X

Снова о бензине

Бензин, эта «кровь моторов», все дорожает. Объяснения экспертов однозначны: растут цены на нефть на мировом рынке. Правда, есть нюанс: нефть – это еще не бензин, ее нужно переработать. И отечественный конечный продукт, по идее, должен быть дешевле импортного.

Бензин, эта «кровь моторов», все дорожает. Объяснения экспертов однозначны: растут цены на нефть на мировом рынке. Правда, есть нюанс: нефть – это еще не бензин, ее нужно переработать. И отечественный конечный продукт, по идее, должен быть дешевле импортного.

Бензин, эта «кровь моторов», все дорожает. Объяснения экспертов однозначны: растут цены на нефть на мировом рынке. Правда, есть нюанс: нефть – это еще не бензин, ее нужно переработать. И отечественный конечный продукт, по идее, должен быть дешевле импортного.

Увы, наш «донор» – украинская нефтеперерабатывающая отрасль – отнюдь не пребывает в добром здравии. Пациент скорее мертв, чем жив. В стране есть три завода, производящих бензин. Точнее, было три. Ибо Лисичанский, принадлежавший россиянам, уже закрыли. Такая же судьба и у Полтавского, хозяйка которого – российско-английская компания. Остался на плаву один – Кременчугский, принадлежащий украинскому владельцу. Но и там дела не ахти.
Как же так вышло? Происки зарубежных конкурентов? Хитроумные коррупционные схемы? Или элементарная бесхозяйственность?

История болезни «донора» началась еще в 90-е годы, когда эти заводы государство поспешно продавало по смешным ценам. При этом инвестиции в развитие предприятий в договорах были прописаны нечетко. Кто поверит, что это сделано по недомыслию?

Новые хозяева выжимали из заводов все, что можно, а вкладывать средства в модернизацию производства, мягко говоря, не спешили. В конечном итоге сегодня имеем устаревшее оборудование и несовершенную технологию. Украинские нефтеперерабатывающие заводы стали неконкурентоспособными. Вот только один пример. На подобных западных предприятиях глубина переработки нефти составляет 90%, то есть из одной ее тонны получают 900 кг продукта. А у нас этот показатель всего 60 (!) процентов.

Специалисты не исключают, что Украина вскоре вообще может лишиться своего бензина. Останется только импортный, а значит – более дорогой. Так как же сделать его дешевле? Экономисты утверждают, что жесткое ограничение цен государством не сработает: таковы реалии рыночной экономики. Единственное, что оно может, – снизить акциз (общегосударственный налог на предметы массового потребления). Но государство на это явно не пойдет – ему позарез нужны деньги. И крайним, как всегда у нас, останется потребитель.

Леонид Гоголев
Главный редактор