Легкие на подъем
В 2003 году регистрации новых легких коммерческих автомобилей в Украине составили 25,5 тысячи единиц, что почти на 20% больше, чем в 2002 году. Речь идет о развозных машинах полной массой до 3,5 т включительно и микроавтобусах. |
В течение 2003 года
регистрации новых легких грузовиков и микроавтобусов происходили достаточно
равномерно, без особых пиков и падений. Этому способствовало развитие
украинской экономики, стабильность в законодательстве, развитие кредитования
покупок автотранспорта для предпринимателей и частных лиц.
Две тысячи в месяц
В прошлом году в Украине ежемесячно регистрировались примерно по 2 тысячи
автомобилей, причем в начале года коммерческие машины продавались несколько
хуже, чем во ІІ полугодии. Кстати, такая же ситуация наблюдалась в 2002
году, что позволяет говорить о цикличности годовых продаж автотехники
и традиционном повышении деловой активности во ІІ полугодии.
В июле 2003 года украинцы зарегистрировали наибольшее количество машин
– 2675 единиц, или примерно 10% годового объема. Некоторый спад наблюдался
в августе-сентябре, но в октябре и декабре, когда у предприятий по итогам
года появилось больше свободных средств, продажи снова выросли.
Микроавтобусы уже не нужны?
Структура рынка легкой коммерческой техники в 2003 году по сравнению
с 2002-м несколько изменилась. Рынок новых микроавтобусов, на котором
доминируют пассажирские «Газели», уменьшился. Если в 2002 году на этот
класс коммерческой техники приходилось 36% рынка (7,5 тыс. ед.), то в
2003-м – почти 22% (5,5 тыс. ед.). Это связано с переориентацией рынка
пассажирских перевозок с микроавтобусов на малые автобусы, а также увеличившейся
конкуренцией со стороны импортных подержанных микроавтобусов.
Продажи грузовой легкой автотехники по сравнению с 2002 годом существенно
увеличились. Больше всего, почти вдвое, выросли регистрации автомобилей
полной массой 2,1 – 3,4 т. На 54% увеличились продажи машин до 2,0 т.
А наибольшим спросом (около 11,6 тысячи машин) пользовались грузовики
полной массой 3,5 тонн.
«Россияне» все еще в почете
Рейтинг марок в 2003 году не существенно отличается от рейтинга 2002
года. Продажи автомобилей производства стран СНГ по-прежнему выше, чем
иномарок (91% против 9% соответственно). Лучше всего продаются автомобили
ГАЗ – 66% всего рынка, хотя динамика роста у этой марки небольшая. Зато
автомобили второй марки в рейтинге – ЗАЗ – в 2003 году продавались вдвое
лучше, чем год назад. Речь идет практически об одной модели – «Таврии-Пикап».
В то же время пикапы ВИС покупали значительно меньше, чем год назад, а
марке Иж фактически удалось сохранить свою долю рынка.
Среди иномарок в данном сегменте с большим отрывом по-прежнему лидирует
Volkswagen. Растут продажи французских марок (Renault, Peugeot, Citroёn),
но наиболее заметный рост – у Ford (в 2 раза) и Mercedes-Benz (в 3 раза).
Среди других заметных изменений в рейтинге – уменьшение продаж Iveco,
рост Fiat, Dacia, Opel, ЛуАЗ и Тata.
В Киеве любят иномарки
Больше всего новую коммерческую автотехнику покупают в Киеве (14%) и
индустриальных областях страны – Донецкой, Днепропетровской, Харьковской
(по 7 – 11% от общих регистраций в Украине). В остальных регионах доля
продаж автомобилей составляет от 1 до 4% от общеукраинских показателей.
Причем в западных областях страны по сравнению с 2002 годом рост рынка
был более существенным, чем в других регионах. Такая тенденция объясняется
началом работы на западе страны крупных сбытовых сетей. Интересно, что
в Киеве на иномарки приходится почти треть всех проданных новых легких
грузовиков и микроавтобусов – это пока недосягаемый результат для остальных
регионов. В то же время несколько популярнее, чем в среднем по Украине,
иномарки в Волынской, Днепропетровской, Киевской, Одесской, Черновицкой
областях.
Чаще всего новую легкую коммерческую технику в Украине покупают по цене
4 – 6,5 тысячи евро (65%). Примерно пятая часть продаж приходится на грузовички
ценой 6,5 – 10 тысяч евро, десятая часть – дешевле 4 тысяч евро. Только
5,5% приходится на автомобили стоимостью от 10 до 35 тысяч евро, более
дорогую технику в этом сегменте рынка украинцы не покупают вообще.
Интересно, что данная структура продаж по ценовым диапазонам с 2002 года
практически не изменилась. Таким образом, можно предположить, что в 2004
году потеснить на рынке российскую технику смогут лишь те марки, которые
предложат покупателю технику по низким ценам.
Рейтинг марок по объемам продаж за 2003 год |
|