X

KAROSA: Работяга из Высокого Мыта

Автобусы Karosa cерии 700


В 90-е гг. в Украине появилось множество более или менее подержанных автобусов Karosa, ввезенных по дешевке из Чехии и Словакии. Немало их продолжают и сегодня трудиться на наших дорогах.

В начале 1980-х годов на заводе Karosa в чешском городе Высоке Мыто приступили к выпуску автобусов новой серии 730. В нее входили городские машины В731 и В732, пригородные – С734 и С735, а также дальнего следования – LC736. Ежегодно предприятие выпускало 3400 автобусов. Еще и сегодня их можно встретить в разных странах. У нас их чаще всего применяют для междугородного сообщения. Серию 730 сменила более совершенная серия 740, в которую вошли удлиненные автобусы В741 и С744 для городских и пригородных перевозок.

Рассмотрим для примера пригородный автобус Karosa C734. В нем предусмотрено 45 мест для сидения и 35 для стояния. Такое соотношение можно считать идеальным для маршрутов, соединяющих столицу с областными цнтрами, например, «Киев-Кировоград» или «Киев-Черкассы». Пассажиры дальнего следования обычно сидят, а подсаживающиеся по дороге иногда стоят.

Автобус дальнего следования Karosa LC736.
Пожарный автомобиль CAS K25 с кузовом Karosa.
Сочлененный «турист» Karosa C744 cо спальным прицепом.
Городская Karosa B732 – с тремя парами дверей.

Кузов и салон

Жесткий и прочный кузов – залог долговечности. Антикоррозионная катафорезная защита кузовов на «Каросе» вполне надежна.

Иногда автотранспортные фирмы проявляют «находчивость» и применяют пригородные «Каросы» на междугородных маршрутах. Пассажиры от этого никак не страдают, так как в этих машинах больше места для их увесистых сумок непосредственно в салоне, под сиденьями и в проходе. Вентиляция и шумоизоляция салона пригородной «Каросы» лучше, чем на многих курсирующих по Украине допотопных «лайнерах».

По всей длине кузова под полом проходят магистральные трубы системы охлаждения. Летом в систему можно залить воду, а зимой необходим антифриз, что увеличивает расходы. К тому же трубы летом «подогревают» и без того разогретых пассажиров, поэтому лучше выбирать те автобусы, на которых трубы под полом имеют дополнительный слой теплоизоляции. Зато зимой благодаря трубам под полом салон «Каросы» очень теплый.

Система вентиляции и обогрева салона хорошо подходит для наших условий эксплуатации. Неоспоримое преимущество C734 – наличие обогревателя и отопителя немецкой фирмы Eberspecher D24W. Он работает автономно, поэтому салон автобуса можно прогреть без запуска двигателя, но с использованием его охлаждающей жидкости.

урбонаддувный дизель «Каросы» не знает, что такое запуск и начало работы в холодном состоянии. Перед запуском дизель прогревает Eberspecher, благодаря чему резко возрастает срок службы мотора. Можно обогревать место водителя и пассажирский салон по отдельности или одновременно, причем управление системой осуществляется с места водителя. Мало того, отопитель подогревает и дизельное топливо.

Рабочее место водителя в стиле 80-х: «гибкий» руль и «рубленая» панель с минимумом приборов.
В задней части – турбодизель LIAZ ML636P (206 л. с.) с горизонтально расположенными цилиндрами.

Рабочее место водителя

О создании нормальных условий для водителя чешские конструкторы позаботились особо. Рабочее место отделено от пассажирского салона застекленной кабиной и специальными дверями. В кабине есть шкафчик для личных вещей. Водительское сиденье с пневматической подвеской регулируется по высоте и в продольном направлении. Амортизатор сиденья надежно работает при весе водителя от 50 до 120 кг. Настройка положения зеркал обзора выполняется вручную. Это несколько неудобно, но снижает стоимость автобуса за счет отсутствия электроприводов. По особому заказу на «Каросу» может быть установлено сиденье водителя с подогревом или без подогрева, но с особым подголовником.

Двигатели и коробки передач

На автобусах «Кароса» применяются чешские, французские и итальянские двигатели и чешские или немецкие коробки передач, например, шестиступенчатая ZF 6S.1600 с ручным переключением или автоматическая Voith D864.3. Автобусы с чешскими агрегатами дешевле, поэтому быстрее находят дорогу в Украину.

