X

Колонка редактора

Снова май, и снова мы отмечаем День Победы… В былые, брежневские времена в прессе бытовала фраза: «Чем дальше уходят годы Великой Отечественной, тем явственнее становится величие подвига народа». Сегодня, увы, не совсем так: критикуя советский период в целом, многие как-то стараются принизить и это событие.

Снова май, и снова мы отмечаем День Победы… В былые, брежневские времена в прессе бытовала фраза: «Чем дальше уходят годы Великой Отечественной, тем явственнее становится величие подвига народа». Сегодня, увы, не совсем так: критикуя советский период в целом, многие как-то стараются принизить и это событие.

Снова май, и снова мы отмечаем День Победы… В былые, брежневские времена в прессе бытовала фраза: «Чем дальше уходят годы Великой Отечественной, тем явственнее становится величие подвига народа». Сегодня, увы, не совсем так: критикуя советский период в целом, многие как-то стараются принизить и это событие.

Возьмем, к примеру, ввоз в СССР по ленд-лизу (соглашению об аренде) военной техники из США, Канады и Англии. Почитать некоторых авторов, так поставки «Студебекеров» и «Доджей» чуть ли не решили исход войны! А легендарные наши «полуторки» и «трехтонки» – это, мол, попросту старье…

Помню, как в 70–80-е годы некоторые услужливые редакторы-патриоты изымали перед выпуском в свет из документальных лент, фотоальбомов и статей (в том числе и моих) изображения ленд-лизовской техники. Кое-что, правда, оставляли «для объективности», но немного. Мол, победу ковало советское оружие… А вот теперь маятник качнулся в другую сторону.

Где же правда? Начнем с цифр. В июне 1941 года в Красной Армии насчитывалось 151100 «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, 104 200 «трехтонок» ЗИС-5 и 1600 «пятитонок» ЯГ-6. Импортных грузовиков практически не было. Незначительные поставки по ленд-лизу начались только в 42-м, а фактически развернулись в 1943–1944 гг. В конце войны в войсках имелось 664 тыс. автомобилей, около трети которых составляли ленд-лизовские. Так что основную тяжесть фронтовых перевозок, что бы ни говорили, вынесли все-таки отечественные машины.

А теперь от количества перейдем к качеству. Да, их автомобили по конструкции были новее и совершеннее наших. Но идеализировать эти машины не стоит. Иноземные моторы с более высокой степенью сжатия были чувствительны к низкосортному топливу – а другого у нас не было – и быстро выходили из строя. Да и в эксплуатации автомобили были сложнее. В итоге, как показали исследования, проведенные в НАМИ, пробег этих машин до капитального ремонта не превышал 30–40% от указанных в наставлениях.

А что касается «полуторок» и «трехтонок», то им воздавали должное даже наши противники. Уже после войны среди трофейных документов были найдены акты испытаний попавших в руки врага советских автомобилей ГАЗ и ЗИС. Немецкие специалисты, которых никак нельзя заподозрить в симпатии к советской технике, давали высокую оценку простоте конструкции и эксплуатации, неприхотливости и хорошей проходимости этих машин.

Но не будем ломать копья! Ведь, по большому счету, дело не в том, на машинах каких марок ездили в Красной Армии. Главное в другом: наши солдаты за рулем проявляли высокое мужество и героизм, внесли достойный вклад в разгром чумы человечества – фашизма. Так не будем забывать их славный подвиг!

Леонид Гоголев
Главный редактор