| | Еще лет 15 назад наши соотечественники могли только
мечтать о микроавтобусах и легких развозных фургонах. Тогда эту нишу
занимали РАФы, УАЗы и ЕрАЗы, не отличавшиеся ни особым удобством,
ни вместительностью, ни надежностью. Неудивительно, что после развала
СССР из-за границы к нам буквально хлынули микроавтобусы и легкие
фургоны полной массой до 3,5 тонн, управлять которыми мог любой водитель,
имеющий права категории В. |
На Западе такие машины
пользуются большой популярностью. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что концерн Iveco, созданный в 1975 году итальянскими компаниями FIAT,
Lancia и OM, немецкой фирмой Magirus и французской Unic, уже в 1978-м
начал производство модели Daily. Это имя получил целый «клан»: грузовые
фургоны, микроавтобусы и шасси для различных автомобилей. В то время подобные
машины были и у других производителей, но после появления TurboDaily им
пришлось потесниться.
В 1984 году итальянские дизельные двигатели Sofim-8140, которыми оснащалось
семейство Daily, получили турбонаддув, а сама модель получила приставку
Turbo.
В 1989 году двигатель TurboDaily получил промежуточное охлаждение наддуваемого
воздуха, а передняя часть – новое оформление: более обтекаемую форму,
прямоугольные фары и горизонтальные прорези фальш-решетки радиатора.
И, наконец, в 1996 году на машину стали устанавливать дисковые тормоза
и двигатели Евро 2. Передняя часть подверглась рестайлингу, в ходе которого
был изменен рисунок решетки радиатора.
Что привлекает в TurboDaily?
Высокая популярность этой модели обусловлена рядом причин: достаточно
экономичным и надежным дизельным двигателем, объемным кузовом, но главное
– прочной рамной конструкцией, выгодно отличающей TurboDaily от машин
полурамных или с несущим кузовом.
На рынке Украины встречаются разные модификации Iveco TurboDaily, но
чаще всего – «свежие» 18-19-местные микроавтобусы (в том числе переделанные
из фургонов) 1996-97 годов выпуска, пригнанные из-за границы, без пробега
по дорогам СНГ. При растамаживании такие машины обходятся дешевле, чем
более новые, и поэтому именно их предпочитают ввозить для продажи. При
этом, если цена нового микроавтобуса Iveco TurboDaily (в зависимости от
«фарша») составляет 20 – 30 тысяч долларов, то за восьмилетний просят
примерно вдвое меньше, а машину, отработавшую в Украине, можно купить
и за 7-8 тысяч «зеленых».
Старый конь борозды не портит
Средний пробег микроавтобусов, ввозимых из-за границы, составляет 400
– 450 тысяч км. Именно столько машины служат практически не требуя ремонта,
а после этого они, как правило, попадают на вторичный рынок. Более «молодые»
продают обычно только после ДТП.
Но одометр (особенно после того, как машина оказывается в Украине) часто
показывает намного меньше. Не нужно, наверное, объяснять, как и зачем
это делают.
Поэтому при покупке подержанной машины нужно быть готовым к тому, что
ее реальный пробег будет намного больше задекларированного и, как правило,
не меньше 400 тысяч км. Да и запчасти перед продажей обычно ставят подешевле.
Итак, стоит ли вообще приобретать этот автомобиль?
Поделиться своими мыслями по этому поводу мы попросили автомобилистов,
у которых есть опыт эксплуатации Iveco TurboDaily.
Ремонт TurboDaily обходится сравнительно недорого. «Капиталка» двигателя
стоит около 700 долларов, а за 1000 можно перебрать весь микроавтобус.
Нет проблем и с оригинальными запчастями, но из-за высокой цены их покупают
далеко не все, предпочитая использовать более дешевые аналоги.
Долговечность TurboDaily обусловлена использованием рамной конструкции
и рессорной подвески, позволяющих автомобилю выдерживать большие нагрузки.
А его популярности способствуют надежность, недорогое обслуживание и доступные
по цене запчасти, в том числе от автомобилей СНГ.
