X

Препятствий не боится!

ХК «АвтоКрАЗ»

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» 29 марта продемонстрировала
возможности своей автомобильной техники на новом заводском полигоне. Все
препятствия были успешно преодолены. А как предприятие справляется с преградами
на «полигоне» сегодняшнего рынка?

Cоздание на территории завода
испытательно-демонстрационного комплекса было вызвано к жизни необходимостью
ускорить процесс тестирования новых и серийных автомобилей. Кроме того, показ
в действии грузовиков КрАЗ многочисленным гостям автозавода – бизнесменам,
военным, политикам – несомненно, должен способствовать расширению экспортных
возможностей.


Полигон представляет собой сложное инженерное сооружение. Полоса препятствий
включает, в частности, песчаный участок длиной 34 м, имитирующий пустыню,
дороги с подъемами в 7, 11, 20 и 31 градус и 20-градусный косогор. Имеются
такие преграды как вертикальная стенка высотой 0,6 м, завал высотой 0,4 м,
состоящий из косолежащих балок, бетонные надолбы, многоступенчатая горка высотой
0,8 м из бетонных труб, трамплин и др.

На рынках сбыта

В 2006 году объем производства на ХК «АвтоКрАЗ» вырос
по сравнению с 2005-м годом всего на несколько процентов – до 3486 штук. Но,
как сказал генеральный директор предприятия Сергей Сазонов, «эти проценты
дорогого стоят». Дело в том, что в 2004–2005 гг. «АвтоКрАЗ» работал в условиях
крупнейшего в его истории контракта на поставку более 2200 автомобилей в Ирак.
А прирост производства в 2006 году получен уже за счет расширения рынков сбыта,
в первую очередь традиционных. В прошлом году также укрепились позиции на
рынках Грузии, Узбекистана и других бывших советских республик. Что касается
Украины, то здесь в последние годы наблюдается многократное увеличение продаж.
Если в 2001–2002 гг. реализовывалось примерно по 150 автомобилей, то в 2006-м
потребителям поставлено более 1200 штук. И при этом еще остался неудовлетворенный
спрос.


На этот год объем производства запланировано увеличить до 4200 автомобилей.
Рост выпуска ожидается и в дальнейшем. В краткосрочной перспективе, в 2010
году, намечено выйти на уровень 6300 автомобилей, в более отдаленной –
на 7–8 тыс., а затем, возможно, и на 10 тыс.


Что касается типажа, то ХК «АвтоКрАЗ» не собирается догонять кого-либо в
тех сегментах, где он безнадежно отстал, например, в области магистральных
тягачей. Предприятие сосредоточилось на улучшении тех типов, которые выпускаются
сегодня и имеют хорошую перспективу продвижения на рынке.

Модернизация

«На повестке дня, – говорит главный
конструктор ХК «АвтоКрАЗ» Михаил Корсун, – глубокая модернизация нынешнего
семейства автомобилей. На его базе создается целый ряд моделей, соответствующих
европейским нормам, повышается их грузоподъемность, улучшаются потребительские
свойства».


Примером может служить появление седельного тягача КрАЗ-6140 (6х6), предназначенного
для перевозки длинномерных и негабаритных грузов по дорогам с твердым покрытием
и вне дорог. На автомобиле применены двигатели повышенной мощности – 400 и 420 л. с. В этом году начнут устанавливать
мотор ЯМЗ, соответствующий нормам Евро 3. Тягач будет выпускаться как с
односкатной, так и с двускатной ошиновкой. Вообще, замена «обуви» позволяет
значительно изменить потребительские свойства автомобиля. Сейчас конструкторы
завода апробируют, в частности, шины Michelin и новую белорусскую разработку
«Бел-95».


Еще одно направление развития – автомобили с колесной
формулой 8х6. Шасси 7140Н6 прошло цикл испытаний и в первом квартале было
сертифицировано. Теперь его уже можно предлагать потребителям. Оно значительно
дешевле автомобилей 8х8, но при этом сохраняет их тягово-динамические параметры.
Важно, что эта модель, с одной стороны, соответствует законодательным требованиям
по нагрузке на оси, а с другой – обеспечивает повышенную грузоподъемность
вне дорог общего пользования.

