X

Путешествие в 2552-й

Отпраздновав Новый год у себя дома, мы с удовольствием встретили его еще раз. И не где-нибудь, а в Королевстве Таиланд, календарь которого опережает европейский более чем на пять столетий. Так мы оказались в автопарке «будущего».

Отпраздновав Новый год у себя дома, мы с удовольствием встретили его еще раз. И не где-нибудь, а в Королевстве Таиланд, календарь которого опережает европейский более чем на пять столетий. Так мы оказались в автопарке «будущего».

Отпраздновав Новый год у себя дома, мы с удовольствием встретили его еще раз. И не где-нибудь, а в Королевстве Таиланд, календарь которого опережает европейский более чем на пять столетий. Так мы оказались в автопарке «будущего».

После киевской сырости с нулевой отметкой на термометре очутиться в прогретом до 30-градусной жары февральском Бангкоке, столице Королевства Таиланд это воистину по-королевски. Выйдя из аэропорта, напоминающего по своим габаритам отдельное государство, мы поневоле застыли на месте часа на два… и только щелкали фотоаппаратами. Таких расписных грузовиков, а особенно автобусов мы еще не встречали! Правда, сложно было привыкнуть к правостороннему движению – приходилось напрягать внимание, чтобы то и дело не наталкиваться на машины и прохожих.

С этого Isuzu сняли гнилые двери, а чтобы не дуло, нарастили передние стойки; вместо сидений – деревянные лавки.
Компания UD-Nissan Diesel выпускает в Таиланде даже магистральные тягачи. Самые мощные из них – с 350-сильными дизелями и пневмотормозами.
Тайцы активно расписывают не только туристические автобусы, но и дальнобойные машины, например, этот Isuzu.
Лидеры местного рынка «коммерсантов» – пикапы Toyota HiLux. Этой машине по объему перевозимого груза позавидовала бы любая европейская фура.

Пикапы и не только

Лидер производства – компания Toyоta, выпустившая в 2006 году 327 тыс. пикапов HiLux Vigo последнего поколения. Первые машины этой марки появились в Таиланде еще в 1962 году, а спустя два года в стране открылся завод по производству легковушек и пикапов. В 1988 году запущен еще один – для пикапов HiLux.

На втором месте – компания Isuzu, выпустившая 166 тыс. коммерческих автомобилей разных классов. Завод Samron Plant Isuzu Motors Thailand работает с 1974 года и выпускает до 200 тыс. пикапов D-Max в год плюс грузовики разных классов и автобусные шасси. Isuzu первой предложила на рынке пикапы с коробкой-«автоматом».

Пикапы, как этот Isuzu D-Max, помимо «намордника», имеют прочный каркас под тент. А для удобства эксплуатации есть даже лесенка.
В «Сафари-парке» служители ездят на полосатых пикапах Suzuki Samurai – чтобы животные (в том числе и зебры) не пугались.
Пикапы Mazda в Таиланде собирают с 70-х. Первенцами были машины Familia Truck модели 1964 года. В кузове этого – кроссовый байк.
Здесь «пожарные» бывают маленькими, да удаленькими. Насосный автомобиль Ford Ranger оснащен еще и стволом-водометом.

Компания Mitsubishi в 2006-м изготовила 146 тыс. машин. Завод по производству пикапов L200 открыт в 1987-м. В 2003 г. в Таиланде основало свое сборочное производство и грузовое подразделение Mitsubishi Fuso. Сегодня в его ассортименте – разные грузовики: от легких Сanter до 50-тонных FV с моторами в 380 л. с.

Компания Mazda, первой предложившая свои пикапы в Таиланде еще 50 лет назад, в позапрошлом году выпустила 111 тыс. таких машин. Сборочный завод Sukol Mazda Auto Assembly открыт в 1975 г., а в 1990-м – еще один, моторостроительный. В 1998-м пущен завод Ford/Mazda на 135 тыс. пикапов в год. Сегодня здесь производятся «двойняшки» Ford Ranger и Mazda BT-50.