| Мнение | | Георгий
Ткачук
Начальник СТО АО «Транспортник» Мы купили 125 микроавтобусов Iveco TurboDaily (35-10,
40-10 и 49-10), часть которых была собрана в Италии,
а часть в Украине. Кстати, микроавтобусы отечественной
сборки не уступают заграничным. Машины надежные и устраивают
нас во всех отношениях. А все имевшиеся слабые места
за те семь лет, что мы эксплуатируем эти автомобили,
итальянцы полностью устранили. Так, как-то из-за выхода
из строя передней ступицы у нас остановились сразу 54
машины. Но итальянцы оперативно отреагировали и поставили
туда дополнительный сальник, так что теперь с этим узлом
никаких проблем не возникает. Максимальный пробег наших микроавтобусов составляет
450 – 460 тысяч километров, так что уже можно делать
определенные выводы об их ресурсе. Около шести лет или
300 – 350 тысяч километров служит главный тормозной
цилиндр. Через 300 – 400 тысяч может потребовать ремонта
и задний мост, одни детали для ремонта которого стоят
около 6000 грн. Двигатель обычно приходится ремонтировать
после пробега где-то 500 тысяч километров, хотя его
ресурс (как и заднего моста) во многом зависит от отношения
водителя. Впрочем, это можно сказать и о ходовой. 2,5-литровый двигатель считается более надежным, чем
2,8-литровый. По мнению специалистов, это связано с
несовершенной системой охлаждения последнего, не обеспечивающей
нормальный температурный режим 4-го цилиндра. Если водитель
вовремя не обратит на это внимание, может произойти
локальный перегрев с преждевременным износом колец. Иногда в машинах растрескивается панель, в которую
вварена направляющая троса ручного тормоза: это чаще
всего происходит через 3-3,5 года эксплуатации. Да и
сам ручной тормоз на машинах Евро 2 откровенно слабоват.
К недостаткам можно отнести и то, что пол сделан из
обычной фанеры. Зимой в машину попадает снег, в результате
материал коробится и расслаивается. Поэтому обычную
фанеру нам пришлось заменить на бакелитированную. На модели 35-10 нередко отрывается крыша в месте ее
крепления к передней стойке. А в зимний период из-за
соли часто выходят из строя крестовины рулевого управления
и кардана, а также подвесной подшипник. Нужно отметить, что фирменные запчасти на машины Iveco
очень дорогие. Например, подшипник задней ступицы фирмы
SKF в коробочке Iveco стоит процентов на 40 дороже,
чем тот же подшипник в упаковке SKF. Примерно так же
обстоят дела и с другими запчастями. Как-то мы взяли
турецкие крестовины, очень недорогие, но и ходили они
всего – 3 – 5 тысяч км. Поэтому теперь мы всегда покупаем
детали только хорошего качества. Расход топлива у нас установлен 15 л на 100 км. На
мой взгляд, для 7-летних машин в городском режиме эксплуатации
это вполне приемлемо. Так что в целом покупка Iveco TurboDaily себя оправдывает. |
|
|
| Мнение | | Александр
Частный предприниматель, водительский стаж 11 лет У меня 18-местный длиннобазный микроавтобус Iveco TurboDaily
35-10, 1995 г. в., пробег составляет 415 тысяч км. Машина
нравится – экономичная, скоростная и большая. В прошлом
году я пригнал ее из Германии и уже наездил почти 100
тысяч км. Машина очень легкая и удобная в управлении, маневренная,
отлично держит дорогу. 2,5-литровый турбодизель надежен
и экономичен. Думаю, при хорошем сервисе и нормальном
масле такой мотор может выходить и полтора миллиона
км. Средний расход топлива при движении по городу и
за городом на скорости до 100 км/ч – 10 л на «сотню».
А при 120 км/ч расход возрастает до 13 литров. Ремонтировать машину практически не приходилось, если
не считать замену сайлент-блоков, за которые я заплатил
по 25 грн. Сейчас открываю свой автопарк. И когда я сравнил Iveco
TurboDaily с другими микроавтобусами, пришел к выводу,
что по экономичности и максимальной скорости он не уступает
конкурентам, а по вместимости, надежности и простоте
обслуживания существенно их превосходит. Да и запчасти
к нему значительно дешевле. |
|
|
| Мнение | | Василий
Куценко
Частный предприниматель, водительский стаж 10 лет Работаю на микроавтобусе Iveco TurboDaily 40-10, 1997
г. в. Пробег машины – 400 тысяч км. Автомобиль купил полгода назад, за это время я проездил
около 40 тысяч километров. Машину купил всего за 7 тысяч долларов. Надо сказать,
перед этим ее нещадно эксплуатировали, так что я был
готов к худшему. Однако серьезных проблем пока не возникало. За это время мне пришлось заменить рессоры, амортизаторы,
подшипники передней ступицы и подвесной подшипник карданного
вала. Конечно, фирменные запчасти к TurboDaily стоят намного
дороже, чем для «Газели», но им легко можно найти замену
и подешевле. Так, фирменный подшипник кардана стоит
около 100 долларов, но я взял турецкий в 10 раз дешевле
– пока работает. Подшипник ступицы стоит 300 грн., амортизатор
– 200 грн., но я поставил «волговский» за 50 грн., а
вместо «родных» четырехлистовых рессор мне сделали самодельные,
используя листы от «газона» по 20 грн. каждый. Так что
замена двух рессор (с учетом работы) обошлась мне всего
в 220 грн. Средний расход топлива и в городе, и за городом (при
скорости 90 – 100 км/ч) составляет около 12 л на 100
км. В общем, пока я машиной доволен и менять ее не собираюсь. |
|
|
| Мнение | | Николай
Частный предприниматель, водительский стаж 25 лет Сейчас я езжу на 19-местном длиннобазном микроавтобусе
Iveco TurboDaily 35-10, 1998 г. в., с пробегом 180 тысяч
км. С машинами Iveco TurboDaily я знаком уже достаточно
давно, наездил на них не одну сотню тысяч километров
и очень ими доволен. Преимущества этой модели, на мой
взгляд, в рамной конструкции и изумительном моторе.
