X

Для войны и мира

Автомобили двойного применения
















Выставка автотехники двойного применения проводится
в подмосковных Бронницах уже в пятый раз. Нынче в порядке эксперимента
она открылась на неделю раньше Московского автосалона, благодаря чему
в ней смогли принять участие большее количество предприятий, специалистов
и зрителей.

102 автомобиля двойного
применения, которые можно использовать и в военных целях, и в народном
хозяйстве, представили на площадках ведущие российские автопроизводители.
Специалисты сразу же заметили новинки, которые обычному зрителю в глаза
не бросаются. Пока одни осматривали выставленные автомобили, другие уже
вели переговоры, а третьи – заключали договора. Собственно, для такой
цели и устраиваются подобные выставки – собрать в одном месте производителей
и потенциальных покупателей. На выставке в Бронницах присутствовали военные
атташе из более чем сорока стран мира. Без их консультации ни один из
полпредов зарубежной страны не сядет за стол переговоров. Только с одобрения
военных атташе ежегодно здесь заключаются контракты, оговариваются условия
сотрудничества.

Погода благоприятствовала. Накануне ночью дождь сделал трассу военного
полигона еще более сложной, а ослепительное солнце позволило во всех деталях
оценить мастерство водителей и выносливость техники.

«КамАЗ»

«КамАЗ» делегировал в Бронницы серийные и перспективные модели нескольких
семейств. В первый день экспозицию автозавода возглавили три богатыря
из семейства «Мустангов» – КамАЗ-4350 (4х4), -5350 (6х6) и -6350 (8х8).
Трехосный «Мустанг» представлен и в длиннобазном варианте, предназначенном
для перевозки контейнеров. Его четырехосный собрат на этот раз предстал
в роли седельного тягача. Рядом с гигантами представлен и «Гном» – малотоннажный
грузовик КамАЗ-43261 с короткой платформой. Это современная альтернатива
автомобилям данного класса, выпускаемым другими автозаводами.

Многоцелевые полноприводные шасси КамАЗ-43118 могут использоваться для
многих видов гражданского спецоборудования и военной техники. На выставке
в Бронницах, в частности, были представлены сделанные на его базе бортовой
автомобиль с тентом и грузовик с системой самопогрузки-выгрузки типа «Мультилифт»
(сменный кузов с крюковым погрузочно-разгрузочным устройством).

Сразу же по окончании «стационара» все три представителя «Мустангов»
и оба КамАЗа-43118 приняли участие в так называемой «динамике» – показательных
выступлениях с демонстрацией тактико-технических возможностей автомобилей
в условиях полигона. К ним присоединился седельный тягач КамАЗ-44108 с
бронированной кабиной.

Наиболее интересная новинка «КамАЗ» – серийные «близнецы» «дакаровского»
КамАЗа, сверхмощные грузовики с индексом 4911. Из тех 15 образцов, что
требовались для омологации, три «боевых» экземпляра гонщики собрали в
своих боксах, а остальные машины были изготовлены на стационарных постах
– в корпусе, где собирают автобусные шасси. Отличия серийных болидов от
«боевых», гоночных, минимальны. На автомобилях, предназначенных для повседневной
эксплуатации, стоит бортовая платформа. Топливные баки – не алюминиевые,
как у «спортсменов», а стальные – по два бака объемом 450 л каждый. Иначе
установлены аккумуляторные батареи. Кроме того, в кабине – обычные, а
не спортивные, руль и сиденья, окраска – «камуфляж». Под кабинами как
гоночных, так и серийных машин стоит высокофорсированная «восьмерка» ЯМЗ,
которая развивает потрясающие мощность и крутящий момент – 730 л. с. и
2700 Нм!

«УАЗ»

Ульяновский автомобильный завод представил три автомобиля: УАЗ-23608
– грузовой полноприводный автомобиль, выполненный на базе узлов и агрегатов
УАЗ-3162; УАЗ-3159-01 и УАЗ-3159-11, которые продемонстрировали свои вездеходные
качества в экстремальных условиях. УАЗ-3159-11 достойно преодолел сложнейшую
трассу.