Гранды-универсалы

Свою первую машину (автобус) фирма Hino вывела на тайский рынок еще в 1952 году. В 1964-м Thai Hino Industry открыла сборочный завод. В 1994-1996 гг. она лидировала в сегменте грузовиков, а со дня основания ею выпущено 150 тыс. машин. Сегодня Hino Motors Manufacturing (Thailand) Ltd предлагает легкие грузовики на 3 т (120 л. с.), средние – на 4,5–10 т (136–220 л. с.) и тяжелые, в том числе магистральные (320 л. с.) – для 45-тонных автопоездов. Собираются и автобусные шасси.

Капотные Nissan-Diesel G780 тайцы начали собирать почти 30 лет назад. Они еще на ходу.
Длинноносые Isuzu TD образца 1975 года здесь уже давно не выпускаются, но еще активно используются.
Эта Toyota DW15L начала 60-х (6х6, на 2,5 т) служила в армиях многих стран Юго-Восточной Азии – и в тайской тоже.
Резной деревянный кузов – с хромированным «чердаком» над кабиной. Так экипирован Hino 70-х – модель PV505.
«Комби» Toyota HiAce еще первого поколения (1961 г.). С 2006 года «ХайЭйсы» экспортируются в Таиланд из Малайзии.
Дабы не слепил асфальт, дальнобойщики снизу зашторивают «лобовик», как на этом Hino Mega FM. И так колесят!
Собираемые тайцами Mitsubishi Fuso выполняют на улицах Бангкока коммунальные функции – например, поливомоечные.
Этот старый японский «капотник», вероятно, марки Hino, собрали из двух машин: узкая кабина без дверей – от одной, широкое шасси – от другой.

Машины Nissan Diesel появились в Таиланде еще в 1955 году. Дистрибьютор Siam Motors в 1974 г. первым предложил автобус с пневмоподвеской и кондиционером. В 1977-м заработал завод Siam General Assembly по выпуску грузовиков. А в 1987 году была образована компания Nissan Diesel (Thailand). На легковом заводе Nissan (открыт в 1960 г.) сегодня выпускают пикап Frontier Navara и фургоны и микроавтобусы Urvan.

Палехские шкатулки

Автобусы Королевства Таиланд разнообразны и неповторимы по внешнему виду, особенно туристические. Несмотря на то, что кузовных предприятий раз-два и обчелся, встретить одинаковые машины практически невозможно. И «мордашками» вроде похожи, и кормовой частью, но вот оконные стойки на каждом автобусе имеют свою форму. А что уж говорить о раскраске кузовов! Это настоящие картины, от абстракции до мультипликации. Конечно, нашему человеку трудно понять такую пестроту, но для тайцев в самый раз. Такие неординарные на вид автобусы, как ни странно, бывают только двух марок – Сherdchai и MS Busbody.

Наши перевозчики могут лишь мечтать о том, чтобы разрисовать свой лайнер так, как тайцы, и обвесить его зеркалами и резиновыми игрушками.
Дизайн машин ателье MS Busbody – от плавных оконных линий до свермодных угольных (фото справа).
Небольшая фирма Strithepthai выпускает надстройки для пикапов, автолавки и небольшие туристические автобусы на различных шасси, в том числе Hino (на фото). Эта машина, судя по номерам с якорями, принадлежит тайским ВМС и возит почетный караул Королевского дворца.
При виде этих величественных лайнеров с высокой кормой, невероятными остеклением и окраской ценишь оригинальность работы кузовных дел мастеров MS Busbody.
На борту этого автобуса Сherdchai – мускулистый Зорро, причем в тайском исполнении.
Под воздушными оконными стойками двухэтажного Сherdhai – мощный каркас, отвечающий мировым стандартам на переворот – R66.

