X

КРАЗ: Так захотели строители…

Бетоносмесители КрАЗ








Нынешний строительный бум требует все больше современной
техники, в том числе специальных автомобилей. И крупнейший украинский
производитель грузовиков – ХК «АвтоКрАЗ» чутко реагирует на возрастающие
потребности рынка.

Бурный рост объемов
и темпов строительства в Украине резко повысил потребности в бетоне. Еще
в 2002 году ХК «АвтоКрАЗ» начало выпускать новый, более современный бетоносмеситель
модели 6124Р4 (6х4). Но жизнь показала, что семикубовый барабан этой машины
в ряде случаев уже маловат. И завод вскоре вывел на рынок 9-кубовый миксер
на четырехосном шасси (8х4) КрАЗ-7133Р4, а затем и на трехосном (6х4)
– КрАЗ-6333Р4.

Зачем же понадобились два одинаковых по объему, да и по конструкции,
миксера, но на разных шасси?


Дело в том, что существуют законодательные нормы предельно допустимой
нагрузки на ось автомобиля. Они разработаны с целью сохранения дорожного
покрытия, и создатели тяжелой автомобильной техники неминуемо обязаны
с ними считаться. Нужно отметить, что Украина в отношении подобных лимитов
находится, так сказать, «впереди планеты всей». Если в странах Западной
Европы допускается осевая нагрузка в 9 – 10 т, то у нас – только 8. По
всей видимости, качество наших дорог требует особой заботы… А заполненный
бетоном девятикубовый барабан – вещь далеко не легкая. Вот и пришлось
применить шасси, где масса такой надстройки распределяется не на три оси,
а на четыре.


Но как же тогда объяснить появление трехосной машины, тоже 9-кубовой?
Очень просто: такую захотели потребители. Ведь имеется целый ряд строек,
где используются только ведомственные дороги, на которые требования дорожного
законодательства не распространяются. И самим строителям решать, какой
миксер им нужнее. Они могут выбирать или более дорогой, но позволяющий
работать на дорогах общего пользования, или же машину подешевле, но пригодную
только для ведомственных дорог.


Надстройка с раскрученной маркой Tigarbo выпускается российским предприятием
«КАМЗ-Экспорт» в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области по лицензии
известной немецкой фирмы Stetter – одного из лидеров в этой отрасли. Выпуск
автобетоносмесителей завод начал еще в 1979 г. в рамках международной
научно-производственной кооперации с данным зарубежным партнером. В настоящее
время «КАМЗ-Экспорт» выпускает миксеры различных модификаций со смесительным
барабаном вместимостью от 4 до 12 кубометров.


Привод у всех «бочек» – гидромеханический и осуществляется от двигателя
шасси. Так делают сегодня на большинстве автобеносмесителей. Но встречаются
конструкции, где барабан вращается от своего собственного, автономного
мотора. Эта схема удорожает и утяжеляет машину, но имеет и свои преимущества:
при работе на стройке экономится топливо и ресурс двигателя шасси. Во
всяком случае, если будет спрос, то предприятие ХК «АвтоКрАЗ», как утверждает
главный конструктор Михаил Корсун, без проблем сделает и такой автомиксер.


В последнее время возрастает спрос и на дорожно-строительную технику.
И здесь ХК «АвтоКрАЗ» тоже не остался в стороне. Сегодня он предлагает
автогудронатор КДМ-333 на трехосном шасси КрАЗ-65101 (6х4). Надстройка,
изготовленная на кременчугском заводе «Кредмаш» – это 11-кубовая цистерна
с оборудованием для распределения битумных материалов по поверхности дороги.
За один заход машина прокладывает полосу шириной 5,5 м.


Интересно, что подобную цистерну-битумовоз на шасси КрАЗ использует
ДП «Новая техника» (г. Николаев) в спарке со своей машиной-прицепом для
поверхностной обработки автодорог – ДН-014.


А еще создан автопоезд в составе седельного тягача КрАЗ-6443 (6х4) и
вместительной цистерны-полуприцепа ПЦЦ-31, расчитанной на 31 кубометр
горячего строительного «блюда» – битума.

 Мнение  

Михаил
Корсун
Главный конструктор ХК «АвтоКрАЗ»

Что касается надстройки – барабана
и привода, то она у обеих моделей автобетоносмесителей
абсолютно одинакова, и, в принципе, ее можно переставлять
с трехосного шасси на четырехосное даже в условиях хорошо
оснащенной мастерской. У некоторых могут возникнуть
сомнения, а достаточно ли устойчивым будет шасси 6х4
с таким тяжелым барабаном? На первый взгляд, 4-осное
кажется более устойчивым. Но это не так, поскольку на
данный параметр влияет еще и жесткость рамы на скручивание
и другие факторы. Могу смело заверить, что обе машины
полностью соответствуют существующим нормативам по устойчивости.

КрАЗ-7133Р4КрАЗ-6333Р4
Общие данные
Типавтобетоносметитель
Колесная формула8х4/46х4
Д/Ш/В, мм10400/2500/380010000/2500/3800
Колесная база, мм1900+3800+14004880+1400
Снаряженная масса, кг1570013900
Полная масса, кг3820031000
Осевая нагрузка, кг
– на передние оси/ось
– на заднюю тележку
13700
24500
6100
24900
Полезный объем миксера, м куб9
Радиус поворота, м13,0
Дорожный просвет, мм290
Объем бака, л250
Двигатель
Тип/маркаЯМЗ-238ДЕ2 (Евро 2)
Рабочий объем, см куб14860
Расп. и к-во цил.V8/2
Мощность, л. с./об/мин330/2100
Макс. кр. момент, Нм/об/мин1225/1200-1400
Трансмиссия
КПП, типмех. 8-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн.бараб./бараб.
Шины12.00 R20
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч9075
Контрольный расход, л/100 км35,033,0
Гарантия1 год или 30000 км

Леонид Гоголев
Фото автора