Грани безопасности
С 19 по 22 мая в Москве прошел Международный салон «Комплексная безопасность-2009» (ISSE). Здесь были представлены пожарные и аварийно-спасательные автомобили, машины для армии и МВД.
С 19 по 22 мая в Москве прошел Международный салон «Комплексная безопасность-2009» (ISSE). Здесь были представлены пожарные и аварийно-спасательные автомобили, машины для армии и МВД.
Нынешний московский салон ISSE-2009, как и в прошлом году, прошел на территории Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ). На этот раз экспозиция разместилась в новом павильоне «Россия» общей площадью 24 тыс. м кв., а также на прилегающих к нему открытых площадках. Здесь были представлены свыше 350 предприятий из России и 15-ти других стран.
Отличительная черта Международного салона ISSE-2009 – большое количество тематических выставок, объединенных под одной крышей. Среди них – «Вооружение и технические средства спецназначения», «Техника охраны», «Пожарная безопасность», «Средства спасения», «Медицина катастроф» и др. Предлагаем краткий обзор наиболее интересных автомобильных экспонатов, представленных на этом форуме.
ОАО «ПСА «Бронто»
Известное предприятие из Тольятти показало машину Lada «Комдив» – бронированный по второму классу автомобиль (защита от пуль пистолета ТТ), разработанный для высшего командного состава. В основу машины положена длиннобазная «Нива» ВАЗ-2131. В боковых дверях находятся бойницы, безопасность повышают автоматическая система пожаротушения и дистанционный отключатель «массы». Задняя часть кузова имеет высокую крышу и широкую распашную дверь для облегчения посадки-высадки. Модернизировано и шасси. В переднем и заднем мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы винтового типа. Увеличены ходы передней и задней подвески – для этой цели доработаны арки колес. Кроме того, устанавливаются 15-дюймовые шины с увеличенными грунтозацепами. В качестве опции предлагаются независимая подвеска передних колес и лебедка.
Вторая новика от «Бронто» – Lada 4х4 «Рысь». От серийной трехдверной «Нивы» ВАЗ-21214 машина отличается увеличенным на 100 мм клиренсом, длинноходной подвеской и более «зубастыми» колесами. За доплату устанавливается лебедка, а на крыше – осветительная «люстра».
Третий экспонат «Бронто» – снегоболотоход Lada 4х4 «Марш», выполненный на базе пикапа с удлиненной 4-местной кабиной ВАЗ-2329-02. Характерная черта автомобиля – огромные шины сверхнизкого давления для передвижения по глубокому снегу, болотистой и другой труднопроходимой местности. Семейство снегоболотоходов «Марш» с различными типами кузовов выпускается с 1996 года и пользуется большой популярностью.
ООО «Моторика»
Предприятие, с 1995 года работающее в сфере производства специализированных моделей на базе «Нивы», привезло на выставку автомобиль 4х4 «Медицинский». Он создан на базе 5-дверной «Нивы» ВАЗ-2131 и отличается удлиненным на 280 мм задним свесом и крышей с пластиковой надстройкой в задней части. Медицинское отделение оборудовано сиденьем врача, откидным столиком и кресельными носилками. Предусмотрена возможность размещения различного медоборудования (кислородный редуктор-ингалятор, аппарат искусственной вентиляции легких, фельдшерский набор и др.). Для питания последнего предусмотрен преобразователь напряжения 12В – > 220В. Кабина водителя отделена от медицинского отделения перегородкой.
Еще один экспонат – Lada 4х4 «МВД», также изготовленная на базе ВАЗ-2131, с задним увеличенным свесом и высокой крышей. Автомобиль оборудован дополнительными посадочными местами и перегородкой из металлической сетки в задней части салона. Решетки установлены и на задние стекла. Машина предназначена для перевозки опергрупп или задержанных. Несколько «луноходов» уже эксплуатируются в Москве и области.
ОАО «Пожтехника»
Предприятие из г. Торжок – один из старейших российских производителей пожарной техники. На выставку оно привезло машину ПСА ТПЛ-54 (T815), что расшифровывается как пожарно-спасательный автомобиль с телескопическим подъемником и лестницей на шасси Tatra T815. Он предназначен для доставки на высоту до 54 м не только боевого расчета, но и пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств – воды и воздушно-механической пены, подача которых осуществляется через собственные коммуникации. Машина оснащена 600-литровым баком для пенообразователя и насосом производительностью 70 л в секунду.
Примечательно, что чешское шасси Tatra T815 (8х8) оборудовано армейской низкорасположенной кабиной. Высокую проходимость автомобилю обеспечивают полный привод (8х8) и шины с регулируемым давлением.
IVECO Magirus
Крупнейший западноевропейский производитель машин-огнеборцев привез в Москву аварийно-спасательный автомобиль аэродромного тушения Super Dragon ARFF 14000 DP 250 HRET 15. Он комплектуется цистерной для воды на 12000 л, емкостями для пенообразователя на 1500 л и порошка на 250 кг. Производительность насоса – 8000 л/мин. Машина комплектуется двумя лафетными стволами: на бампере и на телескопической 15,25-метровой мачте. Распылитель на мачте снабжен инфракрасной камерой переднего обзора, обеспечивающей передний обзор в условиях задымленности. В основе машины лежит шасси 8х8 с супермощным двигателем IVECO в 1054(!) л. с.
Еще один интересный экспонат – пожарный автомобиль быстрого реагирования для тушения пожаров в туннелях – модель TFFV. Для разбора завалов оборудован специальным отвалом с лопастями, которые могут сдвигаться в правую или левую сторону. Перевозит 3000 л воды, 500 л пенообразователя и оснащен насосом 2800 л/мин.
Примечательно, что данная техника может работать в условиях полного отсутствия воздуха. Для этого предусмотрена система автоматической подачи воздуха из баллонов: отдельно для кабины и для двигателя. Модель TFFV построена на шасси IVECO Magirus 190T36W (4х4) с двигателем 360 л. с. (Евро 4). Для лучшей маневренности в туннеле задние колеса сделаны управляемыми – поворачиваются в сторону противоположную передним.
OOO «Пожспецмаш»
Были на выставке и украинские производители. «Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения» привез автоцистерну АЦ-40(43253)-247.02 на шасси КАМАЗ-43253 (4х2). Машина комплектуется емкостями для 4000 л воды и 400 л пенообразователя. Производительность насоса – 40 л/сек. Дальность подачи струи – 50 м. Второй экспонат – пожарный автомобиль первой помощи АППД-2 (3310)-274 на шасси ГАЗ-3310 «Валдай». Помимо запаса воды (1000 л) и пенообразователя (50 л), машина оснащена автономным мотонасосом (производительностью 5 л в секунду) и многорежимными стволами. Имеется набор гидравлического, пневматического и механического спасательного инструмента.