X

Это – актуально

Выставки спецтехники














22 – 24 октября на территории нового Международного
выставочного центра, что возле cтанции метро «Левобережная» в Киеве,
состоялись две важные выставки: «Технологии защиты-2003» и «КоммунТех-2003».
На них были представлены различные образцы автомобильной и другой
самоходной техники.

Безопасность прежде всего

Сегодня вопросы радиационной и экологической безопасно сти, проблемы
предотвращения и ликвидации последствий катастроф различного характера
– необычайно актуальны. На Международном выставочном форуме «Технологии
защиты-2003» были широко представлены средства спасения, применяемые для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы и технологии пожарной безопасности,
оборудование и техника, в том числе автомобильная.

Главной задачей форума было наиболее полно удовлетворить потребности
специальных формирований министерств и ведомств, занимающихся вопросами
безопасности. Дело в том, что уже сейчас в Украине реализуется государственная
программа переоснащения вышеуказанных спецформирований, рассчитанная на
четыре года. И экспозиция форума помогла специалистам ознакомиться с лучшими
образцами аварийно-спасательной техники с тем, чтобы в дальнейшем можно
было привлечь ее производителей к участию в соответствующих тендерах.

Среди интересных экспонатов выставки прежде всего нужно назвать аварийно-спасательный
автомобиль АР-1 на шасси ГАЗ-3307. Это пока что опытно-экспериментальный
образец, изготовленный по заказу МЧС на Павлоградском механическом заводе
(ДП ПО «Южмаш» им. А. Макарова). Эта машина универсальна: с ее помощью
удается ликвидировать последствия стихийных бедствий, аварий на предприятиях.
Кроме того, она может использоваться коммунальными службами для различных
ремонтных работ. Кузов имеет шесть отсеков. В одном из них размещены мини-электростанции
на 8,8 и 3,5 кВт, в другом – сварочное оборудование, в третьем – электро-
и бензоинструмент, в том числе электродрель и бензопила. Есть отсек с
обычным инструментом (домкратами, ручной лебедкой и т. д.), с пожарным
оснащением (огнетушителями, 3-секционной лестницей) и со спасательным
оборудованием (выносным прожектором, надувной лодкой и пр.). В салоне
для спасателей могут разместиться 5 человек, здесь имеются носилки, защитные
костюмы, аптечка. Аналогов этой машине в Украине нет, и при наличии заказов
предприятие готово развернуть ее серийный выпуск.

В экспозиции были представлены и пожарные машины. НПП «КБ Пожспецмаш»
(г. Прилуки, Черкасская обл.) показало пожарную автоцистерну АЦ-40 мод.
307 на шасси ЗИЛ-433362. Это чисто городская машина, которая должна заменить
широко известную АЦ-40 мод. 63Б (на базе ЗИЛ-130). В отличие от предшественницы,
у нее пять удобных шторных дверей, в том числе и на насосном отсеке. Емкость
для воды увеличена на 400 л и доведена до 2800 л. Элементная база в системе
управления машиной изменилась, так, включение сцепления в приводе насоса
– пневматическое, с дистанционным управлением немецкой фирмы Festo. В
комплектацию входит ручной аварийно-спасательный инструмент.

Была показана и другая разработка из Прилук – аварийно-спасательная
машина на базе «Газели», предназначенная для МЧС. Ее характерная особенность
– выдвижной модуль, который перемещается по аппарели. Это обеспечивает
удобный доступ всех членов экипажа машины к инструментам и оборудованию,
размещенному в ящиках модуля. Нужно добавить, что этот модуль съемный,
то есть при необходимости можно установить другой, с иной комплектацией.
И еще одно – при желании эту конструкцию можно смонтировать на любом другом
автомобиле.

Кроме того, был представлен пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
АВПТ-10 на шасси КамАЗ-53213, разработанный и изготовленный Днепропетровским
управлением пожарной охраны совместно с предприятием «Пожмашина» (пгт
Ладан, Полтавская обл.). Главное его достоинство – возможность тушения
пожаров распыленной мелкодисперсной струей, что позволяет и экономить
воду, и не заливать соседние помещения.