«ГАЗ»

Экспозиция ОАО «ГАЗ» была представлена высокомобильной армейской машиной
многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник», гусеничным транспортерным
тягачом ГАЗ-3402Д, малогабаритным гусеничным транспортером ГАЗ-3409, модернизированными
БТР-60ПБМ и БТР-70М, ГАЗ-3308 «Садко», ГАЗ-3902 «Вепрь» с модульным кузовом.
Наибольший интерес как российских, так и зарубежных гостей выставки вызвали
представленные в экспозиции Горьковского автозавода три полноприводных
многоцелевых автомобиля «Тигр» в различных комплектациях.

«УралАЗ»

Здесь было представлено не-сколько новых машин. Бортовой длиннобазный
«Урал-4320-0919» (6Х6) предназначен для перевозки воинских грузов, личного
состава, буксирования прицепных систем по всем видам дорог и местности.
«Урал-43206-0551» (4Х4) позволяет при наличии гидроманипулятора осуществлять
механизированную погрузку и разгрузку оборудования и боеприпасов. Еще
один интересный экспонат – автомобиль многоцелевого назначения «Урал-532301»
(8Х8) бескапотной компоновки производства СП «IVECO-УралАЗ» с секторным
остеклением.

Армейские автомобили и шасси «Урал» имеют специальную окраску, кронштейны
для крепления оружия в кабине, систему усиления фильтрации радиопомех,
комплект светомаскировочных устройств, фонарь подкузовной подсветки, места
под монтаж фильтровентиляционной установки и приборов ночного видения,
а также для подключения других специальных приборов. На всех представленных
автомобилях установлены дизельные двигатели ЯМЗ мощностью от 130 до 300
л. с.

«Урал-432009» также имеет частичное бронирование моторного отсека, топливного
бака и контейнера аккумуляторных батарей. Проходимость и маневренность
бронированных автомобилей сохранена на уровне базовых «Уралов».

Другие…

Специальный бронированный автомобиль «Скорпион-2», создан корпорацией
«Защита». Базой служит армейский внедорожник УАЗ-3159. Кузов и колею расширили,
что позволяет повысить устойчивость и при необходимости устанавливать
крупнокалиберное стрелковое вооружение. На «Скорпионе-2» достигнута статическая
устойчивость при наклоне автомобиля до 50 градусов. Это, кстати, выше,
чем у американского Hummer. Новая конструкция дала возможность устанавливать
на автомобиль крупнокалиберный пулемет «Корд» и автоматический гранатомет
АГС-30. Для кругового обзора и стрельбы на автомобиль установлена турель
от БТР. (Экипаж может в движении, в том числе и на определенных уклонах,
работать крупнокалиберным пулеметом.) «Скорпион-2» имеет бронезащиту скрытого
типа, которая состоит из навесных панелей, обеспечивающих стойкость от
поражения стрелковым оружием с дистанции 5 – 10 м в соответствии с 5-м
классом защиты (автоматы АК-74, АКМ калибра 5,45 и 7,62 мм, снайперская
винтовка СВД калибра 7,62 мм). «Скорпион-2» может оснащаться бронезащитой
пола, пожаровзрывобезопасными топливными баками, пулестойкими откидными
ветровыми и дверными стеклами, а также защитой шин от проколов или поражения
огнестрельным оружием.

Питерское КБ «Кайман» представило интересное специальное шасси «Вепрь».
Это двухосный автомобиль с каркасно-панельной структурой из алюминиевого
сплава АМГ-3 и силовым агрегатом, установленным перед задней осью. Водительское
место расположено над передними колесами, а центральная часть отведена
под утепленную кондиционированную шестиместную пассажирскую кабину. «Вепрь»
имеет рекордный дорожный просвет – 590 мм, минимальные передний и задний
свесы и ровное днище, что позволяет ему демонстрировать чудеса проходимости.
В частности, заявленная глубина преодолеваемого брода у него больше, чем
у «Водника», -1,5 м против 1,2 м. Но в то же время представить такой вездеход
в роли разъездного при столичном штабе нелегко: его длина составляет 6500
мм, ширина – 2700 мм, высота – 2650 мм. Днище машины защищено от мин плитами,
расположенными под углом (так, в частности, делают на бронетранспортерах
в ЮАР). При желании «Вепрь» можно бронировать. Вездеход максимально унифицирован
с отечественной техникой – на нем установлены «камазовский» 260-сильный
дизель и подвеска от БТР.

Сергей Иванов
Фото автора