Идет специализация

Большое внимание на ХК «АвтоКрАЗ» уделяют созданию специальной
техники. Один из примеров – КрАЗ-6510ДМ-017 «Дорожник», машина для уборки
дорог с использованием импортного оборудования фирмы Schmidt. Оно, будучи
легкосъемным, позволяет в течение часа превратить снегоуборочную машину в
обычный самосвал и таким образом обеспечить эффективное всесезонное использование
автомобиля. В прошлом году был подписан контракт на поставку 56 таких машин
облавтодорам Украины. Опыт эксплуатации нынешней зимой продемонстрировал существенные
преимущества этой техники по сравнению с прежней.


На этой же базе планируется создать автомобиль для ямочного ремонта дорог,
что сегодня необычайно актуально.


Еще одна новинка – пожарная автоцистерна АЦ-40 (5233Н2)
– 268.01, разработанная совместно с прилукским КБ «Пожспецмаш». Важное преимущество
машины перед состоящими сегодня на вооружении пожарных частей автомобилями
на базе ЗИЛ – вдвое больший запас воды (5000 л). Это особенно ценно при тушении
пожаров в сельской местности и в лесных районах, где отсутствуют водоемы и
пожарные гидранты. Более того, учитывая запас мощности двигателя и прочность
трансмиссии, новую машину можно оборудовать дополнительными емкостями для
воды и насосом повышенной производительности.


Интересной новинкой является автокран Дрогобычского завода –
КТА-18 на базе КрАЗ-5333Н2. В отличие от других, созданных на кременчугских
шасси, он имеет колесную формулу 4х2 и потому гораздо более маневренен, чем
трехосные машины. При этом его грузоподъемность достаточно высокая – 18 т.

Будущее начинается сегодня

Понятно, что конструкторы ХК «АвтоКрАЗ» не ограничиваются
простой модернизацией существующих образцов – они смотрят дальше и предлагают
кардинальные изменения в автомобилях.


Одна из новых, еще не законченных разработок – четырехосный
самосвал 7140Н6 (8х6). Для повышения маневренности автомобиля последняя его
ось сделана управляемой. К сожалению, по сегодняшним стандартам, существующим
в СНГ, возможна лишь жесткая связь между колесами и рулевым механизмом. А
в Западной Европе уже используется гибкая связь – гидравлическая, которая
значительно упрощает систему управления. В принципе, кременчугская конструкция
позволяет применять и такое решение. Правда, при этом нельзя забывать, что
гидравлические узлы в отечественном исполнении могут понизить надежность системы.


Не вполне соответствует современным требованиям и кабина кременчугских автомобилей.
Первый шаг по улучшению условий труда водителя был таким: заднюю стенку кабины
отодвинули на 100 мм и убрали закругления по углам. В результате внутренний
объем заметно увеличился, и теперь там можно устанавливать различное дополнительное
оборудование: кондиционер, холодильник, мощный отопитель и т. п.


Ряд фирм, прежде всего зарубежных, требуют, чтобы кабина располагалась над
двигателем. И кременчугские конструкторы занимаются этим. Разработка существует
в двух вариантах. Автомобиль в базовой комплектации будет бескапотным, но
предусмотрены и модели, у которых к этой же кабине пристыкован капот. В данное
время уже спроектированы каркас кабины и рабочее место водителя; начинается
работа над внешним дизайном. На заводе обещают, что опытный образец такого
автомобиля – причем не макетный, а предназначенный для проведения испытаний,
будет представлен уже в следующем году.


Много работают кременчугские конструкторы и над различными опциями. Успешно
проведены испытания автомобиля с системой ABS. Ее можно устанавливать по заказу.
Подготовлены машины, соответствующие Второй поправке 51-х правил ЕЭК ООН по
уровню шума. Со следующего года эти правила станут обязательными. В качестве
опции предлагаются также сиденья на пневмоподвеске или с механической подвеской,
но с трехточечными ремнями безопасности.


Недавно найдено интересное решение: без изменения ступицы можно устанавливать
на автомобиль разную «обувь» – размером от 11.00 до 16.00-20.


Все эти и другие опции позволяют полнее удовлетворять индивидуальные потребности
клиентов, улучшать условия работы водителя и повышать эффективность использования
грузовиков КрАЗ.


Леонид Гоголев
Фото автора