Предприятие Сherdchai Industry Factory основано 40 лет назад супружеской парой Чердхай – и сегодня это крупнейший производитель автобусов в Таиланде. Сначала это была мастерская по выпуску деревянных кузовов для грузовиков, а в 1963 году изготовлен первый автобус с деревянным кузовом. Два года спустя, впервые в Таиланде, фирма начала выпуск автобусов со стальным кузовом. В 1975 г. она заключила соглашение на поставку автобусных шасси Isuzu, а через 20 лет стала эксклюзивным дистрибьютором шасси Volvo. Сегодня компания выпускает до 120 машин в месяц. В ее производственной программе – туристические автобусы длиной от 8 до 12 метров, в том числе двухэтажные. Пассажировместимость – от 22 до 60 человек. Используются шасси Hino, BMC и Volvo. Выпускаются и шасси для городских 12-метровых автобусов с 280-сильным двигателем, работающим на природном газе.

Компания MS Busbody Co. Ltd также производит «фигурные» туристические автобусы и представлена на рынке уже более 30 лет. Применяет шасси фирм Mitsubishi и Scania. C последней заключен эксклюзивный договор на поставку. Кооперация настолько тесная, что одна из моделей MS – почти точная копия автобуса Century последнего поколения от испанского ателье Irizar, с которым Scania активно сотрудничает.

Компания Thonburi Bus Body очень любит копировать автобусы ведущих западноевропейских производителей. Например, новейшие лайнеры MAN Lion's Star (на фото – слева) или Mercedes-Benz Travego. Курьезно, что «псевдо-ман» построен на шасси Mercedes-Benz, а «псевдо-мерс» – на корейском Daewoo.
Широко распространены в Бангкоке городские автобусы марки Thonburi. Они построены на шасси Hino (на фото), Mercedes, Isuzu или Daewoo.
Ранние «горожане» Thonburi отличаются клепаными стальными кузовами. Единственный дверной проем разделен на две части – для входящих и выходящих.
Юркие маршрутки Бангкока – с разнообразными по дизайну кузовами от автобусного ателье Сherdchai. Шасси – Mercedes-Benz, Isuzu и Mitsubishi. В них ездят только местные.
В местах наибольшего скопления туристов, например, у Королевского дворца, вереницей стоят мобильные биотуалеты – на базе автобусов, в данном случае от ателье Сherdchai, на шасси Mitsubishi. Очередями здесь не удивишь…
Одна из достопримечательностей Бангкока – трехколесные и трехместные мотороллеры-такси по прозвищу «туктук» (выпускаются компанией Tuk Tuk Paradise Co.). Они летают как сумасшедшие и работают на газе. Счетчиков нет, и торг поощряется. А водители – еще и гиды по ювелирным магазинам и злачным местам.
Кузова лайнеров разрисовывает множество специализированных дизайн-студий. Чего здесь только не увидишь: и русалок, и чудо-рыб, и героев популярных мультфильмов.
Самые дешевые автобусы – переоборудованные из грузовиков. Этим видом транспорта в основном пользуются небогатые жители пригорода.

Фирма Scania начала разведку на тайском рынке еще в 1986 году, а уже год спустя поставили сюда первое автобусное шасси. В 1988-м начался импорт грузовиков 3-й серии. В 2000 году появился новый дистрибьютор – Scania-Siam Co. Ltd., перекрывающий также рынки Малайзии и Сингапура. В 2001 году он-то и открыл в Таиланде сборочное производство автобусных шасси в г. Бангпаконг. Фирма Scania в 2004 году одной из первых в Таиланде предложила двигатели Евро 3 для грузовиков и автобусов.

Компания TBB (Thonburi Bus Body Сo) выпускает городские и туристические автобусы – на шасси Mercedes-Benz, Isuzu, Hino и др. Она начала в 1957 году с импорта легковых и коммерческих Mercedes-Benz. В 1960-м создала сборочное производство шасси для коммерческой линейки машин. Группа предприятий Thonburi занимается не только производством, но и проблемами пассажирского транспорта в стране. Ее заслуга – контракт на 1200 городских автобусов на шасси Mercedes-Benz и Daewoo для транспортной компании Бангкока BMTA (Bangkok Mass Transit Autority).

Киев – Бангкок – Киев

Юрий Гоголев
Фото автора