китайские автобусы широким фронтом теснят продукцию местных производителей. Так, в 2006 году в страну было ввезено 525 автобусов марки Golden Dragon и подписан контракт на поставку 400 больших городских автобусов Higer в Казань. Но вернемся к наиболее распространенным китайским маркам.

King Long Самый крупный производитель автобусов в Китае – компания Xiamen King Long United Automotive Industry, входящая в объединение Xiamen Automobile Co. Ежегодно она производит 15 тыс. автобусов – около 50 моделей разных классов длиной от 6 до 13,7 м. Тесно сотрудничает с фирмами MAN, Cummins, Nissan, Hino и Mitsubishi. Продукция компании экспортируется в США, Европу и в страны Ближнего Востока.

На городских моделях марки Сhangjing (завод в г. Чанджоу) – лобовое стекло с наклонной левой половинкой. Его двигатель работает на газе.
Этот Yutong начала 90-х отличается характерной ниспадающей линией боковых окон. Над автобусом – такие «понятные» китайские дорожные указатели.

Golden Dragon Компания Xiamen Golden Dragon Van Co. Ltd основана в 1992 году как совместное предприятие объединения Xiamen Automobile Co. и ряда иностранных инвесторов. Сегодня производит 8 серий автобусов разных классов длиной от 4 до 12 м и вместимостью от 5 до 55 пассажиров, а также легкие фургоны. Использует лицензии фирм Toyota, Nissan и Cummins. Производственные мощности – 30 тыс. легких машин, 6 тыс. автобусов среднего класса и 3 тыс. большого класса.

Ankai Компания Anhui Ankai Automobile Company образована в 1997 году. Ее производственные мощности позволяют выпускать до 5 тыс. готовых автобусов (длиной от 8 до 13,7 м) и 3 тыс. шасси. Значительная часть продукции – туристические автобусы, изготовленные по лицензии фирмы Setra. В последнее время компания большое внимание уделяет разработке автобусов на сжиженном газе, гибридным и на электротяге.

В городе Хэфей пруд пруди микрофургончиков марки Hafei (фирмы Harbin Hafei Motor Co.). На фото – 8-местная модель Minui длиной 3,74 м. Мотор: 48 или 79 л. с.; 130 км/ч.
В китайской глубинке есть и раритетные автобусы начала 80-х – с рифлеными бортами и сдвижными окнами. Эта «отловленная» в густом трафике машина так и осталась «темной лошадкой».

Сhangjiang Крупнейшим производителем городских автобусов в Китае является группа Changzhou Сhangjiang Bus Co., которая занимает в этом сегменте более 20% внутреннего рынка. Объем годового выпуска – до 3 тыс. готовых машин и 5 тыс. шасси. Автобусы экспортируются в страны Азии, Африки и в Россию.

Сhangan Фирма Changan Bus Co. Ltd – одно из подразделений Changan Group, старейшей промышленной компании в Китае. Она одной из первых в стране начала выпуск микроавтобусов. А сегодня ее производственные мощности составляют до 20 тыс. автобусов в год, длиной от 5,5 до 9,0 м.

Двухэтажные городские автобусы – норма для густонаселенного Пекина. Ведущий производитель – фирма Jin Ling Bus, входящая в группу Zonda. Отсюда и эмблема в виде буквы Z.
Этот старенький на вид Neoplan – автобус корпорации SAC, выпускающей самолеты-истребители (!). Его эмблема – в стиле УАЗ.

Dongfeng Компания Dongfeng Hangzhou Motor Co. Ltd – дочернее предприятие Dogfeng Motor Co. Это старейший и крупнейший производитель автобусных шасси в Китае с более чем 40-летним опытом. Выпускает высококомфортабельные городские и междугородные автобусы длиной от 6 до 14 м, оснащенные двигателями Евро 2 – Евро 4.

Higer Основанная в 1998 году компания Higer Bus Company Ltd. – один из наиболее динамично развивающихся производителей автобусов в Китае. В 2005 году компания реализовала 10 тыс. машин, а в 2006-м – уже 13,5 тыс. Выпускает городские, междугородные и туристические автобусы длиной от 6 до 13 м.

Huanghai Автобусы под этим брендом производит корпорация Liaoning Shuguang Automotive Corp. (сокращенно SG) – как туристические, так и городские, длиной от 8 до 12 м. Предприятие может делать ежегодно до 5 тыс. автобусов и 6 тыс. шасси.

Родоначальником сборки автобусов Neoplan (моделей Сityliner) в Китае стала в 1998– 1999 гг. пекинская компания NVW.
«Золотой дракон» – так переводится название фирмы Golden Dragon, выпускающей различные автобусы.

JAC Компания Anhuj Jinghuai Automotive Company Ltd в течение последних 12 лет удерживает лидерство на китайском рынке автобусных шасси. В 2005 году она выпустила 12 077 ед. такой техники для машин длиной от 6 до 12 м.

Mudan Это бренд с 30-летней историей. Сегодня Mudan Automobile Shares Co. Ltd входит в состав Jiangsu Mudan Automobile Croup Co., образованной в 1998 году. Главная продукция – большие и средние туристические и городские автобусы. Производственные мощности составляют до 20 тыс. ед. в год, но реальный выпуск значительно меньше: в 2004 году компания продала около 8 тыс. автобусов и при этом заняла 4-е место в стране.

Neoplan Государственное предприятие Jinhua Neoplan Bus Co. образовано в 2000 году. Выпускает комфортабельные туристические автобусы по технологии фирмы Neoplan. Производственная мощность – до 2000 машин в год.