Мощность мотора LIAZ ML636P – 206 л. с. Он соответствует экологическим нормам Евро 1. Это шестицилиндровый однорядный дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Во времена перестройки и после нее завод выпускал модель Karosa B732 Renault. Двигатель Renault MIHR 062045A/3 был турбонаддувный и развивал 256 л. с. Точно так же, как и его чешский собрат, он соответствует требованиям экологических норм Eвро 1. В эксплуатации особых преимуществ перед чешским мотором у него нет, а топливный бак емкостью 240 л он опустошает примерно с той же скоростью. В условиях Украины турбонаддувный Renault предпочтительнее с точки зрения снабжения запчастями через сервисные станции французской фирмы. Запчасти на чешский турбодизель дешевле, но за ними надо специально ездить в Чехию.

Коробки передач на С734 чешские –Praga 5P115 или PRAGA 5P8050. Они ничем не хуже КП западных марок. Обе коробки пятиступенчатые механические, синхронизированные, притом на шестерни синхронизации нанесено молибденовое покрытие.

Оборудование

По желанию заказчика на автобусы С734 устанавливалось различное дополнительное оборудование. Например, водители высоко оценивают датчик мгновенного расхода топлива фирмы Kienzle (Германия). Он надежный и безотказный, но перед продажей автобуса может исчезнуть «в неизвестном направлении».

Сжатым воздухом «Каросу» снабжает компрессор Bosch 4191. Распределение воздуха по потребителям осуществляется с использованием полиамидных и стальных трубок высокого давления. Для стран, где возможны сильные морозы, по особому заказу на «Каросу» устанавливается осушитель воздуха тех же немецких фирм Knorr или Bosch. Иногда заказывают компрессор Knorr и маслоотделитель. Это оборудование исключает замерзание влаги или загустевание масла в пневмосистеме.

Ходовая часть

Задняя ось DETVA оснащена дифференциалом Rockwell 153E. Редуктор допускает движение автобуса со скоростью 100 км/ч. Он хорошо охлаждается, так как объем масляной ванны составляет 19 литров. Передняя ось конструкции LIAZ унифицирована с теми, что устанавливаются на хорошо известные у нас грузовики. Передние колеса имеют независимую подвеску. Рулевое управление оборудовано гидроусилителем чешской фирмы Technometra. В него заливается 6 литров масла. Максимальное усилие на рулевом колесе не превышает 12 кг, поэтому водитель к концу пути не выглядит уставшим.

Своим особо плавным, «плывущим» ходом автобусы «Кароса» обязаны гофрированным пневмобаллонам и телескопическим амортизаторам. Спереди – два пневмобаллона и два амортизатора, а сзади их по четыре. Имеются регулирующие клапаны, которые обеспечивают надлежащую степень амортизации и постоянную высоту кузова при любой загрузке автобуса. Но эта система в дорожных условиях Украины может создавать проблемы, т. к. работает намного интенсивнее.

Пригородный автобус Karosa C734 у нас часто используется как междугородный.

Тормозная система состоит из основного рабочего, стояночного и моторного тормозов. Чехи применили двухконтурные барабанные передние и задние тормоза с пневмоприводом. Тормозные накладки безасбестовые. Применено автоматическое ограничение зазора тормозных накладок с помощью самоустанавливающихся рычажных элементов. Шины с камерой способны без особого ущерба выдерживать украинские дорожные нагрузки. Обычно применяются чешские покрышки Barum.

«Каросы» проектировались во времена развитого социализма, когда важную роль играла организация СЭВ. Благодаря сотрудничеству с нашей промышленностью многие важнейшие узлы автобусов были унифицированы. Поэтому у большинства их подшипников имеются наши аналоги, притом размер в размер. Хороший снабженец мощного автотранспортного предприятия окажет помощь в снабжении стандартными изделиями.

На рынке Украины автобусы Karosa выпуска конца 80-х – начала 90-х гг., в зависимости от технического состояния, продаются за 7–14 тыс. долларов.

Владимир Репало
Фото Леонида Гоголева и из архива автора