X

«Толстые грузовики»

Канадские лесовозы




Канада – огромная страна, которая у многих ассоциируется
с кленовым листом, бескрайними лесными просторами и, конечно, хоккеем.
Но далеко не все знают, что у канадцев есть и свой автомобильный символ.

Это большегрузный лесовоз,
именуемый на местном сленге «Толстым грузовиком» (Fat Truck) или «Большой
королевой» (Big Queen). Такой тяжеловоз существенно отличается от своих
магистральных «собратьев»: он выше и шире, имеет особо прочную конструкцию,
более мощный двигатель, коробку передач, рассчитанную на повышенный крутящий
момент, и как следствие – немалый собственный вес. Да и как иначе: ведь
перевозка 100 т бревен для него норма, а бывает, что груз доходит и до
150 т.

«Толстые грузовики» изначально предназначались для вывозки бревен из
обширных хвойных массивов провинции Британская Колумбия. До этого заготовители
леса прокладывали временные узкоколейные железные дороги и по ним доставляли
срубленные стволы до мест перегрузки на другие виды транспорта. Автомобили-тяжеловозы
в канадских лесах появились в 50-х годах прошлого века, после чего довольно
быстро завоевали доминирующие позиции в отрасли.

Однако постепенно дорожная сеть развивалась, и это позволило лесорубам
использовать для вывоза и доставки бревен обычные магистральные лесовозы.
К тому же из-за массовой вырубки деревьев сокращалось число районов, где
можно было применять нестандартные грузовики.

Сегодня «толстяки» подобны вымирающим животным, среда обитания которых
постоянно сокращается. Но все же есть место, где их можно увидеть непосредственно
в работе. Это поселок Порт-Альберни, что в западной части острова Ванкувер.
Длина острова составляет 560 км, ширина – 120 км. Когда-то он был покрыт
вековыми хвойными деревьями, и в разгар «жатвы» там трудилось несколько
сотен «толстых грузовиков». Сейчас на Ванкувере продолжают работать только
22 такие машины, которые принадлежат десяти различным организациям. Древесина,
которую они перевозят, – преимущественно красный кедр и ель, поставляется
на внутренний и внешний рынки.

Оставшиеся тяжеловозы, «последние из могикан» – модели Hayes-Н320HDX,
Pacific P16 и Challenger канадского производства.

На Hayes-Н320HDX установлен 525-сильный Cummins, на ранних версиях применялся
мотор Detroit Diesel 12V71 мощностью 450 л. с. У Pacific P16 – двигатель
Caterpillar 3412 мощностью 700 л. с. Выяснить, какой дизель стоит на Challenger,
нам не удалось, так как эти автомобили выпускались очень маленькими сериями
и в эксплуатации их осталось всего два. У большинства «толстяков» коробки
передач – «автоматы» от Allison, мосты – от Clark. Интересная особенность:
за кабиной этих лесовозов расположен огромный водяной бак системы охлаждения
тормозов объемом 400 галлонов (американский галлон равен 3,79 л).

На «больших королевах», как правило, работают водители, стаж работы
которых часто превышает 30 лет. Трудиться им приходится в тяжелых условиях,
с утра до вечера, на грунтовых и гравийных дорогах, проложенных в холмистой
местности. Усложняют работу и специфические особенности климата. Жарким
летом здесь довольно душно, к тому же велика опасность лесных пожаров.

Когда-то советские водители рисовали на своих грузовиках и автобусах
звездочки – каждая обозначала своеобразное достижение – 100 тыс. км без
капремонта. А водители «больших королев» крепят на приборных панелях медные
таблички с указанием рекордного веса груза, перевезенного на машине, и
даты перевозки. Выглядит это примерно так: «137 тонн, 11 сентября 1977»
или «155 тонн, 23 июля 1983-го».

Несмотря на суровые условия эксплуатации, многие грузовики все еще пребывают
в хорошей форме. Простота конструкции и использование агрегатов известных
марок дают возможность владельцам машин быстро их ремонтировать или заменять
сломанные узлы в собственных мастерских.

Средний возраст «толстых грузовиков» составляет 30 лет и, видимо, это
не предел для немолодых рабочих лошадок, если только сохранится поле их
деятельности.

Владимир Чехута
Фото из архива автора