Двигатель надежный, недорогой, и простой в обслуживании.
Его капитальный ремонт стоит 660 долларов, а топливной
аппаратуры – 200 долларов. Недорого обойдется и ремонт ходовой, если использовать
неоригинальные запчасти. Зачем платить за рессору 100
долларов, если можно собрать точно такую же из «газоновских»
листов за 30 гривен? Сайлент-блоки я ставлю самодельные,
выточенные из резины от танковых траков. Они жестче
и неплохо «ходят», да и стоят на порядок дешевле фирменных. Если ехать со скоростью 95 км/ч, которая приходится
на 2,6-2,7 тыс. об/мин, 2,8-литровый турбодизель расходует
около 10 л солярки на 100 км. А в городе машина берет
на полтора-два литра больше. |
|
|
| Микроавтобусы
Iveco TurboDaily* |
Модель | Длина, мм | База, мм | Мест | Полн. масса, кг | Мощность двиг., л. с. | А 40-10 | 5970 | 3300 | 16 | 4200 | 103 | А 40-12 | 5970 | 3300 | 16 | 4200 | 122 | А 45-10 (школьный) | 6860 | 3950 | 28 | 4650 | 103 | А 45-12 | 6860 | 3950 | 19 | 4650 | 122 | * Данные на 1996 год |
|
| Двигатели
Sofim автомобилей Iveco TurboDaily* |
Тип | 8140.67F | 8140.23 | 8140.43 | диз. | турбодиз. | турбодиз. с интеркул. | Рабочий объем, см куб. | 2449 | 2798 | 2798 | Мощность, л. с./об/мин | 82/4200 | 103/3600 | 122/3600 | Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 155/2400 | 240/1900 | 285/1800 | *Данные на 1996 год |
|
| Фургоны
Iveco TurboDaily* |
База, мм | 2800 | 3300 | 3950 | Модель | Внутр. выс., мм** | Внутр. объем, м куб. | Внутр. выс., мм | Внутр. объем, м куб. | Внутр. выс., мм | Внутр. объем, м куб. | 30-8 | 1520 | 7 | 1520 | 10,1 | – | – | 1880 | 8,5 | 1880 | 12,4 | – | – | – | | 2100 | 14 | – | – | 30-10 | 1520 | 7 | 1520 | 10,1 | – | – | 1880 | 8,5 | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | – | – | – | – | 35-8 | 1520 | 7 | 1520 | 10,1 | – | – | 1880 | 8,5 | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | 2100 | 14 | – | – | 35-10 | – | – | 1520 | 10,1 | – | – | 1880 | 8,5 | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | – | – | 1930 | 15,4 | – | – | 2100 | 14 | 2100 | 17 | 35-12 | – | – | 1520 | 10,1 | – | – | 1880 | 8,5 | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | – | – | 1930 | 15,4 | – | – | 2100 | 14 | 2100 | 17 | 49-10 | – | – | 1520 | 10,1 | – | – | – | – | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | – | – | 1930 | 15,4 | – | – | 2100 | 14 | 2100 | 17 | 49-12 | – | – | 1520 | 10,1 | – | – | – | – | 1880 | 12,4 | – | – | – | – | – | – | 1930 | 15,4 | – | – | 2100 | 14 | 2100 | 17 | 59-12 | – | – | – | – | 2100 | 17 | 40-10W | 1520 | 7 | – | – | – | – | 1880 | 8,5 | – | – | – | – | * Данные на 1996 год ** Для машин
с разной высотой крыши |
|
| Стоимость
новых запчастей, грн. |
Деталь | Миним. цена | Макс. цена* | Шаровая опора | 40 | 220 | Рулевые наконечники | 52 | 165 | Тормозные колодки (4 шт.) | 120 | 250 | Крестовина | 25 | 600 | Подвесной подшипник кардана | 200 | 840 | Стартер | 900 | 2500 | Генератор | 450 | 1500 | Амортизатор | 50 | 260 | Рессора | 80 | 2000 | Подшипник передней ступицы | 300 | 530 | Подшипник задней ступицы | 150 | 800 | Сайлент-блок | 25 | 90 | Задний фонарь | 120 | 400 | Форсунка | 110 | 300 | * Оригинальные запчасти |
|
Владимир Шляховой
Фото автора и Iveco