Автобусы марки Shaolin в Украине не прижились, а на родине их можно увидеть даже в грузопассажирском варианте «комби».
В Китае бывает и такое: эмблемы автобусов одинаковые, а производители разные. Слева – большой турист фирмы Xiamen King Long, а справа – «миди» от марки Haiger (не путать с фирмой Higer) – детище дочернего предприятия Nanjing King Long.

Shaolin Предприятие Henan Shaolin Auto Co. Ltd отличается тем, что производит автобусы, разработанные китайскими инженерами. Оно создано в 1997 году после преобразования Zhengzhou Shaolin Auto Factory. Экспортирует автобусы в Корею, Вьетнам, Непал и др.

Sunwin Компания Shanghai Sunwin Bus Corporation – совместное предприятие с Volvo Bus Corp. Ежегодно может выпускать до 2500 городских и пригородных автобусов и до 500 шасси.

Yantai Компания North-Benz Coach Manufacture (Yantai) Co. Ltd образована в 2002 году. Специализируется на производстве туристических, междугородных, пригородных и городских автобусах длиной от 8,5 до 12 м. Мощность предприятия – до 2 тыс. машин в год.

В облике машин Ankai есть что-то знакомое: это лицензионная модель Setra 200. Многостворчатые двери — ноу-хау китайцев.
В Китае Ford Transit с 1997 г. собирает корпорация JMC (Jiangling Motor Co.). За 9 мес. 2007 г. сделано 18927 шт. (30% рынка венов «люкс»). Этот — с «местной» оптикой.

Yaxing Компания Yangzhou Yaxing Motor Coach Co. Ltd образована в 1999 году крупнейшим производителем автобусов в Китае – Jiangsu Yaxing Motor Coach Group. Выпускает туристические автобусы, специальные машины и шасси. В 2003 году реализовано более чем 6 тыс. автобусов.

Yaxing-Benz Компания Yaxing-Benz Co. Ltd (YBL) – совместное предприятие с DaimlerChrysler, образованное в 1997 году. Это крупнейшее СП среди китайских автобусопроизводителей. Выпускает междугородные автобусы (свыше 7 м) под двумя брендами: Yaxing (в стандартной комплектации) и Mercedes-Benz («люкс»).

Youyi Компания Jiangsu Youyi Automobile Co. Ltd основана в 1973 году. Она производит автобусы длиной от 5,7 до 12 м. Экспортирует продукцию более чем в 25 стран, в том числе в Россию и Украину. Производственные мощности позволяют выпускать свыше 6 тыс. ед. техники в год.

Очень удобно и рационально, когда вместительные автобусы производят в мегаполисе – как эту пекинскую «гармошку» фирмы Jinghua. А какая у нее эмблема!

Yutong CП Zhenghou Yutong Bus Co. образовано в 1993 году. В 2006-м предприятие продало в Китае 22,2 тыс. автобусов, заняв более 22% рынка. Более 2 тыс. машин отправлено на экспорт. Стратегический план – войти в 2008 году в первую десятку мировых производителей автобусов.

Zhong Tong Холдинг Zhong Tong Bus – один из старейших производителей автобусов в Китае, выпускающий их с 1971 года. В программе – городские и междугородные машины от 6 до 13,7 м, в том числе туристические – по лицензии Bova. Годовой выпуск – свыше 10 тыс. экз. С 2006-го производит также гибридные автобусы.

Компания Wuxi (с 1986 г. входит в FAW), и поныне выпускает автобусы под маркой Taihupai. На фото – еще серийная модель.
Фирма Сhery из г. Уху производит широкую гамму легковушек, «пирожков» и автобусы малого класса.

Zonda Zonda Group Automomobile Industry Department – крупный производитель автобусов. Выпускает их с 2000 года. Филиалы – в Пекине и Шанхае. В программе – туристические автобусы класса «люкс» и средние «горожане» длиной от 5,58 до 13,7 м. Производственные мощности – 5 тыс. машин в год.

Китайская грамота

Название большинства китайских производителей автобусов состоит из нескольких слов. Первое означает провинцию или город, где находится предприятие. Второе – автобусный бренд. Затем указывается компания. Например, Jinhua Neoplan Bus Co.

Сегодня название марки пишут латинскими буквами на передней стенке кузова и иногда дублируют его иероглифами. Там же и эмблема: чаще всего незамысловатый рисунок, заключенный в круг или овал.

Название модели размещают в передней части борта или на передней стенке кузова. Это либо иероглифы, либо набор латинских букв и арабских цифр. Например, BFC6120–2DB. Первые буквы – две или три – условное обозначение марки, в данном случае Jinhua Neoplan. Далее следует четырехзначное число, где первая цифра (шестерка) обозначает тип транспортного средства, т. е. автобус. А остальные три – примерную его длину в дециметрах (в данном случае 120 дм, т. е. 12 м). Остальные буквы и цифры – индекс модели или модификации.

жедневно в Пекине на площади Тяньаньминь происходит торжественный ритуал: утром поднимают, а вечером спускают национальный флаг КНР. Для этого действа, собирающего толпы туристов, привлекают специальный военный контингент, который приезжает на автобусах марки HengShan. На фото: модель 6120 – лицензионный «турист» Hyundai Aero Space. Заезжать на площадь разрешено только им. Всем остальным «вход воспрещен». Зато на других площадях и улицах Пекина не счесть автобусов самых разных марок, типов и размеров – настоящий «коктейль».

Киев – Пекин – Хэфей – Уху – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора