В
настоящее время существует несколько конструктивных схем гибридных
автомобилей. В большинстве из них реализован принцип рекуперации
энергии при торможении, но при этом используется два подхода.
Наиболее часто применяется схема, в которой между двигателем
и коробкой передач устанавливается мотор-генератор, который
при разгоне работает как электромотор, помогающий двигателю
внутреннего сгорания, а при торможении – как генератор, заряжающий
аккумуляторную батарею. Он выполняет также функции стартера.
Некоторые конструкции предусматривают возможность подзарядки
аккумуляторных батарей от сети в ночное время. Примером может
служить среднетоннажный грузовик MAN TGL, оборудованный электродинамическим
модулем EDA.
Специалисты Ford предложили несколько иную схему, в которой
использован гидравлический мотор-насос. При торможении он
работает как насос, закачивающий жидкость в полость, заполненную
газом. В качестве аккумулятора энергии выступает полость со
сжатым газом. Нагнетание жидкости приводит к сжатию газа.
А при разгоне жидкость под давлением газа подается в мотор-насос,
который работает уже как гидравлический мотор.
Данные схемы, как правило, используются в грузовых автомобилях.
Еще один вариант известен любителям автостарины по автобусам
ЗИС-154 и ряду других подобных автомобилей. Дизель, работающий
в наиболее экономичном режиме, вращает генератор. Электроэнергия
поступает на тяговый электродвигатель, а избыток идет на зарядку
аккумуляторной батареи. При разгоне часть электроэнергии поступает
от аккумулятора к электродвигателю, а при торможении электродвигатель,
работая в режиме генератора, вырабатывает электроэнергию для
зарядки аккумулятора. Предусмотрена возможность зарядки аккумуляторных
батарей от сети. Эта схема в основном применяется в автобусах
(DaimlerChrysler Orion VII Hybrid).
Кроме того, существует вариант гибридного автобуса, разработанного
компанией MAN, в котором электричество хранится в батарее
ультраконденсаторов (проект IDEAS).
Гибридные силовые установки особенно целесообразны для грузовиков
и автобусов, эксплуатируемых в городе. Частые разгоны и торможения
приводят к нерациональному использованию горючего в автомобилях
с традиционной силовой установкой. Возможность рекуперации
энергии в сочетании с использованием режима «стоп-старт» позволяет
значительно (до 35%) сократить расход горючего и уменьшить
выброс токсичных веществ в атмосферу (на некоторых моделях
– до 90%). В некоторых случаях гибридная схема позволяет значительно
упростить трансмиссию, исключив многочисленные карданные передачи
и редукторы, как, например, в армейском Oshkosh HEMTT (эта
аббревиатура расшифровывается как «тяжелый тактический грузовик
повышенной мобильности»).
Гибридная схема наиболее часто применяется в городских автобусах
(особенно дизель-электрические гибриды). В США число заказов
на изготовление гибридных автобусов уже превысило 700 единиц.
Концерн DaimlerChrysler поставит 500 автобусов Orion VII для
Нью-Йорка, а General Motors – 279 автомобилей для Сиеттла. | | | Значительное сокращение
расхода горючего и вредных выбросов при работе в
городских условиях | | У транспортных средств специального
назначения трансмиссия намного проще |
| | Усложнение конструкции автомобиля
и необходимость дополнительного обучения персонала | | Более высокая цена |
|
|