«Четверка» на «пятерку»
В августе 1990 года концерн Volkswagen презентовал новое семейство развозных автомобилей – Transporter T4 (то есть четвертого поколения), которые кардинально отличались от предшественников. Большая популярность этих машин в Украине побудила рассказать об особенностях их эксплуатации. |
В отличие от моделей
T1 – T3, «четвертый» не имеет ничего общего со знаменитым «Жуком». Вместо
оппозитного «воздушника», расположенного сзади, машина получила рядный
бензиновый двигатель водяного охлаждения. Он установлен в носовой части
и приводит в движение передние колеса. Погрузочная высота машины значительно
уменьшилась – с 810 до 525 мм. Полукапотная компоновка обеспечила повышение
пассивной безопасности на случай лобового столкновения и улучшение аэродинамики.
Дизайн машины оказался настолько удачным, что не претерпел
существенных изменений за 14 лет производства. Правда, чисто пассажирские
версии – Multivan и Caravelle – в 1996 году подверглись рестайлингу: получили
скошенные фары, удлиненный капот и новую решетку радиатора.
Все машины Т4 делятся на три группы. К первой относятся
грузовые модификации с длиной базы от 2920 до 3320 мм – интегрированные
фургоны с низкой, средней и высокой крышей, бортовые грузовики с обычной
или сдвоенной кабиной, а также шасси для установки кузовов-фургонов и
спецоборудования. Их грузоподъемность колеблется от 800 до 1210 кг. Во
вторую группу входят несколько вариантов микроавтобусов и грузопассажирских
версий. И третью составляют стоящие особняком микроавтобусы класса «люкс»,
модели Caravelle и Multivan.
Антикор
Т4 неплохо защищен от коррозии. Панели кузова оцинкованы,
а многие полости еще и заполнены горячим воском. Тем не менее, на микроавтобусах
можно обнаружить ржавчину между вторым и третьим окнами правого борта.
Коррозии подвержены и передние колесные арки, которые усиленно «пескоструются»
ведущими колесами. От «рыжей болезни» страдают и пороги, особенно в том
месте, где их касаются ноги. «Достается» и кромкам задних распашных дверей,
а также боковой сдвижной дверце. Наиболее устойчивыми к коррозии считаются
модели 1998 – 2003 годов выпуска.
На машинах с мощным кондиционером может ржаветь крыша.
К слову, «кондишн» требует повышенного внимания, ибо при нерегулярном
обслуживании выходит из строя компрессор, стоящий $300 – 450.
Двигатель
Первоначально для Transporter T4, а также Caravelle и
Multivan предлагались четыре двигателя на выбор: два бензиновых объемом
2,0 л (4-цил.) и 2,5 л (5-цил.) и мощностью 85 и 110 л. с., а также атмосферные
предкамерные дизели 1,9 л (4-цил.). и 2,4 л (5-цил.), развивающие 60 и
78 л. с. соответственно. В конце 1992 года гамму силовых агрегатов пополнил
1,9-литровый 68-сильный турбодизель. А через четыре года появились турбодизель
с непосредственным впрыском топлива 2,5 л (102 л. с.) и бензиновый VR6
объемом 2,8 л (140 л. с.). У последнего, как видно из названия, шесть
цилиндров, но расположены они необычно – в шахматном порядке, так называемое
узкое V. В 2000 году мощность «шестерки» довели до 204 л. с. До 150 «лошадок»
форсировали и 2,5-литровый турбодизель.
Слабыми местами «движков» обычно являются зубчатые ремни
привода газораспределительного механизма и ТНВД, требующие замены каждые
60 тыс. км. Вместе с ремнем ГРМ обязательно меняется ролик механизма натяжения.
Даже небольшая отсрочка этой процедуры часто чревата обрывом – в этом
случае придется менять головки блока с клапанами и распредвалами, а возможно,
и производить капитальный ремонт. В этом отношении намного привлекательнее
агрегат VR6 – c цепным приводом ГРМ. Однако, с точки зрения эксплуатационных
расходов, это тоже не лучший вариант.
У моделей, выпущенных до 1996 года, следует обратить
внимание на тросик акселератора – он частенько обрывается. В бензиновых
версиях могут быть неисправными термодатчики вентилятора и негерметичными
водяные насосы. У дизелей возможны проблемы с контактами предпускового
подогревателя и прокладками головки блока. У отдельных экземпляров данную
прокладку необходимо заменять через 200 тыс. км пробега. Очень дорого
обходится замена ТНВД – до 2000 евро. Однако на многих специализированных
СТО берутся отремонтировать старый всего за 1400 – 1500 грн. (с учетом
стоимости запчастей).
Кроме того, на всех модификациях случаются обрывы шлангов
системы охлаждения. Поэтому после покупки машины их стоит заменить. Если
мотор перегревается, лучше заменить и расширительный бачок, поскольку
он может подплавиться.
Трансмиссия
Передний привод в сочетании с поперечно расположенным
двигателем позволили сделать трансмиссию T4 достаточно компактной. Никаких
серьезных недостатков как у 5-ступенчатой «механики», так и у 4-ступенчатого
«автомата» нет. Вызывают нарекание разве что механические коробки (модели
до 1996 г. в.) – за туговатое переключение передач. Машины, выпущенные
до 1993 года, имеют слабоватое сцепление.
Для зимней эксплуатации можно порекомендовать полноприводную
версию Syncro (выпускается с 1992 года). На этом автомобиле задний мост
подключается через вискомуфту только при пробуксовке передних колес. Правда,
на некоторых экземплярах задние колеса могут вступать в работу непредсказуемо,
что может привести к потере управляемости. Поэтому перед покупкой автомобиля
Transporter Syncro желательно проверить, как он ведет себя на скользкой
дороге.
Ходовая
Подвеска у T4 – полностью независимая. Для наших неровных
дорог она жестковата, зато управляемость автомобиля на высоте.
Реечное рулевое управление в большинстве случаев оборудовано
гидроусилителем. Хотя на автомобилях ранних лет выпуска его может и не
быть. Грузовые версии оснащены передними дисковыми и задними барабанными
тормозами, а вот машины Caravelle и Multivan – дисковыми на всех колесах.
Причем модели с двигателем VR6 стандартно оснащаются ABS, задним межколесным
дифференциалом, блокируемым электроникой, – EDS, а также регулятором тормозных
усилий EBV.
Ходовая часть обычно не вызывает проблем. Периодической
замены требуют, как правило, только нижние шаровые опоры, наконечники
рулевых тяг, сайлент-блоки нижних рычагов и стойки стабилизатора поперечной
устойчивости.
|
|
Volkswagen Transporter T4 |
|
Цены на неоригинальные запчасти, грн. |
|