Своеобразной экзотикой стала машина СДКК (самохідний дистананційно-керований
комплекс). Ее разработало украинское НИИ механики, НТУУ «КПИ» и государственная
ассоциация «Радон». Машина предназначена для работы с твердыми радиоактивными
и опасными токсичными отходами, в том числе для их перезахоронения. Может
работать и как погрузчик в загрязненных зонах при ликвидации последствий
аварий. Управление осуществляется с дистанционного пульта в небольшой
кабине, который можно разместить на расстояние до 1 км от места работы.
Для этого используется радио-телевизионная система оригинальной разработки.
Емкость ковша – 1 м куб., грузоподъемность при полном вылете стрелы –
500 кг. На машине установлены дизель в 30 кВт и гидростатическая трансмиссия.

Был на выставке и еще один уникальный экспонат – передвижная экологическая
лаборатория (ПЭЛ) под названием «Тонус». Она была создана еще во времена
СССР на базе автобуса ЛАЗ-699Р. В настоящее время находится в Вооруженных
Силах Украины в Центре военной экологии. «Тонус» позволяет проводить анализ
зараженных грунтов воды, продуктов питания, выявлять разнообразные радиоактивные
и токсические вещества, тяжелые металлы и т. д. К сожалению, ПЭЛ изготовлена
в единственном экземпляре, а ведь потребность в таких машинах есть. И
если ее модернизировать, такому автомобилю не будет цены.

Для коммунальных служб

В настоящее время в Украине осуществляется реформирование жилищно-коммунального
хозяйства. В связи с этим коммунальным предприятиям, получившим определенную
свободу, очень важно определиться в выборе техники, которая поможет снизить
себестоимость коммунальных услуг и в то же время повысить их качество.

Среди экспонентов Международной специализированной выставки «КоммунТех-2003»
в первую очередь нужно назвать ОАО «Киевский завод коммунального машиностроения»
(«Коммаш»). Он производит широкую гамму специальной техники: мусоровозы
с боковой загрузкой, дорожно-уборочные машины, вакуумные автомобили и
т. д. На выставке был представлен мусоровоз с боковой загрузкой КО-413
на шасси ГАЗ-3307. Технологическая вместимость кузова – 7,5 м куб., грузоподъемность
манипулятора – 500 кг.

ОАО «Борекс» (г. Бородянка, Киевская обл.) представил экскаватор-погрузчик
модели 2201 на базе трактора МТЗ-80/82. Интересно, что этот трактор собран
в Киеве на предприятии ОАО «Укравтозапчасть». Емкость ковша погрузчика
– 0,63 м куб., ширина захвата бульдозера – 2 м.

Городской электротранспорт был представлен известным троллейбусом К-12.03.
Его разработало АНТК «Антонов», а изготовил Киевский авиационный завод
«Авиант». 62 таких машины уже работают в столице и одна – в Черкассах.
Характерная черта модели – кузов, выполненный с применением алюминиевых
сплавов и композитных материалов, что обеспечивает срок его службы не
менее 18 лет. Потребляемая мощность у машины ниже, чем у существующих
аналогов. Система управления – фирмы Skoda, ведущие мосты – Raba. В сочлененном
троллейбусе 28 мест для сидения, общая пассажировместимость – 200 человек.

Большой интерес посетителей вызвала демонстрация работы оборудования
для бестраншейного ремонта трубопроводов. Эту новейшую западную технологию
Nova 3 представило ООО «Эльпласт+» (Львовская обл.). На автомобиле с прицепом
смонтирован фактически маленький передвижной заводик. При ремонте старых
труб установка заталкивает в них своеобразный полиэтиленовый чулок, подающий
полиэфирную смолу – затвердевая, она образует как бы новую трубу. Таким
образом отпадает необходимость в долгом и дорогом копании. Исследование
внутренней поверхности поврежденной трубы производит передвижной 8-колесный
робот с телекамерой.

Леонид Гоголев
